Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

AY YOLA: «Втроем мы – один живой организм: все сбалансировано, каждый вносит свою уникальную часть»

Главная музыкальная сенсация года – уфимская этно-фолк-группа, чьи треки написаны по мотивам древнего башкирского эпоса «Урал-батыр» (что? да!) и лауреаты нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2025. В марте Руслан Шайхитдинов, его дочь Адель и Ринат Рамазанов выпустили песню Homay, которая стремительно завирусилась в соцсетях и обошла в чартах Shazam Леди Гагу и Бруно Марса. Клип, снятый в знаковых местах Башкортостана (на видео засветились Инзерские зубчатки, шихан Торатау и водопад Кук-Караук!), набрал больше девяти миллионов просмотров.

Ринат Рамазанов, Адель Шайхитдинова, Руслан Шайхитдинов

Ринат Рамазанов, Адель Шайхитдинова, Руслан Шайхитдинов

Каждый из вас – не новичок в музыкальной тусовке, и ощущение популярности вам хорошо знакомо. И все-таки успех такого масштаба – это что-то новенькое, верно? Как обходитесь с внезапно свалившейся славой?

Адель: Отвечу коротко: я просто стараюсь не терять себя. Музыка важнее всего, а остальное как-то само собой получается.

Руслан, а вы что скажете? Редакция, вспоминая 1995 год, утверждает, что вы были тогда самым модным диджеем Уфы. Наш издатель Элиза Савасина рассказывает, как по ночам слушала ваши эфиры на радио, а на дискотеках все перешептывались: «Это Север, это Север». Та популярность 30 лет назад в городе и сейчас (уже гораздо больше, чем в одном городе!) – это два схожих ощущения или очень разные?

Руслан: На самом деле, это уже третья волна популярности в моей карьере. Первая – те самые дискотеки, клуб «Динамик», кассета Mix, выступление в эфире «Европа Плюс»… Вторая связана с работой в Москве: с 1998 года я начал вести эфиры на «Серебряном дожде», потом на радио Maximum – и это был уже совсем другой масштаб вещания! Больше 10 лет моя программа Electroshock открывала уикенд не только в России, но и в Армении, Беларуси, многих других странах. И осознание всегда приходило позже: когда делаешь что-то масштабное, творческое, интересное – находишься внутри процесса, у тебя мало времени, чтобы пользоваться, так скажем, плодами популярности. Сейчас происходит то же самое: мы настолько заняты, что не успеваем насладиться моментом. Сон по четыре часа в сутки, съемки нового клипа, постоянные интервью – все это физически сложно, поверьте. Так что оценивать, какая популярность оказалась интереснее, будем позже.

Ринат, у вас была этно-группа «Аргымак», с которой вы объездили множество стран: в Саудовской Аравии, например, взяли Гран-при на Nomad Universe. Проект AY YOLA можно считать ее логическим продолжением?

Ринат: Смысл обоих проектов в том, чтобы познакомить широкий круг слушателей с башкирской культурой. Это логичная, системная, большая работа, которой я занимаюсь всю жизнь – и получаю от нее огромное удовольствие. Деятельность «Аргымака» встала на паузу из-за пандемии, AY YOLA – своего рода апгрейд концепции. Там были живые инструменты, здесь – электронный саунд с записанной поверх национальной музыкой. Жанрово и стилистически все поменялось, но основа осталась неизменной: в центре нашего творчества – башкирский фольклор, традиции и обычаи.

Неизбежный вопрос: что означает AY YOLA? Какой концептуальный код зашит в название?

Ринат: Yola в переводе с башкирского означает «традиции», или даже скорее заповеди, заветы. Ay – Вселенная, мироздание. Если соединить эти понятия, получается Ay Yola – законы мироздания: нечто всеобъемлющее, несущее глубокий смысл.

Как распределяются роли в команде?

Адель: У нас все гармонично: Ринат – хранитель культуры, он как никто другой знает эпос «Урал Батыр», лежащий в основе творчества AY YOLA. Папа же – просто гений в написании музыки: знает, как передать атмосферу, раскрыть смыслы. Я пою – и транслирую эмоции, которые они создают. Втроем мы – один живой организм: все сбалансировано, каждый вносит свою уникальную часть.

Адель, отношения «папа – дочь» влияют на вашу работу?

Адель: Точно не мешают: наоборот – придают всему, что мы делаем, дополнительную искренность.

Вы много раз говорили, что миссия проекта – новое музыкальное прочтение «Урал-батыра». Почему именно это произведение?

Ринат: «Урал-батыр» – сокровище башкирского народа: браться за него абы как – себе дороже. Нужно понимать, кто такой Урал-батыр, какое место он занимает на тюркоязычном пространстве – нет, даже во всем мире. Потому что по смыслу эпос (не побоюсь такого сравнения!) схож с любым из Священных писаний: заповеди, которые много веков подряд передаются из уст в уста, от старших к младшим. В текстовом виде «Урал-батыр» появился всего 115 лет назад – и мы решили продолжить традицию, передав его новым поколениям в виде музыки. Для нас это больше, чем просто творчество – огромная ответственность, которую мы осознанно взяли на себя.

Как подружить электронный звук с этнической составляющей, добившись при этом идеального баланса: не «клюква», но и не очередная «народная музыка в модной обработке»?

Руслан: Задача правда непростая. Я всегда говорю, что музыка – это математика и физика: для создания такого саунда мы должны решить уравнение с двумя неизвестными. Чтобы сохранить вкус башкирской музыки – нужно обратиться к пентатонике. Чтобы сделать более современное звучание – нужно посмотреть в сторону джазовой гармонии, аналоговых и таблично-волновых синтезаторов, новых битов, саунд-дизайна… Помогают наслушанность и опыт. Плюс великолепное чувство вкуса Адель и прекрасная игра Рината на курае, домбре, кубызе: наш общий настрой рождает фирменное звучание.

Когда писали Homay – у вас в голове был готовый рецепт хита?

Ринат: Когда Руслан написал самый первый бит, у меня в голове моментально всплыли стихи башкирской поэтессы Дины Кильдиной, всю жизнь посвятившей изучению «Урал-батыра». Девять лет назад она познакомила меня со своим творчеством, вдохновленным эпосом. На аранжировку Руслана текст лег как доктор прописал. Мы сразу поняли: это будет музыкальный прорыв! Потому что получалось настолько свежо и ново, весь альбом создавался на одном дыхании, трек за треком.

Первым релизом группы был трек Batyr, правильно? Однако взлетел именно Homay, опубликованный за ним.

Ринат: Рассказ о своем творчестве мы начали с чистого листа: ноль подписчиков, ноль вложений в рекламу. И прежде всего пустили в ход «Батыров» – чтобы они, как настоящие богатыри, прорубали нам дорогу. Первый пул подписчиков набрался именно благодаря этому треку: люди начали репостить его, песня разошлась по разным каналам. Когда вышла Homay, те же слушатели подхватили ее и запустился эффект массовой рассылки. В итоге наши аккаунты выросли исключительно на органике, на продвижение мы не потратили ни копейки: «Батыры» сделали свое дело. Homay же стала козырем в рукаве, в ней все совпало: ровная бочка, этнические инструменты, которые звучат необычно и в то же время понятно, откликаясь для представителей всех тюркских культур, – и, конечно, красота Адель.

И костюмы! Визуальный код в клипе Homay – очень броский и узнаваемый: микс традиционных элементов одежды – нагрудников, меховых шапок и сапог – с лакированной кожей и оверсайз-силуэтами. Кто разрабатывал образы?

Ринат: Черные жилеты на нас с Русланом и бордовый плащ Адель, в которых мы сейчас выступаем, создала дизайнер-модельер из Уфы Мария Федоренко. Когда снимали те самые первые ролики, чтобы выпустить релизы треков, стояла зима. Нужно было утепляться. У меня в голове всплыла картинка из детства: тетя на швейной машинке шьет для меня полушубок из маминой волчьей шубы. Сказано – сделано: на «Авито» мы накупили старых шуб – волчьих, лисьих, мутоновых, из чернобурки – а еще кожаных плащей, пиджаков. Собрали все это в кучу у меня дома и вместе с Адель взялись за дело: начали кромсать, чикать… Отрезали рукава у лисьей шубы, пустили их на сапоги. Импровизировали на ходу! Правда, Адель хватило всего на день – потом она убежала, потому что мы все исчихались. (Смеется.) Дальше шили в формате онлайн, скидывали фотографии друг другу. Костюмы для первых клипов нам помогали создавать фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас», ГУП «Агидель», ансамбль народного танца Файзи Гаскарова – все это миксовалось между собой. Над новыми образами работает целая команда: режиссер из Бурятии Баяр Барадиев, художник по костюмам Валерия Колыжбаева. Все делается согласованно, но в нашем коллективе за этот вопрос отвечает Адель: выступает в роли стилиста, подбирает нам образы для выходов в свет.

Глобально вы ощущаете себя частью одной большой уфимской музыкальной традиции? Ведь она, если подумать, огромная – от 80-х до «Лауд», Boulevard Depo, Thomas Mraz.

Ринат: Если не усложнять – то да: много известных артистов из Башкортостана стали популярными и в России, и за рубежом. Но если посмотреть на это с точки зрения смыслов? У всех наших коллег, добившихся результатов, творчество основано на личном опыте: в основе их стихов, музыки лежат внутренние переживания. В нашем же случае это многовековая история башкирского народа, его легенды и предания, ценности – те самые основы мироздания.

Слова настоящих амбассадоров Башкортостана! Адель, вы ведь жили в Петербурге, а потом вернулись в Уфу?

Адель: Да, я жила в Москве и Петербурге, но Уфа – это дом. Тут и родные, и знакомые места, и вдохновение всегда рядом. Петербург мне нравится, но возвращаться в Уфу – значит возвращаться к себе.

Руслан: Мне 51 год, и 25 из них связано с федеральными радиостанциями, работой в Москве. Было много возможностей переехать, но этого так и не случилось. Знаете, когда я пересекаю мост через Белую, у меня возникает необычное чувство: с тебя словно груз снимают, становится легче, дышится по-другому. И так происходит каждый раз, когда я возвращаюсь домой.

Такие проекты, как AY YOLA, вносят огромный вклад в узнаваемость региона. Вы думали о том, чтобы создать специальный туристический маршрут с собственным неймингом или составить список must see мест для гостей республики? Министерство туризма еще не предлагало вам такую идею?

Ринат: Идея для нас не новая – но всему свое время. Альбом «Урал-батыр» – это не только музыка: мы хотим, чтобы люди во всем мире узнали про Башкортостан, приехали к нам, увидели, как здесь красиво. Ведь все памятники природы, которые есть в республике, – реки Агидель, Яик, Хакмар, Нугуш, горы Иремель, Янбика, озера Ялка, Салкынкуль, пещера Шульган-Таш – так или иначе связаны с эпосом. У нас давно разработаны туристические маршруты (один из них, кстати, вошел в реестр национальных маршрутов России), заключены договоренности с турбазами, проведены инвест-часы с главами регионов, готовы 3D-визуалы, рекламные буклеты. Наше творчество – своеобразный локомотив, к которому мы будем цеплять разные вагоны: событийный туризм, фестивали, этно-путешествия по республике. 

Когда ждать новый альбом?

Ринат: Совсем скоро выйдет еще несколько релизов и клипов, прямо сейчас работаем над съемками. Полностью альбом выложим ближе к середине лета. Это будет целый мюзикл, музыкальный фильм, основанный на эпосе «Урал-батыр» – каждый клип станет отражением какого-то предания. Впереди – большая, трудоемкая работа: мы используем очень необычные локации. Раскрою секрет: во втором клипе появится не только Башкортостан! Так что ждите новостей. Одним альбомом мы не ограничимся: творческого потенциала и запала в нас – ой-ой-ой! (Смеется.)

Текст: Эльвира Галиева
Фото: Баир Мансорунов

«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2025:

Группу компаний «Гранель» — официального застройщика жилого комплекса «Лесная симфония»

Федеральную аптечную сеть «Фармленд»

«World Class Уфа» — фитнес-клуб премиум-класса

Центр красоты, здоровья и молодости Giovane

Рекламное агентство полного цикла «Арго»

Организацию праздников Borisov Event

Компанию Ladoga

Креатив и продакшн-студию Tip-Top Team

Business FM — деловое радио

Мастерскую флористики и декора Anree

Материал из номера:
Июнь 2025

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: