Идейный вдохновитель, CEO старейшей в городе сети кофеен Kumpan и лауреат нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2025 Михаил Кумпан подарил Уфе на юбилей «Уфачино» – и сделал намного больше, чем просто рецепт напитка. В небольшую чашку с малиновой надписью ӨФӨ он вшил культурный код, философию объединения народов и ключ к счастливым воспоминаниям. «Уфачино», придуманный Михаилом, успел стать примером для других городов и рестораторов.
В предыдущих интервью вы говорили, что напиток был придуман по поручению мэра специально к 450-летию города. Расскажите о вашем разговоре с Ратмиром Мавлиевым.
В 2023 году на День города мы встречали Ратмира Мавлиева и Радия Хабирова, угощали их кофе, и я вместе с ними проследовал от Советского района до Лимонария. Мэр поворачивается ко мне и говорит: «Михаил, у нас в Лимонарии растет кофе, придумай с ним что-нибудь, следующий год – юбилейный». Мавлиев сходу придумал название – «Уфачино», а я воспринял это как задачу со звездочкой.
Мы понимали, что в нашем регионе чайные традиции глубже, а кофейные – моложе. Наши предки-кочевники собирали в поле дикоросы вроде мяты, душицы и чабреца, а через какое-то время начали добавлять к ним черный чай и пить с молоком. И вот мы соединили все в одном напитке: собрали кофе из Лимонария и кофе из Коста-Рики, сварили эспрессо, добавили его в молоко, а для сладости положили мед. Взбили, процедили и дополнили все это тертым чак-чаком и сублимированной малиной в виде букв ӨФӨ. Это ДНК нашего края, вкус детства – когда приезжали к бабушке, она делала теплое молоко с медом, чак-чак и баурсак всегда были на столе, а малину собирали в огороде.
То есть состав утвердили сразу же?
Да, но теперь он трансформируется – будет «Уфачино 2.0». На фестивале «ЕстьФест» мы собрали самых активных бариста и объявили конкурс на создание «Уфачино 2.0» – чтобы получилась общегородская история, которая станет известной, как капучино. Основа в виде кофе и меда не поменяется, но мы найдем иную интерпретацию – другие травы, другая текстура чак-чака и сублимата малины, возможно, появится версия с латте-артом.
Опишите в одном предложении, какой он – «Уфачино»?
«Уфачино» заряжает, много вкусов раскрывает, даже если тебе грустно – приезжай в Уфу, выпьешь «Уфачино» – будет вкусно!
Как отреагировали гости? Какие отзывы вы получали?
Гости сказали, что этот напиток очень интересно отражает культуру нашего города. У профессионалов на выставке Coffee Tea Cacao Russian Expo не сразу сложилась картинка в голове, но они сказали: «Ты не первый, кто придумал поженить кофе и чай, но у тебя получилась интересная вкусовая палитра, а нам это не удалось». Наш опыт с «Уфачино» переняла сеть кафе «Шоколадница» – она зарегистрировала товарный знак «Москвачино»: у меня есть наставник по маркетингу, Ирина Авруцкая, компания Like4Like, она курирует и нас, и «Шоколадницу». Когда я выступал для партнеров Like4Like, она сказала: «Если Михаил Кумпан что-то говорит, записывайте это – у него работает какая-то антенна, и потом он задает тренды». Я запускаю в жизнь те продукты, которые через время становятся хитами. Это особенное чутье нужно, конечно.
Вы больше бизнесмен или идеолог? Создавая что-то, вы в первую очередь думаете о коммерческой составляющей или о самом продукте и идее?
Я больше визионер – составляю, визуализирую, представляю рождение идеи. Как человек, который является основателем, идейным вдохновителем и визионером, я не представляю, как достиг бы этого без гармонии в семье и моей супруги Лейсан, которая дает мне энергию, и как следствие – уверенность, защиту со спины и глубину. Если посмотреть, как развивается кофейное дерево – мы видим, что все идет из любви. Сначала кофе надо посадить, затем мать-земля принимает эту ягоду, и через любовь, солнце и воду происходит рост. Кофейное дерево не сразу дает ягоды – первые плоды появляются через три или четыре года, и только на пятый или шестой год можно почувствовать полноту вкуса.
Говоря о кофе из Коста-Рики, должен упомянуть моего брата, Александра: он всегда был наполнен глубокой любовью и пониманием того, как относиться к кофе. В 2017 году он отправился в Коста-Рику по программе обучения и посадил наши первые кофейные деревья – сперва их было всего пять, но через два года вместе с сестрой они высадили уже двести саженцев. В 2022 году мы уже летели всей семьей: я, моя супруга Лейсан, сын Георгий и брат Саша. Также с нами были наши друзья-проводники в Коста-Рике – Сергей Табера и Светлана. Летели целых 32 часа, но это стоило того, чтобы добраться до Центральной Америки. К поездке я всегда готовлюсь основательно: беру с собой сувениры и гостинцы из родного Башкортостана, чтобы за рубежом узнавали, какой у нас вкусный, богатый и гостеприимный край!
Это отношение и глубина, с которой мы подходим к кофе в Коста-Рике и нашем Лимонарии, а также концепция от ростка до чашки – доказывают, что кофе объединяет страны, города и народы и делает нашу жизнь счастливой, потому что все мы ищем счастье.
В чем еще для вас заключается счастье?
Для меня это три аромата: материнское молоко, кофе и еда, которую готовит мама или бабушка. Помню, как моя крестная в Украине учила меня готовить борщ, была приоткрыта крышка и этот аромат разнесся по всей кухне и летней веранде. Спустя много лет я однажды вновь ощутил его в Петербурге – буквально на долю секунды, но это принесло мне радость. Через ароматы мы осознаем ощущение счастья, можем вернуться через них в детство. И это сочетается с нашей концепцией и миссией – вывести кофе и еду на уровень искусства, соединить этот компонент с креативной и творческой средой в Уфе и республике, и чтобы Башкирия зазвучала как гастрономическая, туристическая, фольклорная и ремесленная Уфа на карте России. Вот такая у меня есть большая мечта и миссия.
Текст: Эвелина Бронникова
Фото: Дамир Абсалямов
«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» – 2025:
Группу компаний «Гранель» — официального застройщика жилого комплекса «Лесная симфония»
Федеральную аптечную сеть «Фармленд»
«World Class Уфа» — фитнес-клуб премиум-класса
Центр красоты, здоровья и молодости Giovane
Рекламное агентство полного цикла «Арго»
Организацию праздников Borisov Event
Компанию Ladoga
Креатив и продакшн-студию Tip-Top Team
Business FM — деловое радио
Мастерскую флористики и декора Anree
Комментарии (0)