18+
  • Город
  • Город
Город

«Между вандализмом и современным искусством – тонкая грань»: как уфимский райтер продвигает уличное искусство в Уфе

Двадцатипятилетний художник Савва Stak рассуждает, почему в Уфе нет ни одной разрешенной для рисования стены и как это может повлиять на развитие граффити в целом.

Сколько лет вы занимаетесь граффити?

Четырнадцать. Когда был подростком, в школе очень многие рисовали, это было круто. Я тусовался там, где были исписаны стены. Однажды одноклассник подарил мне на день рождения баллончик черной краски. С этого все и началось. Когда впервые провел линию по бетону, понял, что это мое. Чуть позже завел Youtube-канал: стал выкладывать туда процесс работы, делать полезные обзоры, вести прямые трансляции для тех, кто только начинает. Сейчас аудитория моего канала насчитывает более пятидесяти тысяч подписчиков. Это довольно неплохая цифра, учитывая популярность граффити в Уфе.

На каком мы находимся уровне?

Если посмотреть мои видео годичной давности, я много рассуждал об этом, и все мои мысли были, увы, негативными. Большинство старичков ушло. Когда они только начинали, были подростками, сейчас – взрослые дяденьки, у которых есть семьи, обязательства. Тратиться на краску и бегать по заброшкам – это уже не их уровень, поэтому многие просто бросили. А новое поколение райтеров еще не успело зародиться, вот и образовалась пропасть. Хорошо, что в этом году ситуация начала потихоньку выравниваться, стали появляться новички. Да, пока некоторые из них создают скорее грязь на стенах, но по-другому никак, иначе культура загнется.

Без этапа вандализма, который мы видим на улице, не будет искусства

Опять же, если говорить об уровне, смотря с чем сравнивать. Если взять Екатеринбург, там очень развито граффити как направление. В 2010 году они провели международный фестиваль уличного искусства Stenograffia. После него большое количество молодых ребят вошли в искусство. В этом городе есть оформление там, где у нас бы просто повесили баннер. Рекламодатели понимают, что лучше заказать роспись у уличного, они думают на перспективу: баннер (хороший, качественный!) выцветет за два-три года, а оформление не испортится и за десять лет. Выгодно? Выгодно. Но наши компании об этом даже не задумываются.

Работа «Алфавит»

Работа «Алфавит»

Работа для фестиваля Union of Free Art, 2019 год

Работа для фестиваля Union of Free Art, 2019 год

Вы сказали, что некоторые новички пока рисуют грязь. Но грязь никто не хочет видеть, она не украшает город.

Все верно. Да, некрасиво, когда весь дом исписан кривыми надписями. Если я посмотрю на это со стороны обычного человека, скажу также – это грязь. Но как художник, вижу другое – каждое искусство проходит этапы развития, и все начинается с зарождения. Возможно, это перерастет во что-то большее или нет. Нужно просто понять, что по-другому никак. Убрать ту самую «грязь» – значит задушить все направление. Без этапа вандализма, который мы видим на улице, не будет искусства.

То есть вандализм со временем перерастает в искусство?

И да, и нет. Давайте разбираться. Можно ли назвать граффити подростка, рисующего на стенах, чтобы просто похвастаться перед сверстниками или от скуки, искусством? Думаю, нет. Какой у него посыл? Никакой. Это вандализм. Второй пример. Художник хочет донести какую-то важную мысль человечеству, стране, городу, поселку, да даже себе. И чтобы привлечь внимание, рисует, скажем, на вагоне. Получается красивая картина со смыслом. Это вандализм? Да. Но одновременно и искусство. Между этими двумя терминами очень тонкая грань. Все зависит от посыла, осознанности.

А вы предпочитаете рисовать в заброшенных местах или у всех на виду?

Там, где мне комфортно. Я рисую для души, мне важно сосредоточиться, отпустить свои мысли, а не оглядываться и бояться, что меня поймают. Ради спокойствия могу поехать в самую глушь. Для меня граффити – это возможность свободно выражать свои мысли через буквы. Поэтому важно, чтобы ты был расслабленным и не чувствовал посторонних взглядов на себе.

Вас часто ловила полиция?

Нет, обычно получалось договариваться. Только один раз дело дошло до оформления, мне было лет тринадцать. Поймала транспортная полиция (тогда милиция), рисовал под мостом через ж\д пути. Вызвали родителей, пообщались и отпустили. Иногда даже в отдаленные районы приходят представители органов. Обычно, они ищут закладчиков, а так как я рисую на исписанных стенах, то чаще всего представители закона времени на меня не тратят. Хотя пару раз были и те, с кем не удавалось договориться и приходилось уйти.

В Уфе нет разрешенных для граффити мест. Хочешь иметь минимальные проблемы – потрудись найти укромный уголок
Работа «Воин на свободе»

Работа «Воин на свободе»

А как же образ Мадонны с младенцем в Инорсе или портрет Гагарина в Сипайлово?

Возможно, было получено индивидуальное разрешение. А возможно, и нет. Приведу пример. Мой хороший знакомый питерский художник Илья Ис рисует потрясающий реализм. И делает он это незаконно: просто приходит на улицу, которую хочет оформить по-своему, и начинает рисовать. Почему это не пресекают люди? Наша психика устроена так: если мы видим что-то красивое и понятное, значит это что-то одобренное.

Что нужно сделать, чтобы получить разрешение?

Согласовать все с администрацией города. То есть ты должен разработать проект, как это будет выглядеть и какие будут затраты. Но чаще всего еще на начальном этапе в твою работу начинают вносить существенные коррективы. Как по мне, это уже не свобода творчества. Если ты придешь с идеей нарисовать что-то, что поддерживает культуру республики, условно, то, думаю, проблем в согласовании не будет.

Новое поколение райтеров еще не успело зародиться

Вы как-то зарабатываете на своем творчестве?

Только от монетизации с YouTube, рекламу не продаю. Instagram – для души. Граффити – это мое хобби. У меня есть основная работа, которая совершенно не связана с творчеством. Это и есть мой источник дохода, с помощью которого я, можно сказать, продолжаю рисовать. Как и все вокруг, краска с каждым годом дорожает, приходится придумывать различные варианты, как сэкономить.

Текст: Наташа Макеенко

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: