18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

«Главное – нет равнодушных»: уфимская «Кафедра психо-физики» объединяет науку и искусство

Создатели «Кафедры психо-физики»: художник и музыкант Александр Соболев вместе с кандидатом физико-математических наук Азатом Галиевым в феврале провели свою четвертую выставку «Локомоция».

Азат Галиев и Александр Соболев

Азат Галиев и Александр Соболев

Как связаны между собой физика и искусство?

Александр Соболев: «Напрямую. Да, поначалу может казаться, что это два противоположных понятия, как черное и белое, но это не так. Наука и искусство – это две ветви познания и отражения реального мира. Физика разговаривает с нами через разум, а искусство – через эмоции. Но объект познания один – природа. Слияние этих двух областей знаний дает возможность иначе посмотреть на привычные вещи, переосмыслить их.

Возьмем, к примеру, меня. С детства я смотрел, как рисуют мои отец и брат. Воспитываясь в творческой среде, я, как огурец в соляной банке, тоже "просолился", поэтому пошел по их стопам – поступил в Уфимское училище искусств на специальность "художник-оформитель".

Отучился, пошел работать, всю жизнь находился в статусе свободного художника. В один момент понял, что для меня живопись себя исчерпала, захотелось чего-то нового, иначе посмотреть на мир. И здесь очень помогла физика».

Азат Галиев: «Согласен с Сашей. Со стороны кажется, что люди из научных кругов весьма консервативны. Но история знает множество примеров, когда профессора танцуют брейк, поют, играют в рок-группах. И это нормально. На точные науки тоже можно смотреть сквозь творчество. Поэтому физика (как и любая другая наука) тесно связаны с искусством.

Я, к примеру, воспитанный, ввиду отсутствия доступа к приличным кассетам и пластинкам, "Иванушки International" и Надеждой Кадышевой, поздно приобщился к Dire Straits и Beastie Boys, в связи с чем теперь починяю свое музыкальное восприятие, занимаясь экспериментальной музыкой на базе "Кафедры"».

Я пришел в музей Латфуллина, потому что хотелось чего-то живого, интересного, необычного

На каком инструменте играете?

Азат Галиев: «Играем на всем, так как ни на чем не умеем. (Смеется.

Как получилось, что вы стали творить вместе?

Александр Соболев: «Вернемся на десять лет назад, в 2012 год. Я вернулся из творческой поездки, за год объехав на машине почти все города Урала и Сибири от Уфы до Владивостока с выставкой амореализма. Своими впечатлениями делился в Музее современного искусства имени Наиля Латфуллина. Среди неравнодушных людей, которым все это было интересно, оказался Азат».

Азат Галиев: «А я, пожалуй, вернусь к еще более ранним воспоминаниям. Когда был маленьким, любил очень разбирать приборы и самое главное – хранить все это барахло где-то в темных уголках. Это "плюшкинство" меня преследует и по сей день. Согласно мифологии, при починке телевизора меня ударило током, поэтому я стал таким. Я хотел сказать, что раньше не мог найти творческое применение своему хобби и накопленному барахлу, теперь оно есть. Я пришел в музей Латфуллина, потому что классические способы культурных развлечений, типа посещения кинотеатра и Марлезонского балета не приносили заявленного удовольствия. Хотелось чего-то живого, интересного, необычного».

Как появилось название «Кафедры»?

Александр Соболев: «Случайно. Как-то мы шли по коридору университета и читали вывески: кафедра такая, кафедра сякая. Я спросил: "А почему у вас нет кафедры психофизики?" И мы решили исправить эту несправедливость. Единственное, название пишем через дефис, чтобы не обидеть ученых-психофизиков».

Мы ставим перед собой простые задачи: хотим, чтобы человек, кроме развлечения, получал воспитание и образование

Расскажите о вашей – уже четвертой – выставке «Локомоция», которая недавно прошла в галерее «Мирас».

Александр Соболев: «Строго говоря, она не совсем четвертая. Вернее, смотря откуда начинать считать. Мы начали делать выставки в своем стиле еще до того, как появилась "Кафедра". Например, с 2012 года у нас был проект "Арт-подвал", с которым мы проводили разные закрытые мероприятия в моей мастерской под "принципом мяукающей кошки" – попасть можно, только если долго помяукать у двери. Потом все пришло к логическому завершению и переросло в то, что есть сейчас».

Азат Галиев: «"Локомоция" в переводе с латыни означает "перемещение животного в пространстве". Это самая простая расшифровка. Но нам было скучно брать ее буквально, поэтому мы на такую глобальную тему посмотрели по-своему. Локомоция ответственна за эволюцию, это то, что отличает живое от неживого. Движение лежит в основе Вселенной. Для доказательства этой гипотезы мы использовали все формы – от графики и фото до безумных арт-объектов и видеоинсталляций».

Какое слово или словосочетание вы чаще всего слышите в адрес своих работ?

Азат Галиев: «"Непонятно". (Смеется.) Чтобы понимать современное искусство, нужно книжки читать».

Александр Соболев: «Мы ставим перед собой простые задачи: хотим, чтобы человек, кроме развлечения, получал воспитание и образование. Приходил в галерею, включал воображение, мыслительный процесс. На самом деле мы сейчас сказали довольно обобщенно, отзывы всегда разные: кто-то уходит в полном восторге, кто-то в недоумении, а кто-то и вовсе начинает злиться. Главное – нет равнодушных. Это уже хорошо, в этом и проявляется психофизика. Стоит пояснить, что психофизика – это наука об ответе сенсорных систем организма на внешние раздражители. То есть, в самом легкомысленном понимании, мы становимся эдакими троллями своих зрителей».

Азат окончил аспирантуру БГПУ, пять лет занимался с детьми в Центре молодежного инновационного творчества. Сейчас работает в Институте физики молекул и кристаллов Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук.

Александр, чтобы дать определение серии своих работ «Мистерия тел», в 2006 году придумал термин амореализм (от лат. amor –любовь).

В четвертой выставке «Кафедры» приняли участие многие уфимские художники: Рушана Зайнуллина, Алина Измайлова, Светлана Миронова, Вадим Халитов, Артур Лукьянов, Артур Фаттахов и два участника из Москвы: Артур Тагиров и Ольга Будаева, а также музыкальная группа «Белый шум фрустрации».

Текст: Наташа Макеенко, фото: Борис Дмитриев

Материал из номера:
Март 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: