18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Сооснователь Vinci Agency Мария Лапук о том, как построить карьеру в PR и открыть свое агентство

Сооснователь Vinci Agency сейчас занимается пиаром технологических компаний и стартапов, а до этого руководила пресс-службами «Одноклассников» и венчурного фонда ФРИИ. В апреле она выступила на Woman’s Business Day в Уфе.

Ваша карьера в сфере PR начиналась в Уфе – в компании МТС. Что было потом?
Мне предложили перейти в московский офис и стать PR-координатором компании по Центральной России. Потом были «Одноклассники» и Фонд развития интернет-инициатив, созданный по поручению Владимира Путина. В какой-то момент я поняла, что все стало слишком ровно и стабильно, и решила уйти в свободное плавание – мне хотелось делать что-то новое и интересное. Некоторое время занималась консалтингом на фрилансе: работала в Агентстве инноваций города Москвы, консультировала Иннополис (первый российский город для ИТ-специалистов – прим. ред.), помогала с формированием пресс-службы ИТМО (Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики, студенты которого регулярно становятся победителями чемпионата мира по программированию – прим. ред.). Все это дало мне очень классный профильный опыт, клиентов становилось все больше, и я подумала, что пора превратить это в бизнес.

И так появилось Vinci Agency?
Да, я пришла к своему бывшему начальнику, с которым мы вместе работали сначала в «Одноклассниках», а потом во ФРИИ, Саше Изряднову и предложила сделать такое PR-агентство, которое работало бы в очень узкой нише, связанной с технологиями. Мы обсуждали это несколько месяцев, а потом он сказал: «Фиг с тобой, давай попробуем». И вот мы уже два года «пробуем». (Смеется.)


Неправильно поданная информация может просто уничтожить бизнес

Звучит очень скромно, потому что вы можете похвастаться довольно серьезными результатами: среди ваших заказчиков есть российские и мировые компании, у вас даже работает офис в Китае.
Вообще мы растем неплохими темпами: когда только открывались, начинали с двух сотрудников в штате, а уже к концу 2017-го их было больше десяти. За два года мы отработали почти сто проектов, есть клиенты, которые остаются с нами все это время и рекомендуют нас другим, и это очень приятно. И да, год назад мы открыли офис в Шанхае – работаем с азиатскими компаниями и теми, кто хочет выйти на китайский рынок. 

Почему именно Китай?
Мы знали, что когда ты остаешься в рамках одной локации, ты ограничен рынком только этой страны. Поэтому почти сразу после открытия Vinci стали искать варианты запуска отдельного офиса за рубежом: несколько месяцев тестировали Кипр – там много русскоязычных стартапов, но эта локация не оправдала наших надежд, поэтому мы решили остановиться на Шанхае. Тем более, что Китаем почти никто не занимался, и нам сразу досталось больше клиентов. Следующий – Берлин, и Саша уже переехал туда, чтобы на месте подготовить все к открытию.

Коллектив Vinci Agency

Коллектив Vinci Agency

В чем конкретно заключается ваша работа?
Мы занимаемся бизнесовым пиаром в технологиях и всем, что с этим связано: делаем так, чтобы про компанию знали именно то, что она хочет, а не все подряд, создаем репутацию бизнеса, привлекательного для партнеров и инвесторов. Много занимаемся продвижением, а в некоторых компаниях, если они не хотят нанимать PR-менеджера в штат, выполняем роль пресс-службы.

Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха в вашей профессии?
Я не могу говорить за всех, могу сказать про себя и тех людей, с которыми работаю. Мне кажется, в человеке должны быть энергия, логика и эмпатия. Хороший пиарщик должен быть нетворкером: легко завязывать знакомства, поддерживать социальные связи и всегда понимать, как ему найти нужного человека. Вообще, часто люди довольно странно рисуют себе профессию пиарщика: им представляется какая-то веселая жизнь с тусовками и развлечениями. Но при этом пиарщики работают и на падениях самолетов, техногенных катастрофах, авариях. Людям важна информация – даже в самых сложных ситуациях. Бывает, что с помощью правильно поданной информации отбиваются рейдерские захваты, совершаются очень и очень крупные сделки. Мы работаем со сферой, близкой к большим деньгам, и в этом случае информация очень критична, какие-то вещи могут просто уничтожить бизнес. Поэтому, как я уже говорила, нужно логично действовать даже в стрессовых условиях.


Когда ты приходишь в профессию, смиряешься с тем, что случиться может все, и ты должен быть к этому готов

Получается, нужно быть включенным в работу 24/7?
PR в целом довольно специфичная ниша. Ты либо пиарщик, либо нет. И когда ты приходишь в профессию, смиряешься с тем, что случиться может все, и ты должен быть к этому готов. Я, например, не могу позволить себе просто выключить телефон: даже когда лечу в самолете, ставлю переадресацию на коллегу, чтобы в случае чего клиенты всегда могли дозвониться. Хотя я не могу сказать, что меня как-то суперсильно дергают. Это десять лет назад было модно работать в выходные, сейчас такой ерундой мало кто занимается.

С вашим графиком и профессией у вас остается время на какие-то увлечения?
Я всегда смеюсь, что хобби есть у людей, которым не нравится их работа. Мне моя – нравится. А на самом деле я ведь за эти два года вместе с открытием своего бизнеса и кучей перелетов успела еще и двоих детей родить, так что пока мое главное увлечение – посидеть дома, а лучше – поспать. (Смеется.)


Мария Лапук окончила экономический факультет Башкирского государственного университета. В детстве мечтала стать военным журналистом. Среди клиентов Vinci Agency такие компании как банк «Точка», интернет-магазин LaModa, каршеринг BelkaCar, сеть знакомств Badoo и другие.

Текст: Наиля Валиева
Фото: Дамир Абсалямов, архивы героини

Материал из номера:
Май 2019

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: