18+
  • Город
  • Город
Город

Поделиться:

Переработка старых улиц: как сейчас выглядит двор Довлатова и кто за этим стоит

В конце лета в Уфе изменился двор Довлатова: художники освежили старые и добавили новые арт-объекты, и на этом развитие пространства не заканчивается. Вместе с Олегом Кайбышевым, Артемом Шарафутдиновым и Ска Ска обсудили настоящее и будущее стрит-арта в городе.

Арка во дворе Довлатова

Арка во дворе Довлатова

Телефонная будка, в которой можно услышать голоса Сергея Донатовича, Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого, Рудольфа Нуреева

Телефонная будка, в которой можно услышать голоса Сергея Донатовича, Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого, Рудольфа Нуреева

С чего началась история двора?

Ска Ска: В 2020 году я познакомился с творчеством Довлатова и узнал, что он родился в Уфе. Я нашел этот дом и решил как-то раз ночью увековечить Довлатова в арке. Параллельно с этим Анна Кондрашова рассказала мне, что проходит конкурс гражданских инициатив, и я отправил эту идею вместе с эскизом, который, к сожалению, забраковали. А вот идею увековечить Довлатова – подхватили. Я встретился со спонсором конкурса Артемом Шарафутдиновым – и из этой встречи родилась первая версия арки и книга из крыши подвала.

Какую идею несет двор Довлатова?

Олег Кайбышев: У меня с самого начала была роль художника и «постановщика диалогов», когда мы рисовали лица Сергея Довлатова и Иосифа Бродского: они же как бы говорят цитатами! Мне помогал художник Александр Кайдалов. Так кондиционеры превратились в глаза писателей – как мне кажется, в этом есть параллель с переработкой мусора и раздельным сбором отходов. Конечно, кондиционеры – это не бытовой, но визуальный мусор, а мы превращаем его в крутую художественную идею.

Расписанная граффити арка

Расписанная граффити арка

Граффити с портретом Сергея Довлатова

Граффити с портретом Сергея Довлатова

Стрит-арт «Окно в Европу»

Стрит-арт «Окно в Европу»

Расскажите о новых объектах, которые появились во дворе за последние несколько месяцев.

Ска Ска: Я реставрировал «книгу» и вместе с Олегом Кайбышевым и Гайшой Молодцовой восстанавливал арку.

Артем Шарафутдинов: У нас появились маленькие пластилиновые инсталляции от художницы Альби Давлетовой, их разместили в углублениях, на месте которых раньше были кирпичи. Над идеей работали вместе: пластилин выступает метафорой того времени, когда Сергей Донатович жил и работал. Еще одна радость – это арт-объект «Нулевой километр творчества», который является одним целым с аркой. Я два года общался с подрядчиками, чтобы он появился. Он выглядит так же, как и обычный нулевой километр в других городах, но символизирует то, что творческий путь Довлатова начался одновременно с его рождением в Уфе. Также у нас появилось новое граффити – лицо Сергея Донатовича, которое находится как бы на двух разных стенах.

Реконструкция еще не закончена?

Ска Ска: Нет, мы еще переделываем основной мурал, где изображен идущий Довлатов, потому что его лицо теперь изображено отдельно. Я общался с петербургским художником Александром Флоренским, и он посоветовал классную идею: разделить стену на четыре части и изобразить «Четыре города Д» – Ленинград, Таллин, Нью-Йорк и Уфу. После двора Довлатова у нас будет еще один проект, но уже во дворе дома, где жил Рудольф Нуреев!

Олег Кайбышев: Продолжим работу над двором, и я хочу задействовать трубу, которая торчит возле арки примерно на уровне уха подростка. У нас появилась телефонная будка с голосами литераторов прошлого века, прошлого тысячелетия. Саму будку поставили в прошлом году, а телефон установили этим летом. А в трубу можно очень аккуратно и незаметно встроить динамик и через него пустить полушепот современных уфимских писателей и поэтов, чтобы люди останавливались и прислушивались. Нужно ценить слова художников и творцов, пока они живы и рядом с нами, поэтому такой проект очень важен для меня. Мой сын учится на программиста и готов помочь в технической части.

Миниатюра от пластилиновой художницы Альби

Миниатюра от пластилиновой художницы Альби

Поделитесь мнением о стрит-арте в Уфе. Потому что двор Довлатова – это вещь, которая способна вдохновить и других художников.

Олег Кайбышев: В плане уличного искусства я пока в стадии кокона, как бабочка – вынашиваю идеи и смотрю вокруг, чтобы взяться за работу. Но хотелось бы, чтобы уфимский стрит-арт стал по-настоящему уфимским: сейчас крупные работы в основном делают приезжие художники.

Артем Шарафутдинов: Думаю, стрит-арт-культура в Уфе в зачаточном положении. У нас есть отдельные интересные проекты вроде Клеща Валеры, но это единичные явления. В целом по этой части Уфа отстает от соседней Казани или Екатеринбурга, и хочется, чтобы такого разрыва не было. 

Ска Ска: Стрит-арт в Уфе, как и в целом по всему СНГ, стал канатом, по которому граффити-художники идут к деньгам. На идейном содержании работ такая метаморфоза тоже отражается. Из того, что видел и зацепило в Уфе, – это художник под псевдонимом neizvestno. Кто-то рисовал странных человечков маркером и таким словом подписывался. Потрясающе.

Было интересно наблюдать за этим по двум причинам. Во-первых, сразу видно, что человек не за деньги работал, а за идею. Это всегда плюс сто очков к репутации художника! А во-вторых, это не просто тэга или граффити, это что-то другое. Хотелось бы в будущем в Уфе видеть больше странных, небанальных рисунков и надписей. Просто никому не хочется этим заниматься. Ну вот представьте: сидит себе дома взрослый человек, отдыхает после работы, а потом с ним что-то случается, он покупает краску и идет на улицу, чтобы без согласования изображать внутренности своего мира. Поистине – это чудо. И такого чуда в Уфе слишком мало.

Материал из номера:
Ноябрь 2024

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: