18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Писательница Асия Арсланова: «Я не могу вспомнить время, когда вокруг меня не было книг»

Писательница из Уфы дебютировала смело и ярко, подружив закрученную детективную интригу с мистикой и башкирским фольклором в романе «Аул». Книгу высоко оценили и читатели, и критики: она вышла в финал премии произведений для детей и юношества «Книгуру» и стала одной из победительниц в III сезоне литературного конкурса «Белая ворона». Асия вошла в подборку 15-ти современных писательниц, на которые стоит обратить внимание (по версии издания The Blueprint), журнал «Правила жизни» включил «Аул» в 100 лучших книг ярмарки non/fiction!, а теперь писательница стала лауреатом премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» –2024!

Асия Арсланова
Яна Минигалина, Андрей Иванов

Асия Арсланова

Помните ваш самый первый литературный опыт?

Мне очень повезло с первым учителем. Это была Флюра Максимовна Мухамадеева в гимназии №2 города Октябрьского. Она вела у нас уроки творчества, речи и культуры общения. Для одного из этих уроков я во втором классе написала сказку о бабочке, которая дружила с одуванчиком. Когда он из желтого превратился в белый и пушистый, она все равно узнала его и продолжила дружбу.

Раз уж мы заговорили о детстве: на каких книгах вы выросли?

Я не могу вспомнить время, когда вокруг меня не было книг. В дошкольные годы папа читал нам с братом «Приключения Незнайки» и «Волшебника Изумрудного города». В младших классах мама подарила мне «Пеппи Длиннныйчулок» — и я пропала. Прятала книжку в выдвижном ящике письменного стола и читала во время подготовки домашних заданий. При этом сдерживала себя: не больше одной части в день, чтобы продлить удовольствие. Потом были волшебные истории от скандинавских и британских авторов. А от бед подросткового возраста я пряталась в романах о гардемаринах Нины Соротокиной, «Властелине колец» Толкина, дневнике Анны Франк и повестях Константина Паустовского.

А когда возник интерес к башкирской культуре?

Лет в одиннадцать я нашла в доме бабушки коробку с книгами башкирских и татарских авторов. Первым делом прочитала «Униженных» Зайнаб Биишевой: оказалось, что увлекательные сюжеты могут разворачиваться совсем рядом от тебя, а судьбы Гульемеш и Байраса волновать чуть ли не больше, чем приключения Джейн Эйр и Д’Артаньяна. После этого нельзя было остановиться! Том за томом я читала и башкирскую классику, и похожие друг на друга книги о революционных годах в регионе. Ни о чем не жалею. Может быть, не все они были сильны с литературной точки зрения, но глубоко знакомили с этнографией. А уж романы и повести Хадии Давлетшиной, Мустая Карима и Мажита Гафури навсегда со мной.

Интересно проследить, как эта ниточка протянулась к «Аулу».

Изначально я ничего не знала о жанре ужасов и совсем его не читала. Но когда одно из подростковых издательств объявило конкурс с номинацией «Этнохоррор» — подумала, что на основе башкирского фольклора может получиться интересная история. В сборнике преданий нашла сюжет, который меня взволновал: вы наверняка его знаете по считалке «Мы ли были, мы ли, мы ли, девушек двенадцать были, в поле собираться стали, в погреб влезли, масла взяли, а к рассвету все пропали». К тому самому конкурсу не успела, но над «Аулом» начала работать. Процесс занял несколько лет: я собирала материал, набрасывала отрывки на мастер-классах и курсах, а в 2022 сделала рывок и за несколько месяцев написала основной текст.  

Яна Минигалина, Андрей Иванов

Что было самым сложным в процессе?

Самое сложное — это найти время! Я работаю фултайм, причем горю своей работой в телекоме, а художественный текст требует свежей головы и хотя бы двух-трех свободных часов подряд. «Аул» создавался в довольно экстремальных условиях. Это был челлендж, когда днем я работала, а по вечерам и выходным писала. Больше не занималась ничем почти полгода. Чтобы войти в такой ритм снова, нужно мужество.

Есть писатели, чье творчество повлияло на вас?

Это Зайнаб Биишева — она первая показала мне, что можно написать волнующую книгу про крохотный аул. Это Гузель Яхина — она убедила, что это интересно читателям и сейчас. И это Алексей Иванов, который учит меня смелости искать сюжеты в регионах России, использовать в тексте местные языки без перевода и писать об истории, как бы вокруг ни твердили о моде на автофикшн. 

Кстати, реально зарабатывать написанием книг в России?

Мне кажется, вполне. Я училась на курсах Юлии Зайцевой — продюсера очень сильного, популярного автора Алексея Иванова. Она много говорит об этих механиках. Другое дело, что это требует определенной стратегии: большого объема написанных текстов, постоянного маркетинга, публичности. Лично я понимаю, что не готова войти в такой ритм. Не хочу, чтобы книги были мне чем-то обязаны. Мне важно писать их в удобном для себя темпе, накопив жизненный материал и изучив научные работы.       

Что вы готовите для нас в будущем?

Я мечтаю написать еще две истории, связанные с Башкортостаном в ХХ и ХХI веках. Сейчас работаю над более современным сюжетом — но раскрывать детали пока рано.

Текст: Эльвира Галиева

Фото: Яна Минигалина, Андрей Иванов

«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:

Федеральную аптечную сеть «Фармленд» 

Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge

VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK

Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров

«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса 

Материал из номера:
Июнь-Июль 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: