Всего несколько лет назад в Уфе появилась независимая киностудия, в бэкграунде которой уже пару документальных фильмов и проекты в коротком метре. А в числе заслуг – победа в конкурсе башкирского видео «Оскон». О том, как собрать команду и начать карьеру в кино с образованием бухгалтера, мы поговорили с режиссером, продюсером и одним из основателей «Ольмо» Русланом Шайбаковым.
Рассажите немного о киностудии: чем вы занимаетесь, какие проекты делаете?
Киностудия «Ольмо» – это, в первую очередь, люди, влюбленные в свое дело. Я бы даже сказал, команда независимых киношников-универсалов. Мы снимаем авторское кино, развиваем свой продакшн, выпускаем подкаст про «кухню» регионального кино «Кинотоксикоз». А любим совершенно разные жанры: в нашем репертуаре есть и психологический триллер, и готическое фэнтези, и документальное кино. Недавно, например, провели закрытый показ новой картины студии «Рядом с тобой».
Вы – и режиссер, и продюсер, и сценарист. А как вы сами себя определяете внутри киностудии?
В студии нет иерархий. Каждые шаг, фильм и событие обсуждаются на общих встречах. А я в команде отвечаю за стратегическое планирование.
«Ольмо» всего два года. Можно сказать, свежий игрок в киноиндустрии. Чья идея была ее создать?
Это произошло в момент, когда я и мой друг Егор Окунев встретили Анастасию Тински и Рустема Гайсина в действующем творческом коллективе. Тогда быстро поняли, что обладаем похожими ценностями и мнением о кино – они тоже были голодными до творческого самовыражения. Мы стали чаще видеться для просмотра фильмов – так и сблизились. В начале 2023 года отделились от коллектива и 23 января создали свою киностудию.
Первым проектом «Ольмо» стал мой полноценный режиссерский дебют в коротком метре «Двое мужчин и одна женщина». Сценарий к нему написал также я, взяв за идею сон моей девушки, в котором она подглядывала за разговором двух мужчин через замочную скважину. Так крупица за крупицей родился замысел триллера с элементами сюрреализма – в нем соединились волновавшие меня тогда темы ревности и собственничества, а также любовь к фильмам Дэвида Линча и Ларса фон Триера.
Закрепили работу с командой на проекте, который сняли месяц спустя – «Туда, где горят фонари» Анастасии Тински. Жанр готического фэнтези, интересный антураж, костюмы, запоминающаяся музыка от уфимских композиторов – то, что выделяет картину на фоне многих башкирских фильмов.
«Ольмо» – скорее инди-проект, у которого нет типичного босса и спонсора, а всем процессом управляет комьюнити режиссеров-энтузиастов. Как собирали команду?
Все просто: в студии работают люди, влюбленные в кино. Кроме меня, Егора Окунева, Анастасии Тински и Рустема Гайсина в команде есть еще Ангелина Перхуткина – познакомились с ней на одном из наших первых кастингов, а потом она стала художником по костюмам.
Несмотря на то, что основной костяк команды состоит из полноценных авторов, мы взаимозаменяемы. Я, например, развиваюсь в продюсировании, Настя – художник-постановщик, Рустем – оператор-постановщик, а Егор – звукорежиссер. Мы дополняем друг друга и можем подстраховать при форс-мажорах – а при создании кино, как известно, такое случается часто. Я считаю, взаимозаменяемость – наша сильная сторона.
Короткометражный фильм «Двое мужчин и одна женщина», реж. Руслан Шайбаков
Как давно вы в киноиндустрии?
Я начал увлекаться съемками с 2018 года: тогда, учась на совершенно нетворческой специальности «бухгалтерский учет», я принял участие в конкурсе, где нужно было через разные медиа рассказать о финансовых проблемах молодежи. Среди всех способов передачи материала я выбрал формат художественного короткого метра. Собрал своих друзей из университета, мы разделились по ролям: кто-то был актером, а кто-то взял камеру. Так этот проект стал моим первым режиссерским опытом.
Тогда я впервые ощутил острое желание снимать фильмы, хотя ничего не смыслил в том, как это делается, как попасть в кино и так далее. Но все это было уже не важно. Фанатичное желание делать кино привело меня в уфимскую Лабораторию кино, театра и телевидения Media House. Там я познакомился с Егором, моим большим другом и будущим членом команды «Ольмо». Так мы начали снимать, параллельно искать знакомства в киносообществе и новые возможности для реализации наших идей. В 2019 году сняли короткометражный фильм «Дочь» – его, кстати, можно найти на YouTube, просмотры сейчас приближаются к 600 тыс. Несмотря на кучу шероховатостей, я люблю эту картину, и для меня проект важен: к его производству мы впервые подошли осмысленно.
У киностудии есть уже несколько фильмов. Есть особенно знаковые проекты, которыми вы гордитесь?
Сейчас у нас четыре готовых фильма: два художественных и два документальных. Особенно знаковыми для команды считаю свою ленту «Двое мужчин и одна женщина» и «Туда, где горят фонари» Анастасии Тински, на которых команда сплотилась и начала свой путь в кино.
Вы снимаете очень разное кино в разных жанрах. А есть что-то объединяющее ваши фильмы?
Мы тоже задавались этим вопросом с командой, проводя часы за обсуждением ценностей студии и наших фильмов. И сформулировали для себя следующее: в картинах для нас важны эмоциональность, искренность, техничность и вкус. Это те критерии, которыми мы руководствуемся перед тем, как браться за любой проект.
Ваши проекты можно посмотреть на VK Видео, а что насчет кинофестивалей? Уже отправляли заявки или, может, в планах есть покорить какой-нибудь «Короче»?
Наши фильмы «Двое мужчин и одна женщина» и «Туда, где горят фонари» можно посмотреть как на платформе VK Видео, так и на YouTube. В будущем планируем выпустить там и документальные работы «Замандаш» и «Станция Люди». Серьезно взяться за кинофестивали планируем в этом году, начав с фильма «Рядом с тобой» Анастасии Тински – хотим подать заявки на кинофестивали «Короче», «Маяк» и «Дни короткометражного кино».
Документальный фильм «Замандаш» Рустема Гайсина стал победителем конкурса башкирского видео «Оскон» в 2022 году – это был первый опыт участия на кинофестивалях, и победа стала еще большим стимулом продолжать творить.
«Туда, где горят фонари», реж. Анастасия Тински
Вы сейчас работаете над документальным циклом «Станция люди» от режиссера Егора Окунева. Расскажете о проекте?
«Станция Люди» – это документальный сериал о людях, делающих наш город лучше. Целью было создать портрет Уфы через жизнь горожан, которые неравнодушны к ней и ее жителям. В прошлом году был отснят первый эпизод с Зухрой Буракаевой – писательницей, сценаристом и драматургом. Мы прожили с ней два дня: без вмешательств наблюдали за ее жизнью, смотрели, как она обучает школьников актерскому мастерству и развивает уфимское киносообщество. На выходе получился чистый документальный фильм без привычного всем интервью и закадрового голоса. Но судьба проекта под вопросом – выбранный нами подход требует больших усилий и ресурсов. Сейчас «Станция Люди» на паузе. Мы к нему вернемся, но чуть позже
Какие отклики получили при запуске пилотной серии?
Отклик был, как всегда на наших проектах, совершенно разный. После показа на фестивале «Башкортостан-синемастан», например, люди подходили и благодарили нас за то, что удалось точно передать стремительный и неожиданный характер жизни главной героини, Зухры Буракаевой. Считаю это высокой оценкой наших стараний. К сожалению, пилотного эпизода пока нет в открытом доступе, но думаю, скоро сделаем онлайн-премьеру.
Вы можете описать фирменный стиль «Ольмо»? И что его сформировало?
Фирменный стиль студии в отсутствии фирменного стиля: мы снимаем разное кино, экспериментируем и ставим новые художественные задачи. Сформировали его, как мне кажется, насмотренность и личные судьбы каждого члена команды.
Расскажите о кинопланах на 2025! Чего ждать и за какими проектами следить?
В течение года будем фестивалить фильм «Рядом с тобой» Анастасии Тински. На данный момент я готовлю веб-сериал в жанре фантастики и роуд-муви об иностранцах в столице. Рустем Гайсин планирует съемки документального фильма о необычном герое из башкирской глубинки, а Настя – полный метр о персонаже из башкирского фольклора. У нас много идей и проектов, и мы будем продолжать расти и развиваться.
Вы работаете не только как киностудия, но и как продакшн – в прошлом году, например, выпустили ролик для Geeks Market. Почему решили заняться коммерческими съемками?
На данном этапе кино для нас больше творчество, поэтому коммерческие съемки – источник заработка. А еще продакшн – это отличная возможность практиковаться и наращивать опыт. К каждому проекту, будь то творческая или коммерческая съемка, мы относимся максимально серьезно, работая на результат.
Как попасть к вам в киностудию? В Уфе, кажется, с каждым годом появляется больше талантливой молодежи – а о практике на киноплощадке можно только мечтать.
Мы очень рады тем, кто приходит к нам за получением опыта. Все наши страницы в соцсетях открыты, так же как и сообщения в группе, куда может написать любой желающий. Если вы работоспособный, инициативный, отзывчивый и понимающий – велком.
Текст: Евгения Лунина
Фото: архивы киностудии «Ольмо» и личные архивы Руслана Шайбакова
Комментарии (0)