Генеральный директор Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан этой весной презентовал в концертном зале «Башкортостан» программу, с которой коллектив выступит в этом году в Большом зале Берлинской филармонии.
Понимание музыки и любовь к ней можно воспитать или это то, с чем человек рождается?
Безусловно, человек, который вырос в музыкальной семье, имеет предрасположенность к музыке, но это отнюдь не гарантирует, что он выберет себе это направление как профессию. Моя любовь к музыке родилась вместе со мной: мама – альтистка и народная артистка РБ. В доме музыка звучала всегда, и уже в пять лет я начал ходить в музыкальную школу. Выбор был осознанным, а понимание того, что я хочу заниматься только музыкой, позволило с легкостью отказаться от всех мальчишеских забав, чтобы самозабвенно идти к своей цели. И я ни разу об этом не пожалел.
Сначала виолончель, потом кларнет – чем продиктован такой неочевидный выбор инструментов?
Виолончель – прекрасный инструмент с необычайно красивым тембром. Вот только моей маме тяжело было носить на репетиции в одной руке свой альт, в другой – мою виолончель. А тут еще я был совсем маленьким ребенком. Поэтому выбрали более компактный кларнет – инструмент, с которым мою семью тоже многое связывает: мой отец долгие годы работал кларнетистом в ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова.
Вы закончили Московскую консерваторию и Берлинскую высшую школу музыки имени Эйслера, стали известным музыкантом, лауреатом многочисленных конкурсов кларнетистов. Почему решили пойти в управленцы?
Свою руководящую должность в Национальном симфоническом оркестре РБ я считаю очень важной и ответственной работой. Я уверен, что добиться успеха в решении глобальных вопросов может только тот, кому процесс понятен изнутри, и верю в то, что творческий человек может быть социально активен и способен менять мир к лучшему. Совмещать столь разные ипостаси непросто, но можно. Я не планирую завершать карьеру исполнителя, мои контракты с Московской государственной академической филармонией и Московской областной филармонией сохраняются, разве что становлюсь более избирательным в репертуаре и выступаю несколько реже, чем раньше. Музыка – то, для чего я был рожден. Когда в перерывах между встречами с людьми я беру в руки инструмент – нет человека, счастливее меня. Это самое большое удовольствие, отказаться от которого я никогда не смогу. Куда бы я ни ехал, мой кларнет всегда со мной.
Вы часто говорите о том, что хотели бы сделать из Национального симфонического оркестра бренд республики, еще более известный, чем ХК «Салават Юлаев». Что для этого нужно?
Все сто один человек, которые сегодня играют в нашем оркестре – это профессионалы высокого уровня. Но нужно понимать, что симфонический оркестр конкурирует на международном уровне с лучшими мировыми оркестрами Европы и Америки. Поэтому качество звучания коллектива – это то, над чем работать нужно постоянно. И для этого я пригласил в Уфу прекрасного дирижера из Большого театра – Дмитрия Крюкова, воспитанника легендарного Геннадия Рождественского. Второе требование – здоровая рабочая атмосфера, сплоченность, без которой как единый сложный организм оркестр функционировать не сможет. Третье – репертуар. Здесь нам предстоит огромная работа. Оркестр стал исполнять серьезную академическую музыку. Многие великие полотна не исполнялись десятилетиями, а что-то звучит и впервые. Не секрет, что у общественности нашей республики сложилось впечатление, что в репертуаре коллектива превалирует музыка кино. Сейчас мы эту историю с саундтреками закончили. Текущий сезон у нас посвящен Чайковскому, в этом году композитору исполняется сто восемьдесят лет. Следующий сезон будет посвящен Рахманинову с его великими симфониями и грандиозными концертами для фортепиано с оркестром. Ко Дню Победы мы готовим Ленинградскую симфонию Шостаковича. В общем, наши планы расписаны уже до 2021 года. В репертуаре оркестра также присутствует современная академическая музыка, в том числе, башкирских композиторов. У нас в республике есть блестящие композиторы, которые непременно станут классиками. Конечно, нужно понимать, что такая музыка не всегда может быть коммерчески успешной.
Расскажите о программе, которую вы представите в этом году в Берлине.
Мы выбрали пятую симфонию Чайковского и концерт для виолончели с оркестром Дворжака, чешского композитора, с которым Чайковский был очень близок. То, что российский оркестр играет Чайковского в Германии, а дирижирует еврей – ситуация довольно ироничная с точки зрения истории. А если серьезно, это событие – невероятно волнующее для нашего оркестра. Ведь 99 % его состава никогда не были даже в зрительном зале Берлинской филармонии, не говоря уже о выступлении. Берлин – город с колоссальной музыкальной культурой, а Берлинский симфонический оркестр – это культурное достояние мира. Отточенным исполнительским мастерством здесь никого не удивить. Но мы готовы и этим удивлять, а также трактовкой, русской экспрессией, предельной искренностью на сцене. Ведь у каждого музыканта в нашем оркестре – огромное сердце и горящие глаза. Собственно, за это весь мир и ценил всегда русскую симфоническую школу.
Текст: Оксана Ватаг. Фото: Никита Сухоруков
Комментарии (0)