18+
  • Журнал
  • Образ жизни
Образ жизни

Эффект Перми

Галерист Марат Гельман перевез в Пермь собственную коллекцию, режиссер Эдуард Бояков планирует открыть свой театр, Артемий Лебедев возглавил Пермский центр развития дизайна и придумал логотип Перми: огромная буква «П», как триумфальная арка, украсит въезды в город. Схема, которую отрабатывает московский десант в Перми, известна по преображению чахнувшего баскского города Бильбао в туристический центр с умопомрачительным музеем современного искусства, построенным архитектором Фрэнком Гери. Столица Прикамья выходит на международную арену под лозунгом: «Пермь – столица современного искусства России».  
Меня по-настоящему затягивает жизнь в Перми. Здесь нет дикого количества событийно-информационного мусора, как, например, в Москве. Дышится свободно. Это чувствую не только я, но и приезжающие сюда режиссеры Иван Вырыпаев, Валерия Гай-Германика и Павел Лунгин, писатели Евгений Гришковец и Владимир Сорокин. Для меня все началось с двух выставок: деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее и «Русского бедного», открывшего в 2008 году музей современного искусства. Деревянные «боги» прячутся в галерее за полотнами Верещагина, Репина, Айвазовского, Куинджи, Головина. Однако потенциально они – сенсация не регионального, а мирового масштаба. Поднимаясь на третий этаж, где хранится деревянная скульптура, попадаешь в иное измерение: над тобой белоснежный купол бывшего храма, а вокруг – фигуры святых, обладающие мощной энергетикой. Старое здание Речного вокзала, к которому прикипело «бедное искусство», – само по себе место лихое. Вокзал был построен в 1940 году и предполагал пассажиропоток в несколько миллионов человек в год, но на полную мощность так и не заработал. Странному артефакту советской эпохи на берегу реки Камы было суждено стать центром современного искусства. Это место достойных событий. «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, «МосквАполис», представивший московскую арт-сцену почти исчерпывающе, отличная выставка видеоарта «Видение», ну и, конечно, «Русское бедное», сейчас экспонирующееся в Москве на биеннале. Речной вокзал – очень живое место, там все время что-то происходит, будь то события международного фестиваля «Территория», поэтические вечера Эдуарда Лимонова, Линор Горалик или выставки митьков. Эти два полюса, музей и галерея, уже создают серьезный контекст. А ведь все только начинается. Артемий Лебедев при поддержке государства создает здесь Центр развития дизайна, музыкальный продюсер Саша Чепарухин запускает большую музыкальную программу с Пермской филармонией, я создаю театр «Сцена-Молот». Горожане увидят театр другого формата, ориентированный исключительно на современную драматургию и современные сюжеты. То, что затеяли власти в Перми, – прорыв. Я бы сравнил сложившуюся ситуацию с неким трамплином для региона. Кажется, у нас в стране появились люди, способные осознать, что культура – серьезный ресурс. Это же очень просто: там, где живая современная культура встречается с традицией, – там все в порядке и с экономикой. Здесь есть с чем и с кем вступить в диалог.  
Люди:
Марат Гельман, Артемий Лебедев, Эдуард Бояков

Комментарии (0)

Купить журнал: