• Город
  • Город
  • Бизнес
Город

Уфимскому глянцу – 20 лет (что? да!). Издатель «Уфа.Собака.ru» вспоминает, с чего начиналась эта блестящая история

Издатель «Уфа.Собака.ru» Элиза Савасина – настоящий родоначальник уфимского «глянца», первый – и бессменный! – главред самых успешных журналов в нашем городе, отмечает двадцатилетие эпохи. В честь впечатляющей даты мы рассекретили архивы и приготовились внимать: как это было?

20 лет – как один миг. Дурацкое выражение, но и вправду как миг. 20 лет назад мы сделали первый номер первого глянцевого журнала в Уфе.

Мне было 22 года, я только что окончила университет и работала в кадровом агентстве. Однажды в офис позвонили и попросили прислать менеджера, чтобы он принял заявку на поиск сотрудника. Заказчиком оказался только что созданный филиал уральского издательского дома «Абак-пресс», самого крупного в Екатеринбурге. Его владелец Алексей Харитонов решил запустить «Я Покупаю», к тому моменту успешно существовавший в Екатеринбурге два года, в четырех близлежащих городах: Челябинске, Перми, Тюмени и Уфе.

Абсолютным, уникальным отличием этого журнала было то, что он был бесплатным, а распространялся в лучших салонах и магазинах города. Для понимания, ситуация в России тогда была такая: глянцевые издания, как на Западе, только-только появлялись в Москве, уже запустились ELLE и VOGUE, но максимум, что знали люди в регионах – Cosmopolitan и Men’s Health. И все эти журналы были исключительно платными. Забегая вперед, скажу, что «Я Покупаю» полностью изменил региональный рынок «глянца»: после него ни один журнал, который пытался продаваться, уже не смог применить такую бизнес-модель, и все перешли исключительно на бесплатную дистрибуцию.

Первый номер глянцевого журнала в Уфе

Съемка для первого номера

Филиал в Уфе запускала Людмила Сафина, тогда – представитель финской торгово-промышленной палаты на Урале. Она была знакома с Харитоновым и по-дружески пообещала ему помочь на старте, что она успешно и сделала.

Итак, я пришла в офис принимать заявку на подбор персонала, а в итоге сама осталась на двадцать лет. Мне тогда показалось, что я попала в какое-то чудо. До сих пор помню запах разложенных по всему офису екатеринбургских журналов, аромат свежесваренного кофе (а тогда почти никто не варил в офисах кофе и, наверное, сейчас сложно представить, как это было необычно). Дней через десять мы поехали на обучение, и я совсем уже потеряла голову от счастья. Там тогда работали самые известные и медийные персоны Екатеринбурга, да что там, всего Урала: Вера Тарасова, писатель Игорь Сахновский, писатель Татьяна Филиппова, поэт и литературный критик Олег Дозморов, Альфия Крайнова, Марина Корзова, Лариса Чиненова, Юлия Стерн. В общем все эти звезды – вы не представляете! – сами продавали рекламу, сами писали тексты и организовывали фотосъемки. Это была особая бизнес-модель: продавцы рекламы должны были одновременно быть лучшими авторами в городе. Та непередаваемая атмосфера умнейшей редакции, в которую я попала, оказалась бесценна для меня. Никакие мастер-классы и коучи не смогли заменить тот первый тренинг. Можно много говорить о том, что сейчас столько профессионалов в рекламе, но круче той команды в Екатеринбурге я никогда команд не видела и уже, думаю, не увижу.

Влад Васильев («Васильев и сыновья»), Лера Кудрявцева, 2007 г.

Елена Макарова, Тимур Гизатуллин, Виталий Коваленко, Татьяна Воробьева, 2003 г.

Вера Тарасова, 2001 г.

Дмитрий и Динара Назаровы, 2003 г.

Элиза Савасина и Нина Садриева, 2003 г.

Вера Тарасова живет теперь в Сербии, Олег – в Англии, Юля Стерн, проработав много лет в российском Conde Nast, переехала в Германию, Игорь Сахновский, к сожалению, ушел, его больше с нами нет.

Первый номер мы делали долго: три месяца, с августа по октябрь. В нем было 44 страницы, из которых мы продали 18. Эти небольшие цифры дались нам кровью и потом. Рекламодателей, которые могли размещаться в журнале, было очень-очень мало – буквально по пальцам пересчитать, бизнес тогда едва начал вставать на ноги. Большинство вообще не верило в затею с глянцевым журналом в Уфе: нам говорили сотни вариаций слова «нет» и приглашали прийти, когда мы выпустим журнал. Поэтому я до сих пор помню и благодарю всех, кто поверил нам, рискнул и просто поддержал.

Александр Антонов (Dasko Group), 2003 г.

Лилия Бердышева, (Areta Design) 2011 г.

Михаил Кумпан (Kumpan Cafe), 2005 г.

Ольга Газиуллина («Время красоты»), 2004 г.

Игорь Паличев (Dark Design Group), 2003 г.

Анжелика Исмагилова («Дизайн интерьер», «Апартамент»), 2006 г.

Есть компании, которые сотрудничают с нами по сей день, и это круто невероятно.

Например, салон Areta Design. Он тогда назывался ТД «Керама». Мы провели с Людмилой у его владелицы Лилии Рахимьяновны (Бердышевой – прим.ред.) на первой встрече часа два и уговорили ее разместить рекламный макет на 1/4 полосы в нашем первом номере.

Или Ринат и Нина Садриевы, которые сейчас владеют часовыми магазинами «Вопрос времени» и Swatch. Тогда у них был детский магазин «Мой малыш» на Зорге – очень модный, для него мы делали нашу первую детскую фэшн-съемку. В ней, кстати, участвовала их маленькая дочка, а сейчас она уже замужем.

А вот еще: «Дизайн Интерьер». Когда мы утверждали их первый макет в печать, владелица салона Анжелика Исмагилова была только беременна сыном Эдмоном. А сейчас он выше меня на голову.

Когда Ольга Рудольфовна (Газиуллина, клиника «Время Красоты» – прим. ред.) открыла свою первую косметологию, это был просто кабинет в «Президент-отеле». Рекламного бюджета поначалу хватило лишь на модуль размером в 1/4 полосы. И только потом кабинет превратился в клинику, а 1/4 – в полосы и развороты на протяжении 18 лет. И даже сейчас, почти полностью переехав в Сочи и приезжая сюда к своим пациентам только на несколько дней в месяц, Ольга Рудольфовна рассказывает об этом со страниц нашего журнала.

Первые пять лет с 2001 года подарили Уфе каких-то фееричных бизнесменов. Среди них были Тимур Гизатуллин (сеть супермаркетов «Матрица», «Новое время» и «Мастер вин»), Владислав Елисеев (сеть салонов «Техно»), Игорь Стрижнев (тогда салон мебели «Эгоист»), Андрей и Ирина Егоровы (рекламное агентство «Эго-дизайн») и многие другие. Это были такие очень важные для истории нашего города предприниматели. И очень классные. Бизнес-энергия от них была сумасшедшая. Они развивали наш город и задавали темп. И мне лично от себя хочется сказать им большое спасибо.

Редакция «Уфа.Собака.ru», 2013 г.

Каталог «9 линий» (выпускался с 2005 по 2008 г.)

Юлия Рублева («Я Покупаю»), Борис Барклон («Рыбачьте с нами», «Новелла»), 2003 г.

Роман Осокин, Кадрия Гарифуллина («Я Покупаю»), 2003 г.

Редакция «Я покупаю», 2011 г.

Когда сотрудники жалуются, как сложно работать в рекламном бизнесе, я на самом деле думаю: «Господи, как же сейчас легко! И с каждым годом все легче и легче!».

Мы же каждый месяц ездили сдавать номер в печать – в Екатеринбург. Записывали все папки со сверстанными полосами и рекламными макетами на CD-диски (!) и в ночи на машине или поезде ехали в офис «Абак-пресс». Там уже вместе с местным дизайнером доделывали журнал, собирали все воедино и, просидев еще пару суток в редакции, отвозили файлы в типографию. Это продолжалось года три, пока не появился нормальный интернет и мы не отладили внутренние процессы в уфимской редакции.

Если бы вы только могли себе представить, сколько ночей мы провели в офисе, сдавая журналы! Когда пьешь литрами кофе, спишь на офисном диване и не уходишь домой по два дня.

Ночевали тогда во всех редакциях во всех городах и без этого сдачу номера вообще не представляли

А еще очень много курили. Эти отдельные курилки были главным местом общения сотрудников, центром всех свежих сплетен. А согласование макетов и верстки? Сейчас мы делаем все через мессенджеры, а тогда распечатывали на цветном принтере эскиз, ехали к заказчику, выслушивали его правки, возвращались в редакцию, переделывали, снова распечатывали и снова ехали. И так несколько раз.

Первый номер «Собака.ru»в Уфе

Первый номер, изданный редакцией Элизы Савасиной

Путеводитель по Уфе

С 2016 года редакция издает еще и книги

Было много смешных случаев с этими макетами. Понятно же, что всегда есть те, кто согласовывает их в последнюю очередь, и поэтому часто мы просили рекламодателей приезжать к нам почти ночью и подписывать утвержденный вариант макета, потому что до утра нам нужно было уезжать в Екатеринбург. Как-то директор Lido Ильдар Хуснутдинов в три часа ночи (а быть с рестораторами по ночам на связи – это вообще было нормально, они после работы рекламой занимались) приехал к Юле Рублевой подписывать макет. Домой. Юля была не только талантливым автором, но и сама продавала рекламу. Она потом рассказывала: «Ильдар заходит, чтобы подписать эту бумажку, я ему, как культурный человек, предлагаю чай, а сама понимаю, что стою тут среди ночи в разных носках и у меня ничего нет дома к чаю, даже сахара». Она тогда писала тексты сутками, и вообще, мне кажется, забывала обо всем физическом в жизни. Она, кстати, сейчас успешный психолог, написала несколько книг, живет в Испании.

В любой период времени в течение этих двадцати лет у нас была и есть очень сильная редакция. В этом суть нашего успеха. У нас слабые и непрофессиональные просто не выдерживают. Такая работа, что каждый день на каждом месте должна работать ЛИЧНОСТЬ. Только с интересными людьми готовы работать хорошие бизнесмены. Поэтому многие из успешных сейчас в городе людей когда-то были сотрудниками журнала. И это логично.

Интеллектуальные игры, 2014 г.

Церемония «ТОП30», 2015 г.

Презентация UfaDesignBook, 2016 г.

Церемония «Что Где Есть в Уфе», 2019 г.

В какой-то момент началось невообразимое: все захотели иметь свои журналы. Боже, кто только их не открывал! Во-первых, конечно, свои же. Началось безостановочное шествие сотрудников из редакции с лозунгом «Я открою свой журнал!» Всем это казалось так понятно, так легко, так красиво. Чего они только не делали. Искали инвесторов, уговаривали мужей, обещали им золотые горы и золотые яйца – те верили, вкладывали, ждали. В какой-то момент в Уфе было, наверное, пятнадцать разных журналов. И все бегали вокруг одних и тех же рекламодателей и обещали им все то же самое, что и в «Я Покупаю», только дешевле. Не знаю, сколько денег было вложено в эту бездонную бочку под названием «Мой собственный журнал», но поначалу никто не хотел понимать, что любая жена, нафотографировавшись в качестве главного редактора, устанет от этого журнала еще до того, как он сможет приносить хоть какие-то деньги. А содержать редакцию и платить за печать нужно ой как немало.

Началось безостановочное шествие сотрудников из редакции с лозунгом «Я открою свой журнал!»

А потом грянул кризис – самый сложный из всех за эти 20 лет для нашей отрасли. За один месяц осенью 2008 года рухнуло все: продажи упали на 80%, денег на рекламу не было ни у кого. Мы смогли выкарабкаться благодаря неимоверным усилиям. Оставили 30% персонала, переехали в маленький офис, закрыли второе издание – каталог «9 линий». Практически на каждую встречу я ездила сама. А дома был грудной ребенок. Но я не могла уйти в декрет, когда такая сложная ситуация в редакции. Как-то утром я проснулась, подошла к зеркалу и увидела, что у меня случилось кровоизлияние в глаз от стресса, усталости и ежедневного страха. НО. С тех пор для меня любой кризис– это просто кризис.

Руслан Давлетшин (Cressida), 2011 г.

Юлия Бирюкова («Четыре Комнаты»), 2003 г.

Дело было в людях: каждый в своем городе был некой объединяющей силой, и мы все дружим до сих пор.

Я стала свидетелем ситуации, когда выяснялось, что компании держатся буквально на одном человеке и не могут существовать без него, а владельцы бизнеса не в силах остановить этот процесс. Все началось, когда решение об увольнении из компании «Абак-пресс» приняла генеральный директор Лариса Канцева. Она была потрясающим медиа-менеджером. Мы все ее обожали. Она создала нас – команду «Я Покупаю», самую успешную сеть региональных журналов в стране. И когда Лариса ушла, что-то произошло – как будто начал рушиться мост. По одному стали увольняться руководители в разных городах. В какой-то момент мне показалось, что журнал в Уфе нужен мне гораздо больше, чем собственнику, и это было странно. Я была предпоследней из 18 региональных руководителей, кто ушел. Это было так сложно, я думала, легче умереть. Мне казалось, что я замужем за этим брендом, такая у него была на меня сила. Но вот уже почти девять лет я издаю «Уфа.Собака.ru», и я счастлива.

К Собака.ru я привыкала долго. Это был журнал совсем другого порядка, не просто рекламные полосы друг за другом. В нем было много глубокого смысла, он должен был отражать весь город, все пласты. Огромная часть бренда была об арт-составляющей города: о творческих людях и креативных проектах. В каждом номере большие редакционные материалы, созданные лучшими авторами и фотографами города на Неве. В какой-то момент я поняла – мне просто самой нужно вырасти профессионально. Знать художников, музыкантов, скульпторов, галеристов, руководителей театров. Когда я познакомилась с главным редактором всей сети Яной Милорадовской и издателем Инессой Гаевской, я поняла, что за брендом Собака.ru стоит интеллект такой мощнейший, что нужно просто учиться у них, применять свой опыт и можно сделать еще более профессиональный продукт. Что в общем-то мы и сделали.

Светлана и Виль Габдуллины («Иночи»), 2011 г.

Элиза Савасина и Дмитрий Харатьян на открытии клуба «Тинькофф»

Эльмира Мухамадиева, Артем Клименко, Эльвира Аминова (VIP), 2003 г.

Олег Тиньков, Светлана Пилюгина, Элиза Савасина на открытии клуба Tinkoff на Ленина, 100

Я считаю, мы настоящее комьюнити-медиа. Как-то я попробовала посчитать, сколько мероприятий мы провели. Оказалось, это нереально, получались какие-то сумасшедшие цифры. Сотни открытий магазинов, салонов, фитнес-клубов; тысячи презентаций, конференций, показов, бизнес-завтраков, ужинов. Многие легендарные места появлялись у нас на глазах. Сначала Lido, потом «Проспект» и «А кафе» – такие самые главные и самые модные. Или открытие клуба «Тинькофф» с приездом самого Олега Тинькова – и всегда мы были в гуще событий.

Это был детский восторг от осознания, что в городе рождается бизнес-сообщество

Часто мы знаем про историю компании в Уфе гораздо больше, чем их нынешние сотрудники. Часто именно мы рассказываем маркетологам, какие активности и проекты делала их компания раньше, потому что менеджеры меняются, а история остается. Мы трудоустроили десятки управленцев и рекламщиков. Мы познакомили за эти 20 лет более 10 000 человек друг с другом и продолжаем это делать каждый день. Сколько бизнес-процессов между разными компаниями началось после этого – не сосчитать. И я уверена: все то хорошее, что мы сделали за эти 20 лет в городе, было не зря.

Что такое глянец для нашего города, в чем его основные смыслы? Это не просто реклама. Это коммуникации. Когда мы пригласили рекламодателей на нашу первую вечеринку, это оказалась первая вечеринка в городе, на которой вместе собрались владельцы уфимских компаний, представляете? Тогда не было социальных сетей, да что там, интернета толком не было. Люди не знали, как выглядят владельцы других бизнесов и как их зовут. Поэтому, когда мы их на той вечеринке знакомили друг с другом, это был детский восторг от осознания, что в городе рождается бизнес-сообщество. Вспоминаю это сейчас и понимаю, что не могу объяснить, что же именно тогда произошло. Наверное, мы просто дали невероятный толчок развитию множества компаний.

Татьяна Туровская, Елена Даминова (редакция), 2011 г.

Ильдар Абдразаков, первое интервью для журнала, Cafe La-Ruche, 2010 г.

Со многими из наших рекламодателей и партнеров мы стали настоящими друзьями, прожили вместе целую жизнь и проживем еще не одну. Это не просто размещение рекламы каждый год – это совместное развитие и взросление. За эти двадцать лет уже выросли дети. У меня сейчас бывает немного странное чувство, когда вместо мам и пап к нам приходят дети и продвигают уже свои бренды. Но в этом, видимо, и есть наш профессионализм, что несмотря на время, мы создаем издательские продукты, интересные разным поколениям.

Многие легендарные места появлялись у нас на глазах, и мы всегда были в гуще событий

Я очень рада, что рядом с нами так много глубоких, умных людей, людей со смыслами и схожими с нашими ценностями. Когда я думаю о том, что еще нам нужно сделать в следующие двадцать лет, мне становится немного страшно. Но потом я вспоминаю Анну Винтур, которая уже 50 лет занимается этим делом, а не каких-то там 20, и понимаю, что нужно еще пахать, пахать и пахать.

Спасибо всем вам, что вы с нами.

Текст: Элиза Савасина

Теги:
Бизнес
Материал из номера:
Октябрь 2021
Люди:
Элиза Савасина

Комментарии (0)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

Ваш город
Уфа?
Выберите проект: