18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Художник Тим Байм: «Очень страшно бросать все и начинать с нуля в 28 лет»

Уфимский 3D-художник Тимур Баймухаметов, или же Тим Байм, этой осенью создал диджитал-обложку для азиатского выпуска журнала «Правила жизни». Мы поговорили с ним о брошенной карьере в нефтянке, приходе в арт и работе с брендами.

Тим Байм

Тим Байм

В интернете откровенно мало информации о вас. Расскажите, кто такой Тим Байм?

Мне 33 года, я родился в Уфе, прожил там примерно до 22 лет. Окончил авиационный университет по специальности «Электроэнергетика». После окончания поступил в магистратуру в Германию, изучал возобновляемые источники энергии. Мне не захотелось там оставаться, хотя это отличная страна, и я вернулся в Россию. В Уфе начал скучать и решил переехать в Санкт-Петербург. В Питере мне не понравилось, началась депрессия, и спустя год я решил вернуться домой. Тогда мне это казалось откатом назад, провалом, но сейчас я вижу, что это было отличным решением. Некоторое время я сидел без работы, заграничное образование оказалось никому не нужным, но все же, спустя несколько месяцев отец помог устроиться в «Роснефть», где работал сам. Мои родители трудятся в нефтяной сфере, а дедушка – Казбек Сагитович Баймухаметов – был академиком и главным геологом Башкирии, поэтому меня всегда пытались «пристроить» в нефтянку.

Хочется сказать, что работа в таких организациях никогда меня не привлекала: я ненавижу рано вставать, бюрократию, дресс-код, не понимаю как можно жить, будучи запертым в рамках системы.

Тогда же я начал писать картины на холсте. Продавал их друзьям и знакомым через соцсети. При этом зарабатывал неплохие деньги, существенно больше, чем платили на работе. Рисовать я любил с детства, возможно, сказались гены: в семье все неплохо рисуют, мама даже окончила художественную школу. Однако то повседневные заботы, то родители сбивали с этого пути.

В какой-то момент я понял, что у меня отлично развито визуальное восприятие, а рисование – лучший способ реализоваться в жизни. Мой дед очень любил свою работу и всегда говорил, что нужно искать свое призвание. Его призванием была геология, а моим, как оказалось, искусство.

Из серии Dark Dreams. Совместная работа с Anklovee

Из серии Dark Dreams. Совместная работа с Anklovee

Как случился переход от менеджера к художнику?

Глядя назад, я понимаю, что рисовал всегда. Все тетради, альбомы, учебники были изрисованы от корки до корки. Потихоньку я стал изучать графический дизайн по видео из Ютуба, разным туториалам. Когда понял, что нужно углубляться в это профессионально, начал читать специализированные книжки, пытался смотреть какие-то курсы. Я советую обучаться самому, пока что хорошей школы дизайна у нас, как мне кажется, нет. Я слышал про то, что в ВШЭ есть неплохой факультет дизайна, также есть «Британка». Хотя, по моим ощущениям, многие люди, которые работаю в моей сфере, на самом деле самоучки.

Спустя год работы в «Роснефти» я познакомился с моей будущей женой Алиной. Она и вдохновила меня на активные действия – предложила переехать вместе в Москву. Думаю, я бы все равно рано или поздно уехал, но она стала катализатором, за что я ей безмерно благодарен.

Мой дед очень любил свою работу и всегда говорил, что нужно искать свое призвание

Как складывалась карьера в Москве?

Три месяца я сидел без работы и занимался фрилансом: рисовал картины и делал простенький дизайн, что позволяло немного покрывать расходы. В известные компании меня не приглашали, так как у меня не было никакого опыта в коммерческом дизайне. В итоге все произошло случайно, как это часто бывает – подруга скинула пост о том, что какой то парень ищет дизайнера, мы встретились, я выполнил простенькое тестовое задание и мы начали работу (Рома, привет!).

Это была компания OutDigital, которая сначала занимала комнатку за пределами центра, но за два года выросла с пяти сотрудников до шестидесяти и сменила локацию на Чистые пруды. Вспоминаю это время с теплотой, было очень классно. Проработал там ровно два года, день в день, и ушел в должности руководителя отдела дизайна.

Memory #27. Совместная работа c Grgyone

Memory #27. Совместная работа c Grgyone

Как вы оказались в Стамбуле?

В 2020-м мы с супругой решили переехать в Англию, где она в свое время училась, но нам не очень повезло: спустя три недели началась пандемия и локдаун, поэтому в основном мы сидели в изоляции.

Найти работу было сложно, все резали косты, а то, что предлагали, мне не нравилось. Уже тогда я очень хотел найти работу в сфере 3D дизайна, поэтому обучался в пандемию дома (я стал тем человеком, который реально проходил все отложенные курсы). Летом 2021-го решил взять небольшую паузу и вернуться в Уфу, чтобы просто отдохнуть. Как только мы приземлились в России, мне написали из «Клана» (дизайн-команда Clanhub – прим. авт.) и предложили выходить на работу к ним, что в итоге оказалось лучшим решением. Так я вернулся в Москву. А этой осенью мы с командой переехали в Турцию. Сняли под офис большую квартиру с видом на море, работаем.

Очень страшно бросать все и начинать с нуля в 28 лет, для многих это пугающая цифра

Какими своими достижениями вы гордитесь больше всего?

Не могу сказать, что у меня есть большие достижения. Да, мои работы выставляли на уфимских выставках и маркетах, но конкретных наград нет. Если когда-нибудь мы отправим наши проекты на фестиваль рекламы и кино и выиграем там приз – это будет качественным показателем.

Как и все художники, я мечтаю о персональной выставке, но пока на это нет времени и цельной идеи. Вообще времени на рисование катастрофически не хватает: я много работаю, постоянно участвую в разных проектах помимо работы в «Клане», а физический арт отошел на второй план.

Мне кажется, что мои достижения – скорее внутренние, психологические. Я говорю о тех моментах, когда расту как личность и как профессионал. Мне кажется, очень важно гореть своим делом и не бояться браться за то что раньше не пробовал, даже если иногда не знаешь с чего начать. Вообще, если отсутствует мандраж перед каждым новым проектом – это показатель того, что я остановился. Если страшно и очень интересно – это значит, что я развиваюсь. Те, кем недавно восхищался и с кем даже не мечтал поработать, теперь со мной на связи и мы делаем классные проекты. Когда думаю о том, что все это произошло за полтора-два года, то понимаю что я нахожусь на своем месте.

Наверное, могу сказать, что я – селфмейд и мне никто не помогал на первых порах, как и многим в индустрии. Очень страшно бросать все и начинать с нуля в 28 лет, для многих это пугающая цифра, какой она была и для меня. Знакомые и друзья в этом возрасте уже заводят семьи, покупают квартиры, а ты просто начинаешь с первой ступени.

Я не жалею о своем решении. Мне кажется, только когда занимаешься любимым делом, ты достигаешь гармонии, проживаешь именно ту жизнь, которая сделает тебя и окружающих людей счастливее, а твое развитие идет в геометрической прогрессии.

Madonna. Совместная работа с Игорем Гореликовым

Madonna. Совместная работа с Игорем Гореликовым

В каких жанрах вы работаете?

Не задумываюсь о них, просто пытаюсь искать что-то новое. Если посмотреть на мои работы, то можно заметить, что они порой сильно отличаются друг от друга. Я не только создаю модный киберпанк, но и пытаюсь рисовать классический арт, при этом смешиваю его с 3D. Стараюсь найти то, что цепляет, дает эмоцию, стараюсь экспериментировать. Если соотносить графику с живописью, то я бы наверное назвал свое творчество неоэкспрессионизмом. Ох уж эти художники и их терминология (Смеется.).

Благодаря «Клану» я поработал со многими компаниями как в России так и за рубежом, про некоторые я, надеюсь, скоро смогу рассказать. Сейчас, например, выходит наш проект для Givenchy, на котором я работал как фриланс-артист в новом для себя визуальном направлении. Куратором и арт-директором проекта стал художник Антон Рева (*savemymind) – он собрал классную команду ребят из России и мы сделали сумасшедше крутое промовидео, которое можно увидеть в аккаунтах Givenchy в соцсетях. Радует, что, несмотря на происходящее вокруг, многие работают с русскими ребятами. Вообще в России очень крутые дизайнеры и художники.

Сейчас, например, выходит наш проект для Givenchy, на котором я работал как фриланс-артист в новом для себя визуальном направлении

Что помогает вам создавать ваши работы? Какими инструментами пользуетесь?

Самое важное в мире компьютерной графики – не останавливаться. Потому что программы обновляются буквально каждую неделю. И нужно постоянно быть в курсе, иначе есть шанс однажды проснуться и оказаться далеко позади. Нужно отслеживать, что делают топовые студии, какие выходят технические новинки.

Необходимо постоянно обновлять технику, чтобы быстрее создавать рендеры, докупать новый софт, короче говоря, нужно вкладываться. Набор программ индивидуален, он может отличаться в зависимости от конкретной задачи. Но есть универсальные инструменты – Adobe Suite, Cinema 4D, Blender, Unreal Engine.

Также для общего развития полезно параллельно заниматься другим творчеством, например, писать картины, музыку, в целом что-то создавать. Я вот фотографирую на телефон, иногда беру фотоаппарат и снимаю видео, собираю композиционные идеи. После этого глаз начинает видеть то, чего не видел раньше.

Еще люблю спорт. Регулярно бегаю, хожу в спортзал, это повышает концентрацию и позволяет мозгу лучше работать. Вообще нравится все, что связано с движением: люблю велосипед, сноуборд, мотоцикл.

Dark Dreams. Серия совместных работ с Two.shon, Pamikov, Alpevchino

Dark Dreams. Серия совместных работ с Two.shon, Pamikov, Alpevchino

Что еще вас вдохновляет?

Люблю музыку. Лет до двадцати не слушал ничего, кроме металла и хардкора, чувствовал в них свою энергию. Сейчас в моем плейлисте разная музыка, слушаю практически все, главное чтобы подходило по настроению.

Начиналось все с уличного искусства, фильмов, татуировок, плакатов и скейтборд-культуры. Сейчас мне близки работы экспрессионистов, некоторый хаос и деструктивизм. Предпочитаю то, что вызывает напряжение внутри, дает эмоцию. Меня очень вдохновляет промышленный дизайн и архитектура, не так давно начал увлекаться и изучать соответствующую литературу. Многие вещи вокруг созданы легендарными художниками, дизайнерами, инженерами. Мне кажется, важно понимать, откуда идут истоки арта, промышленного дизайна, архитектуры, это позволяет выстраивать свой визуальный язык более вдумчиво. Когда понимаешь, почему например стул или телефон выглядит именно так, а не иначе, мир открывается с новой стороны.

А как возникла идея коллаборации с «Правилами жизни»?

Они сами меня нашли, меня им посоветовал мой знакомый.

Сначала я сомневался, стоит ли браться, поскольку только что переехал в Турцию, много времени уходило на бытовые проблемы, но в итоге согласился, потому что вспомнил, как весной прошлого года Esquire (редакция «Правил жизни» до весны 2022-го выпускала журнал Esquire в России – прим. ред.) выпустил крутую обложку к 60-летию полета Юрия Гагарина в космос. Ее разработали мои знакомые во главе с Виктором Ландером из Avocado Toast, который, кстати, меня и посоветовал редактору, за что ему спасибо. Та работа меня очень зацепила, даже добавил ее в закладки, казалось, что это просто проект мечты, а теперь нечто подобное предложили мне.

Каждая такая работа, как эта обложка больше не про заработок, а про реализацию интересного проекта и медийный охват. Поскольку в имеющихся сроках трудно реализовать технически сложный проект, хотелось передать скорее эмоцию и ощущение того, как я вижу молодых людей на Востоке, также как я ощущаю порой себя сам.

Обложка вызвала достаточно большой интерес, был очень позитивный отклик как внутри индустрии, так и за ее пределами. Круто, когда можно сделать что-то подобное, не ограничивать себя в креативе и при этом положить классный проект в портфолио.

От чего вы отталкивались при создании обложки?

Времени было немного – около десяти дней. Озвучили тему – разворот России в сторону Азии. Я никогда не был в Японии, но японская культура мне сильно импонирует. Не скажу, что часто смотрю аниме, но меня очень привлекает именно визуальный код японского искусства. Помимо культовой манги очень вдохновляет японская татуировка и классический арт. Кстати, мой младший брат увлекается старым японским диско и синти-попом из 70-90-х, даже коллекционирует пластинки. Некоторые записи пересылает мне, так что собираю разную информацию и формирую свое ощущение культуры.

Мне хотелось отобразить желание человека закрыться в своем маленьком уютном мире от внешних проблем. На ум пришел ковид и то, что происходит сейчас. Мы проживаем различные эмоции и состояния в наших комнатах, в которых нам порой тесно, но уютно. Иногда мы кого-то ждем, иногда хотим побыть одни, но все же то, что есть у нас всегда – это мы сами.

Также на меня повлиял клип музыканта Bonobo на песню No reason. Очень люблю творчество этого исполнителя, все клипы пересмотрел не один раз.

Из серии Dark Dreams. Совместная работа с Anklovee

Из серии Dark Dreams. Совместная работа с Anklovee

А вы сами следите за какими-то медиа?

В нынешнее время избытка информации я стараюсь концентрироваться на изданиях узкой направленности. Информацию стараюсь черпать из телеграм-каналов про дизайн, моду, искусство. Иногда слушаю и смотрю подкасты.

Возможно, я бы и выписывал какие-нибудь печатные издания, но из-за частых переездов сделать это достаточно трудно. Когда я жил в Лондоне, мог зайти в магазин и найти журнал на абсолютно любой вкус. В России такого, можно сказать, нет. Так что необходимые знания я получаю в основном в интернете.

У нас в стране есть действительно классные медиа. Например, ÖMANKÖ. Они выдают рандомные, но очень интересные материалы, при этом у них также бывают ивенты и еще они продают классный мерч. Надеюсь, как-нибудь поработаем с ними.

Каковы ваши дальнейшие планы?

Есть мечта поработать с некоторыми режиссерами и художниками из рекламной сферы. Их имена вряд ли что-то скажут широкой публике. Также хотелось бы создать клип или промо для какого-нибудь известного музыканта или рекламу для компании вроде Nike или Apple. Думаю, что в этом нет ничего невозможного.

Роспись для Универмага «Фабрика» в «Арт-квадрате»

Роспись для Универмага «Фабрика» в «Арт-квадрате»

Рассчитываете ли однажды поработать с уфимскими брендами? И какие воспоминания о городе у вас сохранились?

Иногда сотрудничаю с ребятами из Уфы. Например, в прошлом году разработал ребрендинг для магазина одежды Who's Your Dealer. Недавно они также выпустили футболки с моим принтом. Я думаю, что знаю лично практически всех, кто делает что-то интересное в городе, поэтому порой с кем-то работаю.

Сейчас мне практически не приходят предложения из Уфы. Думаю, что если попросят хорошие знакомые и проект покажется мне интересным – я готов в нем поучаствовать.

Например, в прошлом году мы вместе с Ваней Кросом и его знакомым раскрашивали пространство в «Фабрике» в «Арт-квадрате». Буду только рад, если предложат присоединиться к чему-то подобному, особенно если это будет связано с разрисовкой больших пространств, так как таких проектов у меня почти нет, а рисовать хочется.

Уфу я люблю. С этим местом связано немало приятных моментов из детства, студенчества. Хотя спустя годы понимаю, что жил в закрытом пространстве, где трудно развиваться в профессиональном плане, не у кого спросить совет в моей сфере. На родной город сейчас смотрю как на старый дом из детства, который развивается и меняется, но уже без меня. Порой приятно вернуться, встретиться с родными и друзьями, увидеть недавно открывшиеся заведения и пространства. Для меня Уфа стала своего рода местом эскапизма, где я отдыхаю от внешнего мира.

Текст: Антон Сухарев, фото: личные архивы героя

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: