• Развлечения
  • Кино и сериалы

Владимир Жерехов: «Кино задает вопросы, которые побуждают к размышлениям и обсуждениям»

Зачем мы смотрим кино и за какими режиссерами нужно следить прямо сейчас? Мы узнали это у киноведа из Уфы, ведущего кинофестиваля «Серебряный Акбузат» и члена Союза кинематографистов России. В 2000-х он создал культовый клуб «Синематека» на базе кинотеатра «Родина», а теперь руководит проектом «Арт-кино» при Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.

Как местом встреч «Арт-кино» стал музей им. М.В. Нестерова?

Шесть лет назад наш киноклуб оказался без крыши над головой. И тогда научный сотрудник музея Елена Николаевна Гасникова предложила нам переехать на его территорию. Все эти годы она была нашим куратором и активно участвовала в жизни киноклуба. К сожалению, ее не стало в начале этого года. Мы очень ей благодарны и вспоминаем ее с теплотой.

Расскажите об участниках клуба.

Это довольно разные люди. Есть ветераны клуба, которые с нами с самого начала. Много молодежи, в том числе студентов. Также к нам ходят интеллигентные женщины, которые недавно вышли на пенсию и ищут новые возможности для культурного досуга. Каждый получает на встречах что-то свое, но всех объединяет любовь к хорошему кино и приятному общению.

Кино – сложное, многогранное явление. Если человек посмотрел фильм, это еще не значит, что он его увидел таким, каким этот фильм является. Нередко чтобы понять замысел автора, человеку нужно альтернативное мнение, плюс необходима определенная насмотренность. Здесь и приходят на помощь лекции, которые я могу читать как профессиональный киновед, окончивший ВГИК. Да и вообще кино, как и любое искусство, задает вопросы, которые побуждают к размышлениям и обсуждениям.

Мир захватили стриминговые платформы. Не становится ли просмотр кино более уединенным занятием? Зачем людям встречаться для совместного просмотра и обсуждения кино?

Может быть, и существует конкуренция между кинотеатрами и условным Netflix, но формат киноклуба – это явление другого порядка. По субботам в 16.00 мы встречаемся не для того, чтобы просто посмотреть фильм и молча разойтись. Каждая встреча начинается с показала анимации и небольшой лекции, а после просмотра ведется обсуждение.

Наш киноклуб – это прежде всего среда. Мы ездим на кинофестивали. В Перми на фестивале документального кино «Флаэртиана» членам нашего клуба предоставили пригласительные на посещение фильмов и подарили билеты в лучшие театры.

Премьеры туристских фильмов ветерана киноклуба, лауреата кинофеастивалей Гюльнары Сахибзадаевой проводились именно в нашем киноклубе. На ее примере можно увидеть, как просмотр фильмов помогает делать свое кино. А я, в свою очередь, провел лекцию о своей поездке в Китай с показом видео. Кроме того, у нас в гостях бывают профессионалы из мира кино. Была интересная лекция по операторскому искусству, выступала художник-гример из Канады Елбина Оулмачева, она рассказывала нам о своем опыте работы над проектом «Игра Престолов».

Еще мы вместе отмечаем праздники. В канун Нового года у нас всегда проходят большие киновикторины, организатором которых выступает путешественник Александр Чуйков. А в прошлом году выступал бард Алексей Мызгин.

Как выбираете кино для просмотра?

Мы проводим тематические показы, посвященные киноискусству разных стран: Китая, Кореи, Японии, Латинской Америки, Ирана. Этой осенью смотрим и обсуждаем фильмы о художниках. В репертуаре киноклуба как киноклассика, которая, безусловно, нужна как база, для понимания кино, так и современное кино, в том числе артхаус.


Участники наших встреч могут и сами предлагать фильмы – выбираем их вместе

К примеру, недавно посмотрели дебютную драму Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – любопытный пример молодого российского авторского кино. Также желающие могут приобрести бонусный билет за символическую плату, который позволяет пройтись по музею Нестерова, познакомиться с экспозицией. Это особенно актуально, когда музей работает в формате галереи и в нем проводятся выставки.

Очень плодовитыми в кинематографе были 90-е годы прошлого столетия. Линч, Триер, Миядзаки, Полански, Сокуров продолжают делать прекрасное кино и сегодня. Но есть ли у них смена?

Конечно, сейчас в мире немало значительных режиссеров, которые стали уже живыми классиками и имеют титанический запас профессионализма. О новой школе говорить сложнее – потому как снимается много очень разного кино, и в кинематографе больше нет такой ставки на универсальность, которая была прежде. Но до российского проката мало что доходит, поэтому наш зритель часто исключен из мирового кинематографического контекста. Между тем, если интересоваться кино, можно сделать множество открытий.

Для меня одно из главных впечатлений этого года – сенегальский фильм «Атлантика» Мати Диоп, который на премьере в Каннах встретили продолжительными овациями. Невероятный эмоциональный отклик в зрителе вызывает современное кино Ирана, всем советую обратить на него внимание. Впрочем, и Голливуд начинает менять свой киноязык, вспомним хотя бы «Джокера» Тодда Филлипса, получившего неоднозначную оценку у зрителей и критиков: фильм ставит неудобные вопросы о природе насилия.

Что интересного сейчас происходит в российском кино?

Одной из громких премьер этого года стал «Китобой» молодого режиссера Филиппа Юрьева. Красивое, вдумчивое кино. Я аплодирую якутской школе, которая развивается семимильными шагами. И все почему? Несколько энтузиастов из Якутии закончили ВГИК и вернулись домой, чтобы, вооружившись актуальными знаниями и киноприемами, снимать свое кино, вдохновленное образами и особым мироощущением родной земли, ее фольклорными традициями. Получается необычайно ярко, самобытно и глубоко. Я стал задумываться: может быть, проблема российского кино – в разобщенности тех, кто его создает? Недаром такие гиганты, как Александр Сокуров или Алексей Учитель, сегодня сосредоточились на преподавании и поддержке молодых кинематографистов, отодвинув непосредственно авторскую работу на второй план.

Зачем смотреть кино?

Кино способствует социализации, всесторонне развивает человека, учит его мыслить, принимать сложные решения, делает нашу жизнь многограннее и ярче, в конце концов. Зрителю, который сумел увлечься кино хотя бы на уровне киноклуба, открывается очень многое. Он получает шанс почувствовать свою принадлежность к историко-культурному опыту всего человечества.

О чем вы пишете на канале «Лидеры кино» на Яндекс.Дзен?

Не ограничиваю себя тематикой и эпохами. Пишу о кино в самых разных его проявлениях: от Чарли Чаплина до Кустурицы, от Эйзенштейна до Мати Диоп. Открыть канал удалось не сразу. Чтобы получить верификацию, требовалось огромное количество прочтений. Это непросто, так как на ресурсе ведется множество аналогичных каналов и конкуренция довольно высока. Но постепенно начинаю понимать, как работает Яндекс.Дзен, оттачиваю «мастерство заголовка». Например, мой на сегодня самый успешный пост, посвященный фильму «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, набрал около 21 000 просмотров и 64 комментария.

Текст: Оксана Ватаг

Комментарии

Наши проекты