18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

American Tribal Style – что это за танец и почему он такой редкий?

Трайбл – это искусство танцевальной импровизации, пока еще малоизвестное в России. О том, как он составил конкуренцию Belly Dance и как импровизация работает на сцене, нам рассказала основательница уфимской студии «Изира» Алсу Фарахьянова.

Что такое American Tribal Style и чем он выделяется в плеяде направлений, которые обычно объединяют в категорию «восточные танцы»?

Хороший вопрос. Название группы Каролины Нериккио – создательницы трайбла – звучит так: Fat Chance Belly Dance, что переводится как «Ни шанса танцу живота». Поэтому стиль и подача танца отличаются: в трайбле – сильная постановка корпуса, более закрытый костюм, а между танцорами нет соревнований и конкурсов.

Это только танец для развлечения публики или своеобразный способ медитации?

Он точно не для развлечения публики. К тому же я считаю любой танец, вне зависимости от стиля, медитацией. Вернее было бы сказать, что трайбл – это способ коммуникации. Танцоры общаются между собой и сосредотачиваются на создании единого синхронного танца.

В чем разница между направлениями АТS и Tribal Fusion и какое из них лучше подходит для новичков?

Изначально появился American Tribal Style – сейчас это классика трайбла. Как понятно из названия, он зародился в Америке, то есть это не совсем традиционный восточный танец. Слово «tribal»  переводится как «племенной» – означало это, что девушки танцуют в группе, не поодиночке. Трайбл фьюжн зародился из смешения движений классического трайбла и других стилей танцев.


ATS – это 100% групповая импровизация, а Tribal Fusion допускает постановки и сольные выступления

Лично для меня в классическом трайбле сильнее ощущается дух направления, его идеология, а положение корпуса и рук, база движений входят в основу трайбл фьюжн. Через ATS легче перейти к трайбл фьюжн, поэтому я обычно рекомендую начинать с классики. Но здесь кому что по душе. Бывает так, что люди приходят в трайбл фьюжн, завороженные пластичными движениями и красивыми костюмами, но увлекаются ATS и остаются там.

Нужна ли какая-то специальная подготовка для обучения трайблу?

Однозначно нет. Нет никаких ограничений по подготовке, возрасту, телосложению, росту, полу, цвету глаз – вообще никаких. Танец содержит в себе очень бережливые для тела и здоровья движения. Единственное требование – желание танцевать.

За рубежом трайбл танцуют не только женщины, но и мужчины. Как с этим обстоят дела в России?

Мужчин в России, танцующих трайбл, определенно меньше, чем за рубежом.

А как насчет совместных выступлений? Мужская техника танца как-то отличается от женской?

Техника ATS одинаковая как для женщин, так и для мужчин. Нам нужно танцевать синхронно и создавать единый танец. Если бы техника отличалась хотя бы немного, это было бы невозможно.

Групповая импровизация на сцене – как она работает?

В соло-группе всегда есть лидер, который находится спереди слева и создает танец с помощью подсказок-ключей (смены угла корпуса, уровня, положения рук, поворота головы). По этим ключам остальные понимают, какое движение пойдет дальше. Лидер тоже меняется, самый простой способ – через круг. Чем выше уровень танцора, тем больше перестроений и движений он знает.

Непосвященный зритель не понимает, что видит импровизацию, и в случае ошибок думает, что выступление плохо отрепетировано. Это накладывает на вас особую ответственность?

Конечно. В ATS важно перед выступлением «станцеваться» – привыкнуть друг к другу – и выучить наизусть музыку. Кроме того, нужно уметь быстро реагировать на ключи, выходить из трудных ситуаций, понимать и поддерживать друг друга.


Выступление считается удачным, если зрители не поняли, что это была импровизация

Бывает такое, что на выступлении из-за ошибки одного человека сыплется весь танец?

Если группа станцована, такое не случается. Главным образом потому, что мы поддерживаем друг друга и лидером может стать кто угодно. Ситуацию обычно спасает более опытный танцор.

У вас необычные костюмы и украшения. Они традиционные или могут меняться в зависимости от характера танца?

Костюмы танцоров отражают собой историю, истоки трайбла. Это этнические украшения народов, элементы костюмов определенных стран. То, как они сочетаются, создает уникальность костюма каждого танцора.

С чего начиналось создание студии «Изира»?

Когда я начинала танцевать и ездила в другие города на обучения, в Уфе не было танцоров трайбла. Но так как танец групповой, я выставила в VK объявление, что нужны люди, которые хотели бы освоить этот стиль, и создала группу. Занятия были бесплатные, прийти могли все желающие. Моей целью было научить людей танцевать, чтобы были трайбл-сессии.

Вместе с первыми моими ученицами мы несколько дней подбирали название студии. Одна из них нашла слово «изира», что в переводе с санскрита означает «огонь», «огненная». Эта идея оказалась очень удачной. В тот момент я занималась фаер-шоу, а моим сценическим именем было Eziria (Эзирия) – созвучно с «изирой». Были еще варианты Nartin (танцующий, пляшущий), «Нирма» (создавать), но они не пришлись нам по душе. Одна из учениц предложила слово «нама» – так называется племя в Африке, их очень мало и у них врожденный талант к музыке и танцам, однако трайбл не имеет никакой связи с африканскими танцами.

Наш логотип, желто-оранжево-красный треугольник со спиралью внутри, тоже не просто для красоты. Огонь испокон веков изображали треугольником, а спираль является символом времени. Развертывание в спирали означает переход из точки в линию, из мига во время и, самое главное, из покоя в движение.

Была любопытная ситуация с именами самых первых учениц. Их звали Эльвира, Эльвира, Эльвира и Лена. Приходилось называть их по цветам футболок – например, Эльвира в черном или Эльвира в голубом. Одна из них – Эльвира Галимова – до сих пор в нашей группе. Она сыграла большую роль в создании студии. Все это время она поддерживала меня и вдохновляла своей влюбленностью в трайбл.

Сейчас в основной группе вместе со мной двенадцать человек, большинство из них пришли ко мне в 2015 году, увидев наше с Эльвирой выступление на фестивале Inaya. Одна из моих учениц, Светлана Магдаласова, по совместительству еще и наш фотограф, преподает ATS для начинающих групп.

С какими сложностями вы столкнулись при создании студии в Уфе?

Самой большой сложностью было внести понимание стиля в городе, когда о нем еще никто не знал. Обычно меня несколько раз подряд переспрашивали, что я танцую, кому-то вообще слышалось «трабл» (англ. trouble – «проблема» – прим. ред.). И так пока не объяснишь, что же это за танец такой.

В послужном списке вашего коллектива уже немало выступлений. Расскажите о самых крупных.

В первую очередь вспоминается концерт австралийской певицы Перукуа. Еще мы выступали с Alba, Teufelstanz, Argishty, Maiia, Gilead, Psychoplasmic Project, Wallace Band, Haua, Cantadora, «Золото Сив», «Кочевник». Для меня крупные выступления связаны с живой музыкой. Есть что-то магическое во взаимодействии танцоров и музыкантов. Если же брать мероприятия, то это региональные фестивали «Мир – это Я», Green Village, «В круге жизни», «День яблок», этнофестивали Inaya, Tamga, мероприятия в других городах: Челябинске, Новосибирске, Самаре – все сейчас и не перечислить.

Трайбл-студии в России как-то общаются между собой? Бывают ли совместные выступления, обмен наработками и опытом?

Да, по всей России регулярно устраиваются трайбл-фестивали с приглашенными звездами из разных стран. Нередко такие фестивали проходят по несколько дней и включают в себя мастер-классы и интенсивы как по ATS, так и по трайбл фьюжн. Наша группа чаще всего ездит в Москву, Челябинск, Самару и Новосибирск. Мы поддерживаем связь и дружим с танцорами из других городов, а съезжаясь, с удовольствием танцуем вместе и выступаем.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: