18+
  • Город
  • Урбанистика
Урбанистика

Завод-призрак. Как архитекторы из Уфы дали новую жизнь «Сантехприбору» в Татарстане

Анна Сазонова и Юлия Федяева, молодые архитекторы из Уфы, придумали, как оптимизировать пространство завода «Сантехприбор» под функциональную городскую среду. И если бы не происходящие события, проект презентовали бы в архитектурной галерее Берлина. «Уфа.Собака.ru» девушки рассказали, как биеннале помогают решать проблемы современных городов и как создать на территории антиутопического кластера пространство для людей.

Визуализация ландшафтного парка

Визуализация ландшафтного парка

Почему вы решили стать архитекторами? Этому что-то способствовало?

Анна Сазонова

Архитектура – гибридная сфера, ведь она находится на стыке между техническими и гуманитарными и науками. Когда у человека обнаруживаются способности и склонности и к тому и к другому, в какой-то момент он выбирает, чему себя посвятить. Я решила развиваться в обоих направлениях. После окончания общеобразовательной и художественной школы поступила в Уфимский государственный нефтяной технический университет на специальность «Архитектура». С образованием архитектора можно много в чем себя реализовывать. Cейчас я работаю в Концептуальном бюро «Одиннадцать», получаю опыт и считаю его необходимым после бакалавриата.

Юлия Федяева

С профессией я определилась еще в детском возрасте. Мой папа, экономист, считал сметы строителям и архитекторам, поэтому дома всегда звучали профессиональные термины. Тогда слово «архитектор» произвело на меня сильное впечатление, и я решила, что стану архитектором, во что бы то ни стало. Учась в общеобразовательной школе, я поступила еще и в художественную – и, окунувшись в свободную и открытую для всего нового среду, поняла, что хочу связать свою жизнь с творчеством. Затем прошли пять ярких лет на кафедре архитектуры УГНТУ. Практически сразу после выпуска я устроилась на работу в архитектурное бюро КБ11, вместе с которым я росла и продолжаю расти.

Как вы попали в топ-30 финалистов конкурса Второй Российской молодежной архитектурной биеннале в Казани?

В этом году заявки на конкурс подали 739 участников из 6 стран и 53 городов – почти вдвое больше, чем два года назад. Основной темой биеннале стала работа с архитектурой прошлого – промышленными постройками, которые уже не используются по первоначальному назначению. Нам нужно было сформировать и отправить заявку-портфолио от бюро: с проектами похожей тематики, с интересными решениями реновации и адаптации архитектурных объектов. Скажу честно, заявку мы собирали в большой спешке и отправляли портфолио перед самым закрытием приема заявок. Сейчас жутко рады, что успели.

Амфитеатр на территории маркетологического кластера

Амфитеатр на территории маркетологического кластера

Какими были ваши первые впечатления при посещении завода?

Анна Сазонова: Приехав на территорию «Сантехприбора», мы увидели огромную гору мусора. Эта площадка была заброшенной территорией и предстала перед нами одним большим пятном мусора на ткани города.

Юлия Федяева: Это был интересный визуальный, чувственный и эмоциональный опыт – бродить по руинам, пустующим площадям разрушенного производственного квартала. Завод находится недалеко от центра города. Минуя плотную застройку, оказываешься в месте с таким массивом свободного «чистого» пространства. Мы удивились, когда узнали от тьютора, что под площадкой проходят подземные ходы, соединяющие бывшие корпуса.


Концепция сложилась именно из первого эмоционального ощущения, когда мы увидели эту пустоту, ландшафт и яркие акценты
Развертка по ландшафтному парку

Развертка по ландшафтному парку

Какую основную цель вы преследовали, когда задумались о благоустройстве «Сантехприбора»?

Юлия Федяева: Мы планировали создать территорию в виде гибкой нестатичной матрицы, которую со временем можно было бы легко трансформировать, чтобы площадка развивалась и менялась вместе с окружающей средой. Важно было сохранить исторические фрагменты и внедрить в них новые идеи так, чтобы они стали полноценной частью современности. Производство здесь уступило место культуре, и вместо одной пространство стало выполнять несколько функций, а место, в котором обитала единственная группа пользователей, стало платформой для общения и развития всевозможных сообществ. Главные смыслы, которые мы вкладывали в новое пространство, стали движение и время.

Анна Сазонова: На одной из частей мы решили соорудить инсталляцию, которая смогла бы помочь человеку прочувствовать то настроение, с которым мы создавали этот проект. Хотелось дать окружающим возможность подумать над тем, к чему идет человечество, производя большое количество мусора. Мы решили создать ландшафтный парк, в которым сохранили те предметы, что остались на его территории. На второй площадке мы предложили создание маркетологического кластера. Для этого к работе привлекался известный в Уфе маркетолог, который выступил соавтором нашего проекта. Маркетологи, которые могли бы находиться в кластере, управляли бы процессами, которые происходят на противоположной стороне, в парке.

Кто стал идейным вдохновителем и создателем проекта?

Делали его всем составом, а мы были официальными представителями от КБ11. Мы с ребятами часто практикуем такую методику, как мозговой штурм. Поэтому я точно не могу сказать, кто конкретно стал автором идеи. Мы каждый день за чашкой чая обсуждали ход развития проекта, то, как он должен выглядеть, и что мы хотим донести.

Сотрудники КБ11

Сотрудники КБ11

Расскажите, что из себя представляет и чем является для вас Концептуальное бюро «Одиннадцать»?

Анна Сазонова: Оно специализируется на создании проектов по благоустройству пространств, организации архитектурных фестивалей, воркшопов и конкурсов. Основателем Концептуального бюро «Одиннадцать», или сокращенно КБ11, является Лейсян Азнабаева, преподаватель кафедры «Архитектура» в УГНТУ. Лейсян была моим дипломным руководителем. Сейчас я реализовываюсь вместе с ней, она – ментор и наставник.

Юлия Федяева: Лейсян поддерживает ее муж – Сергей Праведников. Когда бюро начинало свою деятельность, команда была вдвое меньше. КБ11 – молодое бюро, в этом году ему исполнится три года. Постепенно выходя из интерьера в экстерьер, стали осваивать нишу благоустройства городской среды, в которой сейчас развиваемся.

Визуализация ландшафтного парка

Визуализация ландшафтного парка

Каким образом биеннале помогают решать проблемы современных городов?

В проекте мы затронули много социально и культурно ориентированных вопросов. Но основной темой стало потребление и то, к чему оно ведет общество. Наше решение является экологичным, потому что мы не перекраиваем полностью пространство, а наоборот – наделяем его гибкостью, которая нужна во времена различных трансформаций, быстрого движения и мобильности. Я считаю, что сейчас все архитектурные решения должны приспосабливаться к любым изменениям. В них должна быть определенная свобода для того, чтобы постоянно обновляться и адаптироваться под актуальные требования.

Помогает ли занятие архитектурой самовыражению?

Юлия Федяева: Архитектура – творческий процесс на всех стадиях, а творчество – основа самовыражения. Ежедневно, приходя на работу, каждый из нас так или иначе выражает себя в своем собственном проекте, в групповых обсуждениях. Более того, мы – концептуальное архитектурное бюро, и большую часть времени отводим именно разработке идейной стороны проекта.


Создавать идею, которая потом поведет за собой весь проект и соберет его в единое целое, – это удивительно

Анна Сазонова: Считаю, что во всем есть место творчеству. Это касается как решения повседневных технических задач, так и разработки концепций. Для меня сейчас около 80 % процесса – это творчество. А остальное – это упорство, усидчивость и рутина. Многие бросают занятия архитектурой, после того как сталкиваются с первыми серьезными проектами и чертежами. Но я считаю, что это лишь часть нашего творческого процесса.

Визуализация маркетологического кластера

Визуализация маркетологического кластера

Вы довольны результатами презентации проекта?

Конкурс Второй Российской молодежной архитектурной биеннале принес нам Серебряный приз, чему мы очень рады. Для нас это была неожиданная победа: в прошлом году в числе победителей не было ребят из регионов, мы расценивали попадание в тридцатку лучших как свою собственную победу и на большее не рассчитывали. Также мы были очень рады за нашего уфимского коллегу Азата Ахмадуллина, работу которого отметили специальным призом жюри. Здорово, что сразу две уфимские команды проявили себя в этом конкурсе. Мы завели новые знакомства: биеннале собрало на своей площадке много потрясающих творческих людей, встретиться с которыми стало большой удачей. И еще мы как команда обрели веру в себя, доказав, что у маленьких молодых бюро есть потенциал, чтобы выигрывать в больших конкурсах.

Ваша работа должна была быть показана в старейшей архитектурной галерее Берлина AEDES.

Да, победители Биеннале должны были присутствовать на торжественном открытии Выставки победителей в галерее Aedes Architecture Forum в Берлине. Куратором и соучредителем галереи является одна из членов жюри конкурса, Кристин Файрайз. Мы знаем, что много людей вложили в организацию этой поездки силы, время и душу, но, к сожалению, ввиду последних обстоятельств, поездка отменилась. Сейчас галерея думает над альтернативами, в качестве одной из них озвучивается идея перенести выставку в онлайн-пространство.

Текст: Эльвира Ибрагимова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: