Этим летом на Пикнике «Афиши» в Москве случилось то, чего ждали восемь лет: на одной сцене снова собрались i61, Basic Boy, глебаста (известный как Glebasta Spal) и Thomas Mraz – те самые парни из Dopeclvb, которые в десятых перевернули уфимскую и не только рэп-сцену. Мы поговорили с каждым из них о том, каково это – снова быть вчетвером, почему их музыка до сих пор на слуху и есть ли шанс услышать новый альбом культового объединения.
Глебаста, Basic Boy, Thomas Mraz и i61 спустя восемь лет снова вышли на сцену вместе – без лишней ностальгии, но с четким вайбом, будто и не уходили. Dopeclvb – одно из самых креативных и уникальных объединений отечественной индустрии, которое зародилось на уфимских улицах в 2012 году. Парни были первыми, кто начал делать новую волну – трэп-биты, свежий флоу, много вокала и автотюна. И именно Dopeclvb удалось так радикально взбодрить русский рэп в те годы, потому что это был не просто рэп: глебаста пел, Basic Boy читал под автотюном, i61 мэтчил биты с эстетикой киберпанка и нуара, а Thomas Mraz вкидывал свою фирменную лирику.
Пока ждали вашего выхода, все кричали DCOCB. Почувствовали, что народ соскучился?
i61: Думаю, да. Вылезать из интернета в реальность весьма интересно и волнительно.
Basic Boy: Да! Сначала было страшно, что мало людей придет – я всегда сильно переживаю. Но в итоге мы вчетвером молча вышли на сцену, а вокруг все кричали. Было очень классно.
Thomas Mraz: Да, почувствовали! Особенно много было фанатов i61. Они такие милые, косплеят Федяя, маленькая армия. Я вообще стал чувствовать народ с каждым годом все лучше. Понадобилось 13 лет музыкальной карьеры, чтобы понять себя как артиста и свою аудиторию.
глебаста: Да, когда слышу на бэке, как зритель зовет на сцену, становится очень приятно. Это будоражит.
Как вам первый за восемь лет концерт?
i61: На самом деле, как будто вчера выступали, даже волнения не было. Сработали четко.
Basic Boy: Были некоторые технические огрехи, есть над чем работать. Но глобально получилось круто. Мне кажется, и мы кайфанули, и все пришедшие. Но дальше, конечно, будет веселее.
глебаста: Всего пара репетиций понадобилась перед выступлением. И контакт наладился – сработались и сделали лайв по всем канонам.
А понимаете портрет вашей аудитории? На Пикнике «Афиши» были и зумеры, и миллениалы – и все голосили «Вечеринка нулевых до утра».
i61: Ответ в вопросе!
Basic Boy: У меня есть ребята в телеграм-канале, которым и по 16, и по 18 лет. А есть мои ровесники (Basic Boy 31 год – прим.ред.). Может, есть и старше. Очень классно, что у нас музыка распределяется между большим слоем.
Thomas Mraz: С миллениалами и зумерами я еще пока разбираюсь. У нас сейчас обновился штат на лейбле, работаем с молодыми ребятами, изучаю этот вопрос поколений. Но что нас знают и любят «старички» и молодежь – это приятно.
глебаста: Я вижу свою аудиторию и аудиторию Dopeclvb свободными, шаристыми людьми. Некоторые из них включают эту музыку своим детям, а, возможно, песни всего состава нашей команды передаются из поколения в поколение.
Многие определяют вас тегом «легенды уфимского рэпа». Согласны?
i61: Мы определенно куда-то двинули уфимский рэп, выйдя за жанр и открыв новые возможности.
Thomas Mraz: 100% согласен. Мы легенды и не только уфимского рэпа, особенно Федя – этот парень был легендой, когда многие сегодняшние кумиры ходили в младшие классы. И до сих пор таковым является. Этот человек имеет свойство делать дороже все, к чему прикасается.
глебаста: В основном так говорят в Уфе – и это так. К тому же о нас говорят как о легендах интернета и легендах как таковых.
Вы начали писать свои треки в далеком 2012 – как в то время ощущалась уфимская музыкальная тусовка?
i61: Как тусовка друзей с разных районов, но объединенных одними целями.
Basic Boy: В тот момент музыкальная уфимская тусовка казалась нам антагонистами. Это все было про подъездный рэп незнакомых и неблизких нам людей. Поэтому мы начали формировать вокруг себя тех, кому по кайфу было то же, что и нам. И как-то все само собой сложилось.
После такого громкого реюниона у всех один вопрос: ждать новый альбом легендарного квартета?
i61: Поживем – увидим. Пока я сосредоточен на новой эре своего творчества: она занимает слишком много места в голове.
Thomas Mraz: От себя скажу, что я готов и считаю это вполне реальным, я уверен в своих силах и в ребятах. Возможно, парням нужна какая-то большая мотивация – в этом я их тоже понимаю. Если найдутся люди, которые захотят дать нам эту мотивацию, то мы открыты к предложениям. Поживем – увидим, а пока мы смотрим в будущее с поднятой головой.
глебаста: Один новый общий трек Bombay осилили, и даже с удовольствием. Получается, работать всем составом Dopeclvb способен. Вот вам и интрига.
Кто такой i61 – основатель Dopeclvb
i61, он же Федор Приходов, – уфимский рэпер, важный участник YungRussia (рэп-движения, из которого вышли многие ключевые артисты сегодняшней урбан-сцены) и автор сюрреалистичных песен. За свою музыкальную карьеру i61 выпустил трилогию концептуальных ретровейв-альбомов Shelby, совместные релизы с Boulevard Depo и Pharaoh, но что важнее – в том самом 2012 году он собрал друзей-рэперов и создал Dopeclvb. Кроме музыки, основатель объединения иллюстрирует клипы (i61 рисовал анимацию для «Супер-магазина» ft. PowerPuff Luv), рисует комиксы и развивает бренд одежды.
Давай вернемся во времена, когда Dopeclvb только начинался. Ты сам как воспринимал тогда эту всю задумку?
Как что-то клевое и органичное времени. Свежие люди должны объединяться!
Ты позвал в Dopeclvb Thomas Mraz, у которого в итоге сложилась яркая сольная карьера. Это ты – визионер и гениальный провидец таланта, или у Алмаса на старте были большие амбиции?
Я определенно и точно видел, что у него есть талант, и как мог помогал его реализовать. Но думаю, у него и так прекрасно все получилось бы.
У тебя с Boulevard Depo, с которым ты тоже познакомился в Уфе, много фитов, а ваш фристайл на Fast Food Music – чуть ли не лучший вид терапии. Почему он не вошел в состав Dopeclvb?
Другие тексты и другая все-таки тусовка. С ним был иной тип коннекта – больше коллаборационный из разных вселенных, чем из одной.
Понимаешь, почему «Доуптейпы» так мощно выстрелили?
Я бы не сказал, что они мощно выстрелили, но 100% оставили яркий след в интернете и сердцах людей своей пестростью стилей и поджанров.
Есть любимый трек у Dopeclvb?
Наверное, Kimono – по классике. Еще нравится старый трек с Томасом – Iceberg.
Чем сейчас занимаешься?
Пишу новое творчество, рисую и занимаюсь брендом DCW вместе с нашей талантливой командой.
Boulevard Depo & i61 - Фристайл
«Это был первый шаг со дна» – Basic Boy о музыке, страхах и новом этапе
Basic Boy – исполнитель строчки «Она не верит, что я рэпер, ведь я так вежлив», которую мы тепло пропевали на вечеринках в 2017 году – в апреле этого года выпустил альбом «Никто, нигде» (на фитах – i61, Tveth и Thomas Mraz). Кажется, это самый честный релиз Бейсика: с текстами на личные и серьезные темы, которые ощущаются больше как мрачные размышления рэпера и поиски ответа на вопрос «Кому нужна моя музыка?». Камбэк Максима (настоящее имя Бейсика) воодушевляет фанатов ждать свежие пластинки и, возможно, новую эпоху его творчества – в другом образе и с непривычным звучанием (хотя и старого Basic Boy мы нежно любим).
Как сейчас обстоят дела в Dopeclvb?
Очень классно понимать, что спустя все эти годы мы имеем некую синергию. Каждый из нас – это персонаж. И сейчас мы собрались вместе, немного поругались, немного помирились. Я чувствую, что баланс наступает внутри Dopeclvb и есть в нас веселуха еще. Когда мы вместе, очень все забавно, весело, необычно. Мне лично очень нравится атмосфера между нами четырьмя.
Ты говорил, что не вырос в большого артиста. Но в Уфе твоя личность ощущается иначе – ты был ярким персонажем той тусовки десятых годов, которая сильно повлияла на локальную рэп-индустрию. Как сам ощущаешь свою роль в уфимской музыкальной культуре?
Я стараюсь трезво себя оценивать… хотя, может, это и не совсем трезвая оценка – у меня ведь нет всей картины. Не вижу себя со стороны, и поэтому мне сложно называть себя влиятельным артистом. Вряд ли кто-то из больших музыкантов сегодня может сказать, что вырос на Basic Boy. У всех нас, артистов, есть амбиции. Но мне совсем не хочется загонять себя в рамки исключительно Уфы.
В твоих планах было «обнулиться» и запустить сайд-проект. Какие есть задумки на этот счет?
Мои задумки постоянно меняются: адаптируюсь под реалии, смотрю, щупаю. На сегодня из последнего вышел совместный EP «Штат садов», который я сделал с моим уфимским другом и резидентом лейбла Алмаса – Joseph. Это чуть менее серьезная история, чем мои обычные сольные вещи. Ближе к инди-попу.
Но если говорить глобально, как о сайд-проекте – пока рано в это углубляться. Есть ощущение, что я еще не все выжал из Basic Boy: сам проект пока не стал чем-то настолько большим, чтобы от него уже отпочковались другие истории. Сейчас хочется дожать, посмотреть, что получится. А если не получится – сдвинуться в сторону.
В целом я немного отхожу от этого серьезного, автобиографичного подхода – хочется попробовать что-то легче. Хотя у меня большая дискография, и я верю, что могу привлечь к проекту больше людей – за счет музыки, которая будет понятнее, доступнее.
Ты можешь сформулировать, зачем альбом «Никто, нигде» нужен был тебе самому?
Хороший вопрос! Я совсем недавно сам себе его сформулировал. Последние три, а может и больше лет – это был спуск с вершины. Хотя я даже не знал, что был на вершине. И не знал, что спускаюсь. А когда обнаружил себя внизу, мне нужна была хоть какая-то первая ступенька, на которую я мог бы встать, чтобы подняться и сделать шаг заново. Конечно, в идеальном мире хотелось, чтобы альбом стал громким камбэком – чтобы все его услышали, растрогались, заплакали. Но, к сожалению, так не случилось. И все же я абсолютно не унываю и верю, что эта музыка еще будет услышана.
Для меня этот альбом стал прежде всего ступенью к новому себе. Я многое в себе открыл, получил новый опыт, увидел новые возможности. Это был первый шаг со дна. А теперь главное – строить эти ступени дальше. И чаще.
Каким будет следующий релиз? И будет ли?
Про прям большой релиз говорить пока рано. Очень хочется попробовать уйти чуть ближе к роковому звучанию. У меня сейчас есть несколько классных демок. Работаем над ними с продюсерами, ребятами из команды «Никто нигде». Там получается отход в сторону более веселого, живого, может быть, гитарного. Если все пойдет по плану, уже где-то в сентябре начну выпускать материал. Постепенно, без больших пауз – не хочется снова делать долгие перерывы, наоборот, хочется экспериментировать и пробовать новое. Сейчас у меня внутреннее ощущение, что это время небольших EP и поисков. Я как будто только начинаю нащупывать новый звук для себя.
Dopeclvb о прошлом, настоящем и планах
Thomas Mraz (Алмас Гатауллин) – сонграйтер, композитор, музыкальный продюсер и лауреат нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – продолжает развивать лейбл hangov3r, выпускает сольную музыку, работает с молодыми артистами и остается одним из самых продуктивных авторов на сцене. Глебаста (Глеб Решетнев) все так же выпускает сольные треки, копается в деталях и выстраивает вокруг себя цельный музыкальный образ. А в перерывах варит кофе, готовит пиццу и изучает поп-культуру, в которой живет с естественной легкостью.
На кого ориентировался Dopeclvb в далеком 2012 году?
i61: Вначале на Cheers Club (Vinnie Chase и Kid Art), потом уже на Odd Future и ASAP MOB.
Thomas Mraz: Вдохновителей у нас много. Мы никогда не занимались воровством или адаптацией, этим мы отличаемся от многих отечественных популярных исполнителей. Но вот список тех, кто повлиял на наш стиль: Vinny Cha$e и Kid Art (Cheer$ Club), Soulja Boy, Tyler the Creator, Frank Ocean, Earl Sweatshirt и другие. Лично на меня сильно повлиял The Weeknd. Наши наслушанность и насмотренность не уместятся в один терабайт. Там много всего: книги, фильмы, игры, мода, жизнь.
глебаста: Ориентир скорее на «что»: на моду, крутой звук и стиль в лайфстайле.
А когда поняли, что Dopeclvb – это «вау»?
i61: Сразу же.
Basic Boy: Только сейчас, оглядываясь и научившись замечать микродвижения, нюансы, важные детали, я начинаю это понимать. Для меня это всегда, в первую очередь, было про кайф. Не про масштаб, не про статус. Мы, как мне кажется, так и остались чем-то локальным. И вот это ощущение – что мы вроде бы могли больше, но остались в своем кругу – оно меня, наверное, всегда немного коробило.
Thomas Mraz: Когда родились и почувствовали, что мы здесь неспроста и нас ждут большие свершения. Я всегда верил, что рожден для чего-то крутого, несмотря на сомнения близких, смех знакомых и ненависть конкурентов. Я продолжаю верить.
глебаста: С первого трека стало понятно. Много крутых куплетов на свежих битах от своей тусовки – это что-то новое, особенно для России. Конкретно я словил вау-эффект подобно загрузочной строке, свэг накопился и стал очевиден, когда я выпустил Static.
У вас есть любимые концерты, въевшиеся в память?
Basic Boy: Первое, что приходит в голову, – клаб-шоу, мое сольное выступление в Орле. Там такая бешеная энергия была, просто взрыв. Сейчас, глядя на афиши, хочется сделать что-то по-настоящему мощное, яркое – особенно на наш большой сольник в Москве.
Thomas Mraz: До сих пор мой любимый концерт – это первое выступление Dopeclvb, где нетрезвая женщина показывала мне средний палец.
глебаста: Я обожаю все свои выступления. Например, в Москве на «Русском Аттракционе» была, можно сказать, локальная тусовка, и я там исполнил только анрелизы. Ценю живую реакцию! Тут же вспоминается фестиваль Facec&lacec: там анрелизы тоже зашли на ура, со слэмом. А уже позже я сделал сольник, на котором исполнил новую музыку, выпущенную онлайн — треки со всех альбомов на 2023 год.
Вы анонсировали концерт в московском клубе Atmosphere. Есть в планах выступить в родной Уфе?
i61: Конечно, я думаю, это стоит сделать.
Basic Boy: Да, хотелось бы. Надеюсь, сможем это организовать, придумать. Сейчас процесс идет, время у нас еще есть.
Thomas Mraz: Я больше не занимаюсь тем, что плохо оплачивается, а если вы готовы обсудить реальный бизнес, то я всегда на связи! А так, Уфа и родная Башкирия – всегда в сердце, туда я всегда еду с удовольствием и провожу время продуктивно и интересно.
глебаста: Фанбаза уже просит извиниться: «А когда концерт в Уфе?». Все по порядку.
Как выглядит ваша жизнь вне концертов и записей треков?
i61: Я играю в соулс-игры и Tekken 8.
Basic Boy: Если честно, я бы хотел, чтобы жизнь состояла только из бесконечного экшена, создания. Но я жуткий лентяй с дурацкими привычками, и мне сложно заставить себя что-то делать. Поэтому просто могу разгильдяйствовать. Вообще, я снимаю всякие ролики в TikTok, тусуюсь по вечеринкам, бываю на студиях – это ведь тоже в каком-то смысле часть работы. Хочется, чтобы жизнь была еще более насыщенной. Хотя, конечно, сейчас она снова стала очень активной.
Thomas Mraz: Именно сейчас я полностью убрал квартиру к приезду семьи, а пока убирался – приготовил завтрак и досмотрел сериал «Аутсорс», также провел несколько созвонов по работе нашего лейбла hangov3r, скучать не приходится!
глебаста: Мне нравится собирать статистику о своих песнях, дорабатывать их до такой степени, когда они становятся саундтреком дня. А еще люблю готовить пиццу, варить кофе и познавать великую поп-культуру.
Текст: Евгения Лунина
Фото: архивы Dopeclvb
Комментарии (0)