18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Дирижер из Уфы Линар Давлетбаев: «Совмещение классики и рок-н-ролла дает невообразимое звучание»

Музыкант больше двадцати лет проработал в Башкирской государственной филармонии, а сейчас руководит своим проектом Major orchestra, на концертах которого прыгает со сцены в толпу (что? да!). В трек-листе оркестра песни AC/DC, Nirvana, Linkin Park и даже The Prodigy (в исполнении кыл-кубыза – вау!). Нам Линар рассказал о своих отношениях с музыкой, любви к року и том, как коллеги из филармонии относятся к его творчеству.

Линар Давлетбаев

Линар Давлетбаев

Вы писали в своих соцсетях, что с детства ненавидите музыку, но жить без нее не можете. Каким образом две эти полярности сошлись?

С шести лет меня заставляли заниматься музыкой по четыре часа в день. Причем дома, без наставника. Я не понимал что нужно делать и зачем мне это все. Поэтому музыку я с детства ненавижу и при этом жить без нее не могу.

Вы ведь изначально учились играть на баяне?

Сначала я учился в средней специальной музыкальной школе при Уфимском государственном институте искусств (сейчас средний специальный музыкальный колледж) и до седьмого класса был пианистом, но у меня это дело не очень хорошо шло. На мой взгляд, инструмент должен быть близок человеку, но иногда получается так, что он не дает раскрыться таланту ребенка. В общем, баян сам меня выбрал. Этот инструмент — праздник, а в душе я такой же.

Когда я учился в старших классах, у меня появилась цель – поехать на Кубок мира среди баянистов, и я этой цели достиг. В 2007 году стал лауреатом Кубка мира по игре на баяне в Соединенных Штатах Америки. После конкурса я не понимал, чем мне заниматься дальше, потому что не хотел быть артистом-баянистом.

И тогда решили стать дирижером?

Не совсем. В школе параллельно баяну был предмет дирижирование, я сдавал все экзамены на четверки, редко на пять с минусом. Преподаватель Юрий Селезнев усердно готовил меня к конкурсу по дирижированию, а я не понимал, зачем мне это нужно. В первом туре я поработал с роялем, а во втором – продирижировал стерлитамакским оркестром русских народных инструментов. В тот момент, когда музыканты заиграли, я начал наслаждаться и наконец понял, что звуками можно управлять как красками, когда рисуешь картину. Это было волшебно, я прочувствовал работу и занял на конкурсе второе место.

Линар Давлетбаев, фото с концерта Major orkestra

Линар Давлетбаев, фото с концерта Major orkestra

Как попали на работу в филармонию?

На первом курсе учебы в Уфимском государственном институте искусств меня попросили заменить баяниста в составе Национального оркестра народных инструментов (НОНИ), и мы поехали на гастроли. Руководство даже пообещало взять меня на работу, но после сотрудничества они почему-то провели конкурс и выбрали другого человека. Как позже оказалось, все не зря! Через пару месяцев меня пригласили в качестве дирижера.

Я проработал в коллективе более 20 лет, из которых семь лет художественным руководителем и главным дирижером. Уволился в сентябре, так сложились обстоятельства. За эти годы НОНИ преобразился: благодаря башкирским композиторам расширили репертуар, поменяли палитру красок оркестра и заменили скрипки кыл-кубызами сопрано, которые изготовила музыкальный мастер Гульнур Галимова, с Артуром Гайсаровым внедрили усовершенствованный курай.

Оркестр был как экспериментальная лаборатория, в которой было одно правило — никаких ограничений в творческом развитии.

Оркестр был как экспериментальная лаборатория, в которой было одно правило — никаких ограничений в творческом развитии. Наши музыканты Алиса Якшидавлетова и Руфина Аллабердина на форуме «Таврида» в Крыму выиграли грант в 1,2 миллиона рублей. На эти деньги мы закупили новые инструменты, композитор из Москвы Руслан Мурсякаев написал первый для нас концерт для кыл-кубыза с оркестром. Мы его исполнили в июне в «Арт-квадрате». Это был очень важный момент для нас.

А как родился Major orchestra?

Этот проект зрел в моей голове еще с 2014 года. Тогда я руководил «Молодежным симфоническим оркестром». Вместе со студентами мы иногда экспериментировали, играли современную музыку. Я поделился идеей создания творческого оркестра с менеджером проекта Любовью Гаглачевой. Она поддержала меня и взялась за организацию и документацию. В состав оркестра пригласил музыкантов, которых знаю уже много лет. Работа в Major orchestra – это бизнес. Многие люди не понимают смысл этого слова, но вообще-то с английского оно переводится как «дело», а не деньги.

Сейчас многие играют произведения из игр, кино. Почему вы выбрали направление именно рок-музыки?

Не знаю, мне просто захотелось его поиграть. Кстати, я когда-то уже играл в рок-группе «Глумилино» на баяне. Для того чтобы играть такую музыку, ее нужно понимать, качать публику – это совсем другая энергия, а совмещение классики и рок-н-ролла дает невообразимое звучание.

На концертах Major orchestra вы носите кожаные штаны и прыгаете в толпу. Как отнеслись к этому коллеги из филармонии?

Я слышал только положительные отзывы о наших концертах. Музыканты «Мажора» (как его называют многие) работают и в филармонии, и в оперном театре, и в других организациях. И цель же у меня играть не только рок, а в целом музыку. Планируем готовить новые интересные и не стандартные программы.

Если сравнивать слушателей национального оркестра народных инструментов и Major orchestra – это две разные аудитории?

На концертах НОНИ уже сложившаяся публика, которая регулярно приходит на концерты и знает меня. Некоторые из слушателей, даже старшего поколения, насколько я знаю, были на концерте Major orchestra и танцевали. Мне писали в соц.сетях только добрые пожелания и адекватную критику. Музыка ведь должна вызывать эмоции, и не важно, в каком формате она исполняется.

Вы считаете Major orchestra долгосрочным проектом?

Определенно, да. Я в него вкладываю всего себя. Наша цель — играть разный репертуар. Это проект, в котором можно услышать хит группы The Prodigy в исполнении на традиционном инструменте кыл-кубыз. Главное — найти звучание, которое удивляет и поглощает, чтобы зритель хотя бы ненадолго забыл о своей работе или каких-то проблемах и получил эмоции. Этой осенью у нас будет две новых программы и уже сформирован график гастролей.

Ваш сын пошел по вашим музыкальным стопам. Он сам так захотел или вы повлияли?

У меня и супруга музыкант – преподает балалайку в музыкальной школе. Он, естественно, растет в музыкальной среде — и у него есть интерес, играет на виолончели. Кстати, он тоже не любит заниматься, как и я в детстве, но любит выступать. В июне на фестивале «Таврида» в Крыму мы впервые сыграли вместе. Я дирижировал оркестром, а Данэль играл на виолончели. Думаю, у него отлично получается.

Вы активно ведете соцсети. Какая у вас цель: развить личный бренд или, может быть, продвинуть классическую музыку в массы?

У меня не было цели становится блогером. Изначально я просто хотел оставить себе на память яркие моменты из жизни и работы. Я не только делюсь фрагментами выступлений, но и рассказываю, как езжу на рыбалку, как ломается машина в горах по пути на Инзерские зубчатки. Вижу, что мой блог вызывает у людей эмоции и интерес, но мне не нравится вести соцсети. Возможно, в будущем это изменится. Я понимаю, что это отличная возможность популяризовать музыку и построить личный бренд.

Текст: Карина Мамаева

Фото: из личного архива Линара Давлетбаева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: