Альпинист, ресторатор с более чем двадцатилетним стажем в индустрии, идейный вдохновитель и руководитель фестиваля городских ресторанов «Есть Фест» в 2018 году стал победителем премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Уфы» в номинации «Герой, который меняет город» за то, что первым в России провел городской гастрономический фестиваль, а в этом году он лауреат в номинации «Уфа будущего». А еще мы поздравляем Сергея и его команду с новой победой – «Есть Фест» стал одним из крупнейших в России.
Мы специально открыли ваше интервью 2018 года, когда вы провели свой первый фестиваль. Там вы говорили о миссии, значении проекта. Нам захотелось сравнить, изменились ли ваши мысли спустя столько лет.
Давайте!
Ваша цитата: «Самым сложным, наверное, было сказать: «Да, мы делаем фестиваль». Нас волновали вопросы: как отреагируют рестораторы, кто придет на фестиваль, какой будет погода, сможем ли мы решить все организационные вопросы». Это до сих пор так?
Начнем с того, что тогда у меня был страх первопроходца, поскольку фестиваля такого масштаба в городе никто не делал. Да даже нигде в России не было того размаха, что мы хотели. Проект собирался «в чистом поле». Ты делаешь не то, что все сто раз уже проходили, а новое, свежее.
Я много путешествую и везде рассказываю про наш фестиваль. Часто люди загораются идеей сделать что-то подобное у себя в городах. Мы с партнерами готовы помочь им с организацией мероприятия, но есть проблема. Заявки поступают, начинается общение, и я вижу страх в глазах инициатора. Объясняю ему: у меня есть компетенции, я все расскажу, разложу по полочкам, дам дорожную карту, нужно будет просто делать. Трачу два-три часа времени, а позже они пропадают. Страх понятен, я вижу в этих людях себя прошлого. Но мне даже некому было позвонить. У нас была просто задумка, никаких четких образов, плана действий.
Что касается реакции рестораторов, то тут все поменялось, конечно. Тогда мне на пальцах приходилось им объяснять, что будет круто. Сейчас они сами хотят фестиваль. В 2024 году на начало мая у нас уже 105 зарегистрированных договоров с заведениями. В 2018 в мае мы только начинали шевелиться. Ритм все равно с каждым годом разгоняется.
«С самого начала мы решили: у нас не будет халявы. Никаких дегустаций, бесплатных раздач чего бы то ни было – принципиально. Конечно, звучали мнения вроде «Белкин – деспот», но нужно понимать, что только четкое соблюдение норм позволяет провести такое большое массовое мероприятие на хорошем уровне.»
Здесь давайте разделим на две части. Сначала про мой деспотизм. Первое – снаружи фестиваль кажется большим праздником, но внутри – это армия с четкими жесткими требованиями, правилами и командной игрой.
Давайте просто посчитаем: в 2023 году было 101 участников-заведений, 12 фермеров и партнеры. У каждого ресторана минимум пять сотрудников на домик, плюс еще артисты, их представители, партнеры и т.д. В итоге примерно 1000 человек участвует в создании события. Чтобы не было факапов, нужно следовать заранее обговоренному сценарию и алгоритму.
Второй момент – про халяву. Ничего не поменялось: ее нет и не будет. Фестиваль создан для того, чтобы у гостей была возможность познакомиться с ресторанной культурой. Отправляясь в ресторан, нам важно окружение. Мы идем в атмосферу, сообщество, где приятно находиться. Своим праздником мы немного расширяем эту границу, говорим, что ресторан – это давно не роскошь, а житейская история. Сюда ходят не только на свадьбу и день рождения. Загляните в заведение, чтобы позавтракать, встретиться с друзьями, отдохнуть от готовки и т.д.
Нам важно, чтобы гастрономические услуги расширялись и развивались. А на фестиваль можно прийти и познакомиться сразу с огромным количеством локаций. Именно поэтому в процессе подготовки мы даем установки рестораторам: рассказываем, какие блюда лучше в плане подачи, размера, какой должен быть ценовой диапазон. Еда на нашем празднике доступная, но не бесплатная.
Оффтоп: хотелось бы спросить, а вы сами на фестивале едите?
Если честно, я хожу на площадке, как зомби, и ничего практически не ем. Меня могут поймать какие-то команды рестораторов и насильно накормить. Но времени на такое почти нет, слишком много процессов на контроле.
«Это некоммерческий проект, мы не зарабатываем на фестивале».
И до сих пор не зарабатываем. (Смеется.) Вот в прошлом году я в какой-то момент понял, что остается 400 000 рублей. Решили устроить салют. Было эффектно, масштабно.
Но у нас никогда не было цели заработать на фесте. Смысл же в том, чтобы подарить жителям праздник. На первый «Есть!» мы потратили пять миллионов рублей, из них 600 тысяч были моими. В 2023 бюджет был 20 миллионов рублей. В этом году план – 32 миллиона.
Результаты первого фестиваля: 38 заведений, 15 кавер-групп и рекордные на тот момент 37 тысяч гостей. А в 2023?
133 615 гостей и 140 участников.
А все-таки, у вас самый крупный фестиваль в Поволжье или в России?
Спорный вопрос. Наша команда в прошлом году участвовала в национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Мы были представлены в категории «Лучший гастрофестиваль в населенном пункте свыше 100 тысяч человек». Но в этой номинации еще был Гран-при, его забрал Нижний Новгород.
Я у многих спрашивал, как считают посетителей. В основном все заказывают отчеты у мобильных операторов. Я тоже один раз заказывал, но результат сильно отличается от реальности. В нашем случае на всех входах стоят камеры и система распознавания лиц. Второй раз одного и того же гостя не считают. Значит, 133 615 – вполне реальная цифра.
Напишем письмо в будущее. Каким будет «Есть Фест» через пять лет?
Сложно сказать, ведь во время подготовки каждого фестиваля я говорю себе, что это последний. А потом ты остываешь и снова пускаешься в эту авантюру. Однозначно не хочется делать хуже.
Понимаете, проведение такого мероприятия – колоссальная ответственность. Огромное количество людей на одной площадке. Поэтому я на площадке как зомби. Эмоции приходят, когда в 23:00 все расходятся и начинается демонтаж площадки. Вот тогда я выдыхаю.
Но фитбэк очень важен. Если гостям понравилось, значит, оно того стоит. Хочется, конечно, чтобы больше людей включалось в организацию. Например, наши волонтеры – просто суперкоманда. Многие участвуют каждый фестиваль, просто чтобы быть причастными к такому классному событию. В общем, если есть желание создавать масштабный праздник с нами – велкам!
Текст: Эвелина Нигматуллина
Фото: Айбулат Акбутин
«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:
Федеральную аптечную сеть «Фармленд»
Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge
VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK
Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров
«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса
Комментарии (0)