Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Съемки в бараке, работа с детьми и магия кино: короткометражка режиссера из Уфы покорила Италию

Его пронзительная короткометражка «Мы. Дети войны» вошла в топ-5 лучших короткометражных фильмов Италии на фестивале Cultural Classic. Мы поговорили с Эдуардом о том, как объяснить современным детям, что чувствовали их сверстники в 1941-м, и как снять кино, которое поймут в любой точке мира.

Эдуард Нигматуллин

Эдуард Нигматуллин

Давайте с самого начала. Расскажите, как обычный (а может, необычный) уфимский парень пришел к мысли, что хочет снимать кино?

Мой путь в кино начался в 16 лет, в 2011 году. Поступил в киношколу Булата Юсупова, чтобы стать актером. Стал сниматься в короткометражках, потом в более крупных проектах. За это время я попробовал разные роли: был и художником-постановщиком в одном башкирском фильме, и даже неожиданно для себя подменил на площадке звукорежиссера – замечательную Гульнару Саитову. Именно благодаря ей я научился самостоятельно работать со звуком на съемках и в студии.

А желание снимать родилось из простой мысли: каждый хочет оставить свой след, рассказать миру свою историю, показать свое видение. Вот и я, обычный парень из Уфы, задался этой целью. Прошел большой путь от актера до режиссера и все еще продолжаю идти вперед.

Был момент, когда вы уставали от киноиндустрии?

Да, в 2019 году на год ушел из профессии. Но уже в 2020 вернулся и присоединился к кинокомпании Golden Fox. С тех пор продолжаю сотрудничество с ней в качестве режиссера и режиссера монтажа. Вместе мы сняли множество проектов, включая фильм «Мы. Дети войны».

А где вы учились режиссуре?

В 2020 году я прошел курсы по сценарному делу и режиссуре в онлайн-школе проекта «Слово земли». Также накапливал опыт на площадках фильмов и сериалов, общаясь с профессионалами. С каждым новым проектом, путем проб и ошибок, все больше понимал суть и трудности этой профессии. Но я благодарен своему прекрасному учителю, который подготовил меня к различным вызовам.

Ольга Каюмова, Дарина Исаева, Ларина Нугуманова, Лаура Шаяхметова в фильме «Мы. Дети войны»

Ольга Каюмова, Дарина Исаева, Ларина Нугуманова, Лаура Шаяхметова в фильме «Мы. Дети войны»

Кадр из фильма «Мы. Дети войны»

Кадр из фильма «Мы. Дети войны»

Почему вы взялись за проект «Мы. Дети войны»? Это больше личная история, желание высказаться на важную тему?

Мои прабабушка и прадедушка, когда были живы, часто рассказывали мне о своем детстве. Они родились в 1930 году, потерялись, скитались, пока их не нашли добрые люди. Это история многих людей, которые оказались в тяжелых условиях не по своей воле.

Мне очень хочется, чтобы зрители поняли: военные фильмы – не только о войне, но и о человечности, о том, как жили, как выживали, как были оставлены в сердце те раны, которые никогда не заживут.

Так часто мы забываем о тех, кто страдал, о детях, чьи жизни были разрушены войной. Их трудности, их надежды и страхи нужно помнить и осмыслять. Надеюсь, наш фильм поможет зрителям не только понять, что произошло, но и почувствовать, каково быть одним из тех, кто двигался сквозь ужас, но не потерял человечность.

В коротком метре нужно уместить большую историю в малое время. Нравится ли вам этот формат и почему?

Короткий метр позволяет выразить мысли и эмоции ярко и лаконично, без излишних деталей, это дает возможность сосредоточиться на сути истории. Я всегда считал: порой меньше – это больше. Зачем растягивать историю на полтора часа, если ее можно рассказать за 20 минут?

Вызовом в этом сценарии был именно формат. Я переписывал его несколько раз, добавляя и убирая более жестокие моменты. Иногда думал об отмене проекта, сомневаясь, смогу ли завершить то, что задумал. Но главным вызовом для меня стало ментальное состояние детей и подготовка.

Бэкстейджи из фильма «Мы. Дети войны»

Бэкстейджи из фильма «Мы. Дети войны»

В роли медуниверситета был жилой дом на улице Гоголя

В роли медуниверситета был жилой дом на улице Гоголя

Гример Азалия Исмагилова накладывает грим актрисе Лауре Шаяхметовой

Гример Азалия Исмагилова накладывает грим актрисе Лауре Шаяхметовой

Расскажите о самом съемочном процессе.

Съемки проходили в Уфе: в Затоне, Нижегородке и Черниковке. Обожаю магию кино.  Внутренние и наружные виды локации часто оказываются совершенно разными. Например, старое с виду заброшенное здание, которое в фильме представляло собой обстрелянный медицинский институт, на самом деле было жилым бараком в одном из дворов на улице Гоголя.

Наверное, самое неприятное место, куда я рискнул привести детей и съемочную группу, –  заброшенное здание в Затоне. Внутри было слишком грязно, много мусора и нечистот.

С погодой тоже не везло: то лило как из ведра, то жарило солнце, то поднимался такой ветер, что мы никак не могли нормально отснять дубли.

А вот юные актеры оказались настоящими героями! Честно говоря, я в шоке. Они терпели все неудобства, мои придирки и строгость как режиссера, а еще не позволяли мне опускать руки и заставляли работать до конца!

Современные дети и дети войны, кажется, из разных совершенно вселенных. Как вам удалось найти мостик между ними?

Во время читок и репетиций я делился с юными актерами тем, что могли ощущать дети в то время. Было сложно объяснить им состояние тех, кто действительно испытывал такие чувства. Они не знают этих эмоций и состояния постоянного голода, да и я слышал об этом лишь из рассказов дедушки и бабушки. Для наглядности продюсер Елизавета Сакаева предоставила документальные видео. В них не было жестоких сцен, но они доступно объясняли ситуацию и то, через что проходили дети того времени.

Кадры из фильма «Мы. Дети войны»

Кадры из фильма «Мы. Дети войны»

Актеры массовки из киношколы «КиноДети»

Актеры массовки из киношколы «КиноДети»

Как вам кажется, насколько региональное кино интересно за пределами региона? Есть ощущение, например, что в Якутии вообще свой национальный Голливуд.

Знаете, фильмы из одного региона могут зацепить зрителей по всей стране! И дело не только в том, где происходит действие. Люди любят истории о том, что их волнует: о великих людях прошлого, о проблемах, с которыми мы все сталкиваемся, или о моментах, трогающих душу. Такие темы понятны каждому, где бы он ни жил.

Но даже если фильм рассказывает выдуманную историю, без привязки к реальным событиям, он все равно может стать интересным другим регионам. Главное, чтобы история была хорошо написана, а фильм качественно снят.

И хотелось бы добавить, что Башкортостан уже закрепился на карте российского кинематографа. Только за этот год на территории республики прошли съемки 12 кинопроектов для федеральных телеканалов и онлайн-платформ.

Над чем вы работаете сейчас?

Недавно закончили монтаж комедийного фильма моего друга Ильнура Ганиева. Еще завершили проект короткометражного фильма для талантливой актрисы из Москвы Элины Закировой. Там я работал оператором и вторым режиссером.

Сейчас готовим два новых сценария вместе с компанией Golden fox и продюсером Елизаветой Сакаевой. Пишет их профессиональный сценарист Анна Григорьева. А на следующий год готовим особенный фильм. Пока не буду раскрывать все карты, но скажу, что мы серьезно подняли планку и теперь стараемся ей соответствовать.

Что лично вы вынесли для себя из этого проекта?

Я по-другому начал смотреть на проекты, на сложности и возможности актеров. Все мы абсолютно разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Также понял для себя, что нет предела совершенству. Когда дубль хорош, но вы снимаете снова и делаете еще лучше. Когда актеры на репетициях выдают то, что ты хотел, но на съемках из дубля в дубль переходят грань и делают лучше, чем было. Когда на монтаже ты видишь, что получается лучше, чем ты планировал и видел изначально. Это вдохновляет на дальнейшие проекты!

Как рождается сама идея для фильма? Что первым приходит в голову: образ, диалог, характер героя?

На самом деле, в голову приходит образ именно фильма, картинки, какие-то особо значимые моменты. В дальнейшем уже идет работа над сценарием, проработка и составление плана.

Чаще всего характер и одушевление персонажа формируются именно во время написания сценария. Но после завершения работы над ним я возвращаюсь, чтобы поправить не только сюжет, но и персонажей.

Эдуард Нигматуллин и актер Алексей Ошурков на съемках сериала «Ведьма» для ТВ3

Эдуард Нигматуллин и актер Алексей Ошурков на съемках сериала «Ведьма» для ТВ3

Съемки короткометражного фильма «Токсичный турист» в городе Судак

Съемки короткометражного фильма «Токсичный турист» в городе Судак

Актеры Альфия Просыпина и Руслан Газитдинов на съемках фильма «Мы. Дети войны»

Актеры Альфия Просыпина и Руслан Газитдинов на съемках фильма «Мы. Дети войны»

А где вы черпаете вдохновение для создания своих героев?

Сначала я представляю себе героев: как они выглядят, чем могут в теории заниматься, как одеваются. Характер персонажа раскрывается уже в процессе работы над сценарием. Я представляю и продумываю, как он себя ведет в разных ситуациях, с кем общается, и постепенно он оживает. Бывает, что герой сам начинает проявлять характер и мне остается только за ним следить.

Но главная магия происходит, когда в дело вступает актер. Он берет мой набросок и превращает его в живого человека. Актер делает свою работу над персонажем, размышляет, кем он является вне картины, кто он в прошлом, добавляет краски, эмоции, и персонаж становится настоящим.  Мы с ним вместе дорабатываем образ, и в результате на экране появляется тот самый герой.

С какими самыми большими трудностями сталкивается молодой режиссер в России, а конкретно – в Уфе?

На мой взгляд, единственная проблема – это финансирование. Очень много волокиты с башкирскими грантами. Получить финансовую поддержку намного проще через всероссийские гранты или частные компании. Но я понимаю причину: люди, принимающие проекты, отчитываются перед вышестоящими инстанциями, и есть свои нюансы, которые нам не всегда понятны.

Текст: Эвелина Нигматуллина, фото: личные архивы героя

Комментарии (0)

Наши проекты

Купить журнал:

Выберите проект: