В борьбе за ценные кадры компании предлагают фитнес, корпоративных психологов и старый добрый ДМС. Но есть предприниматель, которая уверена: один из главных козырей – это простая, вкусная и горячая еда. Лилия Цицилина создала бизнес по питанию и теперь кормит таких гигантов, как Metta, «Химекс», Уфимский лакокрасочный завод, «Стеклонит» и «Уфанет».
Вы кормите целые заводы и огромные предприятия, но у вас нет ни сайта, ни рекламы. Как вас находят? Как вообще такое возможно в наш век цифровизации всего и вся?
Как-то находят. (Улыбается.) Вот совсем недавно звонил новый завод, скорее всего, будет нашим постоянным клиентом. Уфа – большая деревня в хорошем смысле этого слова: все друг друга знают, новости расходятся быстро. Вот по сарафанному радио и положительным отзывам обо мне и узнают. Приведу пример: однажды в разговоре со мной знакомая сказала: «Мы с семьей не нарадуемся, маму так хорошо кормят на работе. Она приходит домой довольная, счастливая. И сытая!» Я, разумеется, сразу поинтересовалась, где она работает. Оказалось, трудится в Metta, а кормлю их я. Вот он, самый важный канал связи – счастливые глаза дочери, которая видит, что ее маму ценят. Люди чувствуют заботу на вкус и сами становятся нашими самыми честными и громкими послами.
В чем, на ваш взгляд, ключевая важность питания для сотрудников?
Для рабочего человека должна сложиться сцепка в голове: «Обо мне заботятся на работе так же, как дома». Этот запаянный лоток с едой (наша форма индивидуальной подачи) – символ этой заботы. Особенно это важно для рабочих: у них ограничено время, и еда должна быть понятной, доступной и качественной.
Когда-то, будучи директором по персоналу, я принесла руководству завода мутную воду из-под крана и сказала: «Пейте!» Они попытались отмахнуться от меня, а я привела расчеты, какое огромное количество людей постоянно уходит на больничный, за который, разумеется, платит компания. И что намного дешевле установить систему обратного осмоса на весь завод!
И что, получилось?
Да. С того момента все начали пить кристально чистую воду.
Разве это была ваша рабочая обязанность – думать об этом? Собрать данные, навести справки о системе, проконтролировать все – на это надо много сил и времени. Зачем вам это?
(Смеется.) Мои друзья называют меня «Лиля-спасатель» или «Лиля-улучшайзер», потому что я стараюсь всегда все улучшить вокруг себя. Физически не могу смотреть на процесс, который можно сделать лучше, проще, человечнее.
Вы с детства такая – «Лиля-улучшайзер?» Откуда это?
Кажется, да. Родители возвращались с завода вымотанными, уставшими. И мне, девятилетней девочке, очень хотелось создать для них островок комфорта. Я даже баню топила к их приходу в таком возрасте. Представляете картину? Маленькая девочка, дрова, печка… Когда они вошли в дом и поняли, что их ждет горячая баня – это был не просто шок. Это была тихая, безмерная радость в их глазах. Это желание – создавать уют, предвосхищать чужие потребности – живет во мне до сих пор.
Вы думаете, забота нужна простому человеку с завода?
Конечно, да. Сейчас это – не опция, а фундамент. Мы живем в эпоху, когда даже токарь шестого разряда на подсознательном уровне считывает, ценят его здесь или нет. Мой папа, ему 75 лет, до сих пор трудится на заводе. И он приходит ко мне и с такой гордостью, с таким достоинством показывает: «Смотри, какие ботинки утепленные выдали! Молодцы, позаботились!» Или: «Сегодня в столовой был такой обед, что все хвалили». Для него это – маркер уважения. А где мамы у этих взрослых, суровых работяг? У многих их уже нет. И если офисный сотрудник может выбрать, где ему пообедать, у рабочего такого выбора часто нет. Его должен кто-то кормить. По-человечески. По-домашнему. И этот «кто-то» – мы. В этой роли я вижу огромную ответственность и смысл.
Но многие считают, что кормить сотрудников – дорого. Вы с этим согласны?
Абсолютно нет! Обычная гречка с котлетой или куриной голенью, хороший рис, голубцы – это недорого. И несмотря на то, что сырье периодически дорожает, мы не используем всякие вредные заменители или более дешевые продукты. Ищем умные, честные решения. Однажды один генеральный директор завода попросил меня сделать котлеты подешевле. Вместо того чтобы уменьшать долю мяса, я на своей фабрике устроила кулинарное собрание. Мы создали три новых рецепта. Первые – «гречанники», как у бабушки в деревне: рассыпчатая гречка и сочная говядина. Вторые – куриные котлеты, где мы прокрутили отваренную перловку – она дала сочность и потрясающую текстуру, похожую на куриную. А третьи – с кабачками, сезонными, недорогими, которые сделали котлеты невероятно нежными. Я привезла ему на пробу все три варианта. Он попробовал и развел руками: «Так это же даже вкуснее!» Мы не обманываем, мы думаем. И иногда кабачок оказывается ценнее любой химической присадки.
Поэтому еще раз: кормить своих сотрудников – это недорого. И это, если хотите, сейчас норма, а не роскошь.
Как вам удается сохранять вкус домашней еды при таких масштабах? Ведь, помимо заводов, вы поставляете готовую продукцию в такие крупные ритейлеры, как «Магнит» и «Ашан».
Секрет в том, что мы не привозим еду за много километров. Мы делаем основу на фабрике, а доготовка – прямо на заводе-заказчике. Гарнир готовится на месте по технологической карте, котлеты достают из печи с пылу с жару и сразу фасуют в лотки. Все свежее и горячее.
В иерархии корпоративных благ сейчас много всего: фитнес, йога, психологи. Какое место в этом ряду должно занять питание?
Это зависит от аудитории. Для айтишников, креаторов важны фреши, печенье и йога прямо в офисе. В Москве, к примеру, большинство компаний так и работает. И да, у них тоже организовано питание в офисе. Но для заводского работяги – токаря, сварщика, штамповщика – первостепенна пирамида Маслоу. Им должно быть тепло, безопасно и они должны быть сыты. Им дышать «третьим глазом» некогда. Для них горячий обед – это базовая потребность.
В вашей команде тоже царит эта атмосфера заботы?
Для меня это принципиально. Нельзя заботиться о чужих, не заботясь о своих. У меня работают в основном женщины. И я знаю, какая у них нагрузка и дома, и на работе. Вот яркий пример: однажды слышу разговор своих сотрудниц: «В субботу-воскресенье буду картошку на даче копать, сильно устану». Я на нее смотрю и понимаю: в понедельник она придет ко мне вымотанная. И говорю: «Знаешь что, не надо. Не копай картошку. Я тебе двоих мужчин отправлю, они все выкопают, ты только проконтролируй». Она смотрит на меня с таким изумлением: «А что, так можно было?» «Можно, – говорю, – конечно, можно!» Мне нужны счастливые и полные сил люди. Вот из таких кирпичиков и складывается наша общая стена против равнодушия. Мы как одна большая семья – помогаем во всем.
Каким оказался уходящий год для вас и вашей команды?
Как и предыдущие – продуктивным, наполненным позитивными событиями. И сложности были, но это даже не сложности, а просто задачи, с которыми мы справились. Мое основное направление по питанию давно налажено – поэтому там все легко получается.
Но я еще выступаю как антикризисный менеджер – помогаю предприятиям встать на ноги. В этом году взяла под свою опеку несколько предприятий, которые остались без владельца. Пришлось во многом разбираться, большинство процессов строить с нуля, самое сложное – успокоить команду и показать путь развития. Но год уже завершаем с замечательными цифрами: ситуация выровнялась, и мы вышли в плюс.
Вы из тех предпринимателей, кто строит планы, или предпочитаете плыть по течению?
Всеми руками за первый вариант! Но планы для меня – это не сухие цифры в таблице. Это то, что дает крышу уверенности над головой. И тебе, и всей твоей команде. Я всегда стараюсь донести наши цели до каждого, даже до дворника, который работает на полставки. Объясняю, куда мы движемся и какова его роль в этом путешествии. Можно подумать: «Ну ему-то это зачем?» Представьте, вот он придет домой, а его встретит тревожная жена, которая начиталась новостей или наслушалась соседей. А он ей на это скажет: «Не переживай, дорогая, у нас на работе все ясно, все распланировано» – это дорогого стоит. Люди должны чувствовать стабильность. А планы у нас грандиозные! В ближайшей перспективе – «усыновить» еще пару заводов-гигантов, стать для них своим, домашним человеком. Будем расширять нашу географию заботы, потому что голодных и уставших вокруг еще много, а мы с вами знаем, что секретное оружие против этого – простая, честная и вкусная еда.
Реклама. ООО «Бонифаций», ОГРН 1090280008940. 450077, Башкортостан, Уфа, ул. Карла Маркса, 24, к. 1
Комментарии (0)