18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Сиди и смотри: как уфимцы сняли фильм, который покажут по всей России

В сентябре на больших экранах выходит остросюжетный триллер «Кто там?». Первым делом обращаешь внимание на каст (в главных ролях – Владимир Машков, Саша Бортич, Кирилл Кяро и другие звезды российского кино). Сразу после – замечаешь среди создателей фильма имена: режиссер Виталий Дудка и продюсер Роксана Санкина известны всей Уфе как основатели продакшн­-студии Tip­Top Team.

Премьера 15 сентября. 18+.

Виталий Дудка
Фото: Адель Шигапова

Виталий Дудка

Роксана Санкина
Фото: Евгений Кузнецов

Роксана Санкина

«Кто там?» – ваш первый опыт полного метра?

Виталий: Да. Кстати, символично получилось: центральный образ фильма – дверь и неизвестность за ней. А нам этот проект открывает дверь в киноиндустрию: мы выступили соавторами, сопродюсерами и сорежиссерами. Эту картину мы создали вместе с нашими друзьями-студией Neopoleon, с которыми познакомились год назад: вместе придумали историю и сняли на свои деньги пилот. Отдельно хочется сказать спасибо Мише Морскову, который лично для меня стал наставником в режиссерском деле.

О чем фильм?

Виталий: Картина состоит из пяти новелл: по задумке каждая история иллюстрирует определенный общечеловеческий страх. В одной командир самолета вместе с пассажирами пытается открыть дверь в кабину, где застрял второй пилот. В другой – уверенный в себе бизнесмен, собираясь на семейный ужин, оказывается в ловушке в собственном винном погребе. В третьей – стажер-полицейский попадает в перестрелку и пытается избежать смерти, в четвертой – женщина прячется в квартире от партнера-абьюзера. В пятой, заключительной – маленькая девочка запирается дома и не хочет открывать дверь своей маме.

Звучит слегка клаустрофобно. Но все заканчивается хорошо?

Виталий: Каждая новелла выдержана в своей тональности: где-то посерьезнее, где-то повеселее, подушевнее. Мы пытались все истории писать по-разному.

Во время работы над проектом было что-то из серии «ожидание – реальность»?

Виталий: Изначально мы вдохновились аудио-визуальным сериалом «Тревожный звонок» от Apple TV и решили сделать такой же проект – минималистичный, недорогой, лайтовый. Планировалось, что в каждом эпизоде будет только один герой. В итоге этот минимализм перерос в то, что для одной из серий построили самолет. (Смеется.)

Масштабный подход!

Роксана: Да, мы нашли ребят, которые разбирают списанные самолеты и перепродают частями, такой у них бизнес. Они собрали основу-декорацию, мы транспортировали ее в съемочный павильон и достраивали на месте. Продумывали все до мелочей, чтобы смотрелось реалистично: название авиалиний, внутреннее оформление салона, включая брендинг, кислородные маски должны были выпадать синхронно. Чтобы создать ощущение полета, все актеры двигались синхронно: по команде наклонялись влево или вправо, резко откидывались назад. Для достоверности за иллюминаторами мы установили огромные светодиодные экраны, на которые проецировали видео: горизонт, меняющий угол наклона в соответствии с движением самолета.

Виталий: А еще каждую новеллу мы снимали одним кадром, и это тоже накладывало отпечаток на весь процесс производства. Нам важно было передать саспенс через операторскую работу: когда в сюжете нет склеек, у зрителя возникает ощущение, что все происходит здесь и сейчас.

Нам этот проект открывает дверь в киноиндустрию

Для дебютантов в большом кино у вас очень крутой актерский состав: Владимир Машков, Александра Бортич, Кирилл Кяро, Тихон Жизневский…

Роксана: У нас в команде есть третий продюсер – Владимир Маслов, известный по сериалу «Топи». Звездный каст – несомненно его заслуга.

Виталий: Как и сотрудничество с кинокомпанией «Централ Партнершип».

Роксана: И сотрудничество, да. Профессиональная репутация Владимира помогла нам привлечь на проект знаменитых актеров. Надо сказать, они реагировали на сценарий очень позитивно: это было что-то свежее, необычное. Мы все: и артисты, и съемочная команда – были воодушевлены и сейчас с нетерпением ждем выхода картины.

Какое будущее ждет киноиндустрию в России? С уходом западных прокатчиков она взлетит?

Виталий: На мой взгляд, это хороший пинок для индустрии. У людей есть потребность в контенте – значит, будут снимать много нового кино. А количество неизбежно переходит в качество: чем больше фильмов выходит, тем выше становится их общий уровень.

Роксана: Государство очень поддерживает рынок, и это открывает дорогу новичкам. Если у тебя нет опыта съемок, но есть классная идея, материал, сценарий – ты можешь дебютировать в серьезном кино, причем тебе дадут не копейки, а приличную сумму, которая позволит реализовать проект достойного уровня. Конечно, когда читаешь в новостях про кинотеатры, сердце кровью обливается. Но пока не до конца понятно, с чем связано снижение с трафика – то ли это уход из России мейджоров, то ли отголоски пандемии. Сейчас заявлено много хороших проектов, которые должны выйти в конце этого года и начале следующего. Будем надеяться, что за счет них ситуация с кинотеатрами поправится. А с онлайн-платформами, кстати, все прекрасно – там всегда есть что посмотреть.

Что из свежего русскоязычного кино вам зашло?

Виталий: Из того, что смотрел недавно – понравились фильмы «Одна», «Молодой человек», «Булки». Это все легкие, развлекательные вещи – но добротные, хорошо сделанные с точки зрения индустрии. Из сериалов могу назвать «ЮЗЗЗ», который нашумел игрой Антона Кузнецова.

Роксана: Мне запомнился сериал «По обоюдному согласию» Гай Германики – необычным стилем, форматом, настроением. Из более массового могу назвать «Без правил», драму с Куценко и Боярской. Вообще бандиты, криминальные разборки – совсем не моя тема, но сюжет оказался настолько затягивающим, что я с удовольствием досмотрела до конца.

Фото: Евгений Кузнецов

Виталий, в прошлом интервью «Уфа.Собака.ru» вы говорили, что принципиально не хотите переезжать в Москву.

Виталий: (хохочет.)

Роксана: Серьезно, он так сказал?

Виталий: Да, ровно перед самым переездом. Мы давно хотели снимать кино, делали первые шаги в этом направлении, еще будучи в Уфе. Но основа российской киноиндустрии, весь движ – конечно, это Москва. В какой-то момент стало понятно, что переезд неизбежен.

Открытие собственной кинокомпании Dudka Films стало логичным следующим шагом?

Виталий: Первый проект, который мы делали в Москве – реалити-шоу DreamApp, посвященное идеям сериалов и кино в интернете. Сценаристы, продюсеры и режиссеры и питчили (презентовали. – прим.ред.) свои проекты, а жюри – Тимур Бекмамбетов, миллиардер Игорь Рыбаков и другие известные продюсеры – решали, давать им денег или нет. Так мы познакомились со множеством людей из индустрии, узнали, что пишут, на что реагируют зрители. Это было очень полезно.

Роксана: Мы приехали в столицу с банальной хотелкой: снять свое кино. Сначала пошли по классической схеме – начали искать сценариста. Но прочитав десятки сценариев…

Виталий: Сотни! Сотни!

Роксана: Да, прочитав сотни сценариев, мы поняли, что нам ничего не нравится – значит, нужно писать что-то свое. Для нас пандемия стала очень продуктивным временем. Виталий написал первый драфт сценария «Кто там?» и мы разработали несколько сериальных пилотов. По этим проектам уже подписаны контракты с онлайн-платформами.

Фото: Евгений Кузнецов
Фото: Адель Шигапова

Когда нам ждать следующий проект от Dudka Films?

Виталий: Возможно, совсем скоро. Наш второй фильм будет посвящен истории дворника Юры.

Роксана: Где-то полгода назад мы подумали, что хотим экранизировать эту историю. И оказалось, что в Москве о ней знает почти каждый первый! Саша Бортич, к примеру, помогала Юре. В общем, мы достаточно быстро написали сценарий – легкое драмеди про двух друзей, Рому и Юру, – подали заявку в Министерство культуры, прошли очный питчинг и попали в список на выдачу субсидий. Сейчас ищем актеров на главные роли, формируем команду и осенью планируем начать съемки.

А что сейчас с вашей студией Tip-Top Team, она работает?

Виталий: Да, там сильная команда во главе со Стасом, которая занимается видео-продакшном и, на мой взгляд, лучше это в Уфе никто не делает.

Ты можешь на коленке сделать вещь, которая выстрелит и прославит тебя, а можешь вложить кучу денег в проект – и не отбить даже затраты на маркетинг

Кажется, зарабатывать на рекламе проще, чем на съемке фильмов?

Виталий: Сто процентов, особенно в Москве. Но мы уже попробовали себя во всех форматах, от телевизионного до короткого и креативного. Теперь хочется рассказывать истории в виде кино и сериалов.

Роксана: В рекламе ты работаешь по простой и понятной схеме: есть заказчик, есть исполнитель. А кино, как сказал Иван Капитонов, продюсер хоррора «Пиковая дама» и сериала «Пищеблок», – the stranger things. Здесь невозможно угадать: ты можешь на коленке сделать вещь, которая выстрелит и прославит тебя, а можешь вложить кучу денег в проект – и не отбить даже затраты на маркетинг. Съемка фильмов – это всегда риск, исследование новых путей и схем, ежедневный челлендж.

Виталий: Классную рекламу можно снять силами двух человек, а кино – это коллективная работа. Должно сложиться много факторов, чтобы получился крутой проект: сильный продюсер, который приведет заказчика, найдет денег, привлечет известных актеров; авторы, которые напишут крепкий сценарий; слаженная команда, где каждый вносит свою лепту. Над рекламным роликом ты работаешь пару дней, и можешь больше никогда не пересечься с теми, кого задействовал в проекте. А в кино вы с командой месяцы проводите бок о бок, поэтому важно, чтобы ваши ценности совпадали.

Тихон Жизневский: Эта история привлекла меня однокадровостью: давно хотел поучаствовать в чем-то подобном, поскольку я театральный артист, и

Тихон Жизневский:

Эта история привлекла меня однокадровостью: давно хотел поучаствовать в чем-то подобном, поскольку я театральный артист, и беспрерывный способ существования мне гораздо ближе и роднее. Кино все-таки обычно снимается короткими дублями, в рамках которых ты должен успевать проживать какие-то характерные, кульминационные моменты. Здесь же была потрясающая возможность воплотить историю сразу от и до, что мне проще.

Владимир Машков: Это была большая ответственность, потому что ход однокадровой истории требует большой подготовки перед началом дубля: должен быть

Владимир Машков:

Это была большая ответственность, потому что ход однокадровой истории требует большой подготовки перед началом дубля: должен быть синтез и артистов, находящихся в кадре, и оператора, и звука. Ведь пространство небольшое, и нужно совершить очень много физических действий в определенном месте в определенный момент.

Александр Самойленко: Съемочный процесс — это всегда прекрасно. Особенно с хорошим режиссером и профессиональными партнерами: все получается легко и

Александр Самойленко:

Съемочный процесс — это всегда прекрасно. Особенно с хорошим режиссером и профессиональными партнерами: все получается легко и просто.

Саша Бортич: Мне понравился очень необычный концепт, связывающий все истории, которые при этом все равно сильно отличаются друг от друга по сюжету

Саша Бортич:

Мне понравился очень необычный концепт, связывающий все истории, которые при этом все равно сильно отличаются друг от друга по сюжету. Плюс тема сложных взаимоотношений мамы и дочки сразу меня зацепила. Соня (София Петрова. – прим.ред.), которая играет мою дочь, супер. Потрясающий ребенок, который просто по щелчку пальцев все делает.

Съемки были непростыми, но очень бодрыми: мы провели репетицию, а потом, когда уже подошли к полноценному процессу, сначала одно пошло не так, потом другое, но мы справились. Мне кажется, будет очень интересно!

Ваш тандем существует по такому принципу?

Роксана: Мы с Виталием работаем вместе со времен «Уфанета»: я занималась там пиаром, организовывала крупные мероприятия – «Весенний бал», «Дети – наше будущее», а он был директором телеканала UTV. Любовь к кино нас объединила: одним из первых проектов, появившихся на канале, стали кинопоказ на пленэре «Открытое кино» и программа «Кинофреш», выходившая потом почти десять лет. Потом, как логическое продолжение этой любви, появился Tip-Top Team: мы ушли в креатив и производство, буквально за несколько лет поднялись на высокий уровень – и подняли уровень рекламы в регионе. Теперь создаем полнометражные фильмы: Виталий выступает как режиссер, отвечает за сценарии, я как продюсер отвечаю за административную часть. Компанией управляем вместе. Я согласна с тем, что в кино очень важна команда, и основа этой команды – мы двое. Не представляю уже, как можно работать с кем-то другим. Иногда, в сложные моменты, у меня бывают мысли: уйти из индустрии, открыть другой бизнес… Но потом я понимаю: первое – ничем другим заниматься не хочу и не буду. Второе – у меня никогда не будет партнера лучше, чем Виталик.

Виталий: (показывает пальцами сердечко.)

Роксана: Эти мысли отрезвляют меня, и я думаю – так, продолжаем.

Виталий: Роксана, я тоже тебя люблю!


 

Текст: Эльвира Галиева, фото: Евгений Кузнецов, Адель Шигапова, архивы пресс-служб.

Редакция «Уфа.Собака.ru» благодарит кинотеатр «Москва» в Москве
и кинотеатр «Родина» в Уфе за помощь в проведении съемок.

Материал из номера:
Сентябрь 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: