Издатель «Уфа.Собака.ru» Элиза Савасина – настоящий родоначальник уфимского «глянца», первый – и бессменный! – главред самых успешных журналов в нашем городе, отмечает двадцатилетие эпохи. В честь впечатляющей даты мы рассекретили архивы и приготовились внимать: как это было?
20 лет – как один миг. Дурацкое выражение, но и вправду как миг. 20 лет назад мы сделали первый номер первого глянцевого журнала в Уфе.
Мне было 22 года, я только что окончила университет и работала в кадровом агентстве. Однажды в офис позвонили и попросили прислать менеджера, чтобы он принял заявку на поиск сотрудника. Заказчиком оказался только что созданный филиал уральского издательского дома «Абак-пресс», самого крупного в Екатеринбурге. Его владелец Алексей Харитонов решил запустить «Я Покупаю», к тому моменту успешно существовавший в Екатеринбурге два года, в четырех близлежащих городах: Челябинске, Перми, Тюмени и Уфе.
Абсолютным, уникальным отличием этого журнала было то, что он был бесплатным, а распространялся в лучших салонах и магазинах города. Для понимания, ситуация в России тогда была такая: глянцевые издания, как на Западе, только-только появлялись в Москве, уже запустились ELLE и VOGUE, но максимум, что знали люди в регионах – Cosmopolitan и Men’s Health. И все эти журналы были исключительно платными. Забегая вперед, скажу, что «Я Покупаю» полностью изменил региональный рынок «глянца»: после него ни один журнал, который пытался продаваться, уже не смог применить такую бизнес-модель, и все перешли исключительно на бесплатную дистрибуцию.
Филиал в Уфе запускала Людмила Сафина, тогда – представитель финской торгово-промышленной палаты на Урале. Она была знакома с Харитоновым и по-дружески пообещала ему помочь на старте, что она успешно и сделала.
Итак, я пришла в офис принимать заявку на подбор персонала, а в итоге сама осталась на двадцать лет. Мне тогда показалось, что я попала в какое-то чудо. До сих пор помню запах разложенных по всему офису екатеринбургских журналов, аромат свежесваренного кофе (а тогда почти никто не варил в офисах кофе и, наверное, сейчас сложно представить, как это было необычно). Дней через десять мы поехали на обучение, и я совсем уже потеряла голову от счастья. Там тогда работали самые известные и медийные персоны Екатеринбурга, да что там, всего Урала: Вера Тарасова, писатель Игорь Сахновский, писатель Татьяна Филиппова, поэт и литературный критик Олег Дозморов, Альфия Крайнова, Марина Корзова, Лариса Чиненова, Юлия Стерн. В общем все эти звезды – вы не представляете! – сами продавали рекламу, сами писали тексты и организовывали фотосъемки. Это была особая бизнес-модель: продавцы рекламы должны были одновременно быть лучшими авторами в городе. Та непередаваемая атмосфера умнейшей редакции, в которую я попала, оказалась бесценна для меня. Никакие мастер-классы и коучи не смогли заменить тот первый тренинг. Можно много говорить о том, что сейчас столько профессионалов в рекламе, но круче той команды в Екатеринбурге я никогда команд не видела и уже, думаю, не увижу.
Вера Тарасова живет теперь в Сербии, Олег – в Англии, Юля Стерн, проработав много лет в российском Conde Nast, переехала в Германию, Игорь Сахновский, к сожалению, ушел, его больше с нами нет.
Первый номер мы делали долго: три месяца, с августа по октябрь. В нем было 44 страницы, из которых мы продали 18. Эти небольшие цифры дались нам кровью и потом. Рекламодателей, которые могли размещаться в журнале, было очень-очень мало – буквально по пальцам пересчитать, бизнес тогда едва начал вставать на ноги. Большинство вообще не верило в затею с глянцевым журналом в Уфе: нам говорили сотни вариаций слова «нет» и приглашали прийти, когда мы выпустим журнал. Поэтому я до сих пор помню и благодарю всех, кто поверил нам, рискнул и просто поддержал.
Есть компании, которые сотрудничают с нами по сей день, и это круто невероятно.
Например, салон Areta Design. Он тогда назывался ТД «Керама». Мы провели с Людмилой у его владелицы Лилии Рахимьяновны (Бердышевой – прим.ред.) на первой встрече часа два и уговорили ее разместить рекламный макет на 1/4 полосы в нашем первом номере.
Или Ринат и Нина Садриевы, которые сейчас владеют часовыми магазинами «Вопрос времени» и Swatch. Тогда у них был детский магазин «Мой малыш» на Зорге – очень модный, для него мы делали нашу первую детскую фэшн-съемку. В ней, кстати, участвовала их маленькая дочка, а сейчас она уже замужем.
А вот еще: «Дизайн Интерьер». Когда мы утверждали их первый макет в печать, владелица салона Анжелика Исмагилова была только беременна сыном Эдмоном. А сейчас он выше меня на голову.
Когда Ольга Рудольфовна (Газиуллина, клиника «Время Красоты» – прим. ред.) открыла свою первую косметологию, это был просто кабинет в «Президент-отеле». Рекламного бюджета поначалу хватило лишь на модуль размером в 1/4 полосы. И только потом кабинет превратился в клинику, а 1/4 – в полосы и развороты на протяжении 18 лет. И даже сейчас, почти полностью переехав в Сочи и приезжая сюда к своим пациентам только на несколько дней в месяц, Ольга Рудольфовна рассказывает об этом со страниц нашего журнала.
Первые пять лет с 2001 года подарили Уфе каких-то фееричных бизнесменов. Среди них были Тимур Гизатуллин (сеть супермаркетов «Матрица», «Новое время» и «Мастер вин»), Владислав Елисеев (сеть салонов «Техно»), Игорь Стрижнев (тогда салон мебели «Эгоист»), Андрей и Ирина Егоровы (рекламное агентство «Эго-дизайн») и многие другие. Это были такие очень важные для истории нашего города предприниматели. И очень классные. Бизнес-энергия от них была сумасшедшая. Они развивали наш город и задавали темп. И мне лично от себя хочется сказать им большое спасибо.
Когда сотрудники жалуются, как сложно работать в рекламном бизнесе, я на самом деле думаю: «Господи, как же сейчас легко! И с каждым годом все легче и легче!».
Мы же каждый месяц ездили сдавать номер в печать – в Екатеринбург. Записывали все папки со сверстанными полосами и рекламными макетами на CD-диски (!) и в ночи на машине или поезде ехали в офис «Абак-пресс». Там уже вместе с местным дизайнером доделывали журнал, собирали все воедино и, просидев еще пару суток в редакции, отвозили файлы в типографию. Это продолжалось года три, пока не появился нормальный интернет и мы не отладили внутренние процессы в уфимской редакции.
Если бы вы только могли себе представить, сколько ночей мы провели в офисе, сдавая журналы! Когда пьешь литрами кофе, спишь на офисном диване и не уходишь домой по два дня.
А еще очень много курили. Эти отдельные курилки были главным местом общения сотрудников, центром всех свежих сплетен. А согласование макетов и верстки? Сейчас мы делаем все через мессенджеры, а тогда распечатывали на цветном принтере эскиз, ехали к заказчику, выслушивали его правки, возвращались в редакцию, переделывали, снова распечатывали и снова ехали. И так несколько раз.
Было много смешных случаев с этими макетами. Понятно же, что всегда есть те, кто согласовывает их в последнюю очередь, и поэтому часто мы просили рекламодателей приезжать к нам почти ночью и подписывать утвержденный вариант макета, потому что до утра нам нужно было уезжать в Екатеринбург. Как-то директор Lido Ильдар Хуснутдинов в три часа ночи (а быть с рестораторами по ночам на связи – это вообще было нормально, они после работы рекламой занимались) приехал к Юле Рублевой подписывать макет. Домой. Юля была не только талантливым автором, но и сама продавала рекламу. Она потом рассказывала: «Ильдар заходит, чтобы подписать эту бумажку, я ему, как культурный человек, предлагаю чай, а сама понимаю, что стою тут среди ночи в разных носках и у меня ничего нет дома к чаю, даже сахара». Она тогда писала тексты сутками, и вообще, мне кажется, забывала обо всем физическом в жизни. Она, кстати, сейчас успешный психолог, написала несколько книг, живет в Испании.
В любой период времени в течение этих двадцати лет у нас была и есть очень сильная редакция. В этом суть нашего успеха. У нас слабые и непрофессиональные просто не выдерживают. Такая работа, что каждый день на каждом месте должна работать ЛИЧНОСТЬ. Только с интересными людьми готовы работать хорошие бизнесмены. Поэтому многие из успешных сейчас в городе людей когда-то были сотрудниками журнала. И это логично.
В какой-то момент началось невообразимое: все захотели иметь свои журналы. Боже, кто только их не открывал! Во-первых, конечно, свои же. Началось безостановочное шествие сотрудников из редакции с лозунгом «Я открою свой журнал!» Всем это казалось так понятно, так легко, так красиво. Чего они только не делали. Искали инвесторов, уговаривали мужей, обещали им золотые горы и золотые яйца – те верили, вкладывали, ждали. В какой-то момент в Уфе было, наверное, пятнадцать разных журналов. И все бегали вокруг одних и тех же рекламодателей и обещали им все то же самое, что и в «Я Покупаю», только дешевле. Не знаю, сколько денег было вложено в эту бездонную бочку под названием «Мой собственный журнал», но поначалу никто не хотел понимать, что любая жена, нафотографировавшись в качестве главного редактора, устанет от этого журнала еще до того, как он сможет приносить хоть какие-то деньги. А содержать редакцию и платить за печать нужно ой как немало.
А потом грянул кризис – самый сложный из всех за эти 20 лет для нашей отрасли. За один месяц осенью 2008 года рухнуло все: продажи упали на 80%, денег на рекламу не было ни у кого. Мы смогли выкарабкаться благодаря неимоверным усилиям. Оставили 30% персонала, переехали в маленький офис, закрыли второе издание – каталог «9 линий». Практически на каждую встречу я ездила сама. А дома был грудной ребенок. Но я не могла уйти в декрет, когда такая сложная ситуация в редакции. Как-то утром я проснулась, подошла к зеркалу и увидела, что у меня случилось кровоизлияние в глаз от стресса, усталости и ежедневного страха. НО. С тех пор для меня любой кризис– это просто кризис.
Дело было в людях: каждый в своем городе был некой объединяющей силой, и мы все дружим до сих пор.
Я стала свидетелем ситуации, когда выяснялось, что компании держатся буквально на одном человеке и не могут существовать без него, а владельцы бизнеса не в силах остановить этот процесс. Все началось, когда решение об увольнении из компании «Абак-пресс» приняла генеральный директор Лариса Канцева. Она была потрясающим медиа-менеджером. Мы все ее обожали. Она создала нас – команду «Я Покупаю», самую успешную сеть региональных журналов в стране. И когда Лариса ушла, что-то произошло – как будто начал рушиться мост. По одному стали увольняться руководители в разных городах. В какой-то момент мне показалось, что журнал в Уфе нужен мне гораздо больше, чем собственнику, и это было странно. Я была предпоследней из 18 региональных руководителей, кто ушел. Это было так сложно, я думала, легче умереть. Мне казалось, что я замужем за этим брендом, такая у него была на меня сила. Но вот уже почти девять лет я издаю «Уфа.Собака.ru», и я счастлива.
К Собака.ru я привыкала долго. Это был журнал совсем другого порядка, не просто рекламные полосы друг за другом. В нем было много глубокого смысла, он должен был отражать весь город, все пласты. Огромная часть бренда была об арт-составляющей города: о творческих людях и креативных проектах. В каждом номере большие редакционные материалы, созданные лучшими авторами и фотографами города на Неве. В какой-то момент я поняла – мне просто самой нужно вырасти профессионально. Знать художников, музыкантов, скульпторов, галеристов, руководителей театров. Когда я познакомилась с главным редактором всей сети Яной Милорадовской и издателем Инессой Гаевской, я поняла, что за брендом Собака.ru стоит интеллект такой мощнейший, что нужно просто учиться у них, применять свой опыт и можно сделать еще более профессиональный продукт. Что в общем-то мы и сделали.
Я считаю, мы настоящее комьюнити-медиа. Как-то я попробовала посчитать, сколько мероприятий мы провели. Оказалось, это нереально, получались какие-то сумасшедшие цифры. Сотни открытий магазинов, салонов, фитнес-клубов; тысячи презентаций, конференций, показов, бизнес-завтраков, ужинов. Многие легендарные места появлялись у нас на глазах. Сначала Lido, потом «Проспект» и «А кафе» – такие самые главные и самые модные. Или открытие клуба «Тинькофф» с приездом самого Олега Тинькова – и всегда мы были в гуще событий.
Часто мы знаем про историю компании в Уфе гораздо больше, чем их нынешние сотрудники. Часто именно мы рассказываем маркетологам, какие активности и проекты делала их компания раньше, потому что менеджеры меняются, а история остается. Мы трудоустроили десятки управленцев и рекламщиков. Мы познакомили за эти 20 лет более 10 000 человек друг с другом и продолжаем это делать каждый день. Сколько бизнес-процессов между разными компаниями началось после этого – не сосчитать. И я уверена: все то хорошее, что мы сделали за эти 20 лет в городе, было не зря.
Что такое глянец для нашего города, в чем его основные смыслы? Это не просто реклама. Это коммуникации. Когда мы пригласили рекламодателей на нашу первую вечеринку, это оказалась первая вечеринка в городе, на которой вместе собрались владельцы уфимских компаний, представляете? Тогда не было социальных сетей, да что там, интернета толком не было. Люди не знали, как выглядят владельцы других бизнесов и как их зовут. Поэтому, когда мы их на той вечеринке знакомили друг с другом, это был детский восторг от осознания, что в городе рождается бизнес-сообщество. Вспоминаю это сейчас и понимаю, что не могу объяснить, что же именно тогда произошло. Наверное, мы просто дали невероятный толчок развитию множества компаний.
Со многими из наших рекламодателей и партнеров мы стали настоящими друзьями, прожили вместе целую жизнь и проживем еще не одну. Это не просто размещение рекламы каждый год – это совместное развитие и взросление. За эти двадцать лет уже выросли дети. У меня сейчас бывает немного странное чувство, когда вместо мам и пап к нам приходят дети и продвигают уже свои бренды. Но в этом, видимо, и есть наш профессионализм, что несмотря на время, мы создаем издательские продукты, интересные разным поколениям.
Я очень рада, что рядом с нами так много глубоких, умных людей, людей со смыслами и схожими с нашими ценностями. Когда я думаю о том, что еще нам нужно сделать в следующие двадцать лет, мне становится немного страшно. Но потом я вспоминаю Анну Винтур, которая уже 50 лет занимается этим делом, а не каких-то там 20, и понимаю, что нужно еще пахать, пахать и пахать.
Спасибо всем вам, что вы с нами.
Текст: Элиза Савасина
Комментарии (0)