18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Как за полтора года стать художником и поучаствовать в нескольких проектах Молодежной биеннале

Уфимец Шамиль Шааев сменил сферу деятельности, переехал в Москву и устроился работать в галерею. О том, где можно учиться искусству кроме академии, и как начинающему творцу строить карьеру, он рассказал «Уфа.Собака.ru».

Как выглядел ваш путь художника: вы начали заниматься творчеством в детстве или уже будучи взрослым?

Как любой ребенок, я рисовал в школе на уроках изо, и на протяжении какого-то времени брал частные уроки по рисованию. Заниматься искусством осознанно я начал несколько лет назад, после переезда из Уфы. Хотелось понять, как устроен мир современного искусства, поэтому сначала я устроился в галерею Fragment (г. Москва), где понял, как выстраиваются отношения с художниками, а затем поступил в школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства (ММОМА).

Где вы учились искусству?

Год я занимался в «Свободных мастерских»: изучал теорию и историю искусства и параллельно организовывал выставки с одногруппниками. Сейчас продолжаю обучение на курсе по философии искусства от галереи современного искусства «25Кадр», где нам преподают художник Виктор Алимпиев и философ Александр Писарев.

В училище и академии искусств структура учебной программы понятна: лекции, семинары, пленэры, натура.. А как проходит учеба не в вузе?

В большинстве школ проводят только лекционные занятия, но в некоторых есть и практика. Лекции начинают вечером, чтобы было удобно посещать их после рабочего дня. В школе при ММОМА мы изучали историю фотографии, современную живопись, science art, философию, уличное искусство, историю перформанса, историю отечественного и западного искусства, внеинституциональные практики. Практических занятий и экзаменов не было: в этом смысле название «Свободные мастерские» говорит само за себя. Во время обучения кураторы школы проводили серию портфолио-ревю, на которых обсуждали проекты каждого студента и отбирали работы для итоговой выставки Homo communicans («Человек общающийся»).

​Работа «Лукреция​»

​Работа «Лукреция​»

Чем вы занимались до того как ушли в искусство? Расскажите на своем опыте, как не бояться сменить сферу деятельности?

Я учился на Филологическом факультете в БашГУ: закончил специалитет и поступил в аспирантуру. Это универсальное гуманитарное образование создало крепкую базу знаний, которая помогает мне до сих пор. Но дописывать диссертацию не стал, ушел из вуза и какое-то время работал корректором, писал статьи. В 28 лет я устроился в галерею Fragment: ей не было и года, а в штате работали всего три человека, включая владельца. Поэтому список задач был очень широким: от заполнения таблиц и рассылки заявок на гранты и резиденции для художников до координаторской работы. Иногда даже приходилось красить стены. Именно из-за таких разных обязанностей этот опыт стал полезным.

Менять сферу деятельности было легко: я не работал по профессии достаточно долго, чтобы к ней привыкнуть, у меня не было большого заработка или высокой должности. В противном случае было бы сложно начать заниматься искусством, которое не приносит большой прибыли.

Реально ли начать писать картины, допустим, после тридцати лет?

Важно понимать, что современный художник – не человек у мольберта. Быть художником значит расширять пределы искусства, пользуясь знаниями, новыми технологиями, своей особенной оптикой и образом мысли. В этом смысле возраст и опыт даже будут полезны.


Уже сегодня мы наблюдаем, как возрастная граница определения «молодой художник» движется от 35 к 40 годам

Вы совмещаете обучение с фулл-тайм работой?

Я куратор-координатор в небольшом государственном выставочном комплексе, организую выставочные проекты по России и за рубежом.

Шамиль Шааев и Алина Измайлова

Шамиль Шааев и Алина Измайлова

Работы проекта «rftwtkzhbz/канцелярия»

Работы проекта «rftwtkzhbz/канцелярия»

Работы проекта «rftwtkzhbz/канцелярия»

Работы проекта «rftwtkzhbz/канцелярия»

Расскажите о своем проекте «Диск».

В апреле 2020 года я и Алина Измайлова, художница и студентка Школы Родченко, запустили собственную онлайн-галерею «Диск», которая после окончания изоляции переформатировалась в самоорганизацию. Нашей целью было создать внеинституциональную платформу, на которой художники могли бы реализовывать свои проекты. Мы провели онлайн-аукцион и выставочный проект «rftwtkzhbz/канцелярия», который вошел в параллельную программу Московской международной биеннале молодого искусства – для меня это один из самых интересных опытов.

Обычно зрители видят на выставках сформированные проекты с понятными описаниями, но мало кто задумывается, что предшествовало этому результату: как формировали экспозицию, отбирали работы и как вообще институции взаимодействуют с художниками. Чтобы показать эти теневые процессы, мы провели встречи с художниками, во время которых они делились своим – зачастую травматичным – опытом, а затем выставили работы так, как они выглядят на складе: стопкой на унылых серых полках без профессионального света и этикеток. Традиционный вернисаж так и не состоялся: мы закрыли проект, как только все художники принесли работы. Из планов на ближайшее время у нас – выставка «Охота на белого единорога» в галерее «25Кадр», открытие которой состоится 13 февраля. Кроме этого мы ведем переговоры с одной из крупных библиотек Москвы, в которой планируем реализовать проект, посвященный коллекционированию.

Нужно ли выставлять работы в галерее в 2021 году, когда работы любого автора легко найти в соцсетях?

Художнику не обязательно сотрудничать с галереей, его главная задача – создавать хорошее искусство. Если это получается, он обязательно найдет своего зрителя. Соцсети – это хороший дополнительный ресурс, но никакой экран не заменит вам опыта реального взаимодействия с искусством, которому, кстати, присуща как фотогеничность, так и ее отсутствие. Самое же увлекательное – посещать мастерские, в которых произведения живут в своей реальности. Но это уже другой уровень, доступ к которому открыт не всем.

Как начинающему художнику развивать карьеру?

Нужно учиться. И не только ради знаний, но и ради того, чтобы находиться в творческой тусовке. Например, в «Свободных мастерских» обучаются кураторы, которые потенциально могут включить вас в свои проекты. Я тоже неоднократно рекомендовал одногруппников для участия в выставках или приглашал в проекты «Диска». Это такой нетворкинг. Кроме этого, нужно отправлять заявки на участие в опен-коллах и смириться с тем, что качественное заполнение анкеты для выставки, гранта или резиденции может занять весь день, а иногда и больше.


Полезно формировать самоорганизации с другими художниками: подпитывать друг друга идейно, создавать творческую среду и высказываться

На какие ресурсы подписаться, если интересуешься искусством или хочешь начать им заниматься?

В Telegram советую подписаться на страницу о современном искусстве, канал «Где выставка», в котором рассказывают о грантах и опен-коллах, и блог о современном искусстве ArtFragment. Еще я смотрю лекции Ирины Кулик в аккаунте Музея современного искусства «Гараж» на YouTube.

Проект «Из ниоткуда с любовью»

Проект «Из ниоткуда с любовью»

Проект «Из ниоткуда с любовью»

Проект «Из ниоткуда с любовью»

Проект «Из ниоткуда с любовью»

Проект «Из ниоткуда с любовью»

Расскажите про свои самые интересные работы.

Для меня важен проект «Из ниоткуда с любовью». Переезжая в Москву, я взял письма родителей, но не читал их. Мне хотелось не ностальгировать, а использовать их, переосмыслив то, что для меня значит семейный архив. Выставку было важно показать именно родном городе, и я презентовали ее в «ВДНХ-Экспо» в рамках ArtLab. Получилось очень цельное высказывание об отношениях и личной истории: проект состоял из нескольких работ, летающих листов тетрадей и сборника стихов «Здравствуй, Нафиса», собранных из отрывков писем, хрустальной скульптуры и стеклянных объектов. Интересно, что в процессе экспонирования инсталляция зажила своей жизнью – люди писали на листах пожелания и вешали их обратно, а не складывали в конверты, как было написано в инструкции. Я хотел, чтобы инсталляция постепенно исчезла, но в результате она обросла интимными историями. Это было очень искренне и трогательно.

Фото: Иван Новиков-Двинский

Фото: Иван Новиков-Двинский

Интересным проектом стали «Сны»: на протяжении полугода знакомые и незнакомые люди присылали мне рассказы о снах. Это было похоже на исследование потустороннего мира – некоторые рассказывали о вещих сновидениях и тех, что видят на протяжении всей жизни. Технически выставка была одной из самых сложных: я исколесил всю Москву, покупая бывшие в употреблении микрофоны и телефоны, а монтаж занял целую неделю.

Серия работ «Выгорание»

Серия работ «Выгорание»

​Серия работ «Выгорание»

​Серия работ «Выгорание»

​Серия работ «Выгорание»

​Серия работ «Выгорание»

Что происходит в вашей художественной карьере сейчас?

Я продолжаю работать над живописной серией «Выгорание», которую начал во время самоизоляции: долгое заточение в одном пространстве привело ко внутреннему и внешнему выгоранию. Метафорой этого состояния стали полотна, где цвет имеют только зеркала, напоминающие нам самим о нашем существовании.

Также работаю над новым проектом, но пока что не хочу освещать детали. У меня есть идеи проектов об Уфе и для Уфы, которые я надеюсь начать реализовывать этой весной, как только потеплеет. Так что ждите в гости.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: