18+
  • Мода
  • Вещи
Вещи

«Nazdorovie!»: Мэган Виртанен о том, как западные дизайнеры путают Россию

Историк моды Мэган Виртанен вспомнила все «русские коллекции» зарубежных дизайнеров и объяснила, почему лишь часть из них можно назвать воплощением национального стиля. 

«Русская коллекция» Dolce & Gabbana, 2017 год

«Русская коллекция» Dolce & Gabbana, 2017 год

Коллекция Dolce & Gabbana, осень-зима 2012/13

Коллекция Dolce & Gabbana, осень-зима 2012/13

Коллекция Christian Lacroix, осень-зима 2009/10

Коллекция Christian Lacroix, осень-зима 2009/10

Читая заголовок «Русская коллекция Dolce&Gabbana», сразу ожидаешь очередного натягивания совы на глобус. Примерно такого же, как с коллекцией 2012-2013 годов того же модного дома, когда российские девушки радостно восклицали: «Ах, павловопосадские узоры!», хотя на самом деле это были мотивы берлинской вышивки. Или же как произошло с коллекцией Кристиана Лакруа в 2009 году — там, где весь мир видел образы католических Мадонн, некоторым очень хотелось «узнать» кокошники.


Глядя на коллекцию Chanel «Париж-Москва» 2009 года, хочется воскликнуть «Nazdorovie!» и дать моделям в руки балалайку

При ближайшем рассмотрении новая коллекция действительно оказывается «русской», но только в том смысле, что создана специально для российского рынка. Ситчики в розочках трудно считать отечественным изобретением, а фасон облегающего платья-комбинации с кружевами традиционен для бренда. Образы утрированной сексуальности от Dolce&Gabbana неизменно популярны у российских покупательниц вот уже 25 лет, это многое говорит о современном русском вкусе, но ровно ничего — о традиционном русском стиле. С другой стороны, павловопосадские шали тоже не имеют никакого отношения к русскому традиционному костюму, да и прочно вошли в народный быт только в начале 20 века, что не мешает им сейчас считаться истинно русскими.

Коллекция Оскара де ла Ренты для Balmain, 2002 год

Коллекция Оскара де ла Ренты для Balmain, 2002 год

Марлен Дитрих в фильме «Распутная императрица», 1934 год

Марлен Дитрих в фильме «Распутная императрица», 1934 год

Коллекция Oscar de la Renta, осень-зима 2011/12

Коллекция Oscar de la Renta, осень-зима 2011/12

Коллекция Chanel «Париж-Москва», pre-fall 2009

Коллекция Chanel «Париж-Москва», pre-fall 2009

Коллекция Chanel «Париж-Москва», pre-fall 2009

Коллекция Chanel «Париж-Москва», pre-fall 2009

Платье дизайнера Кати Филипповой, конец 1980-х

Платье дизайнера Кати Филипповой, конец 1980-х

Впрочем, лучше уж так, чем видеть многие якобы вдохновлённые Россией коллекции западных дизайнеров. Такую Россию показывали в голливудских фильмах 1930-60-х годов: купола собора Василия Блаженного, снег, лисьи меха, медведи на выгуле и казаки в папахах, танцующие вприсядку. Иногда к этому коктейлю добавляются императорские платья из коллекции Эрмитажа и творения Фаберже. Оскар де ла Рента в коллекции для Balmain 2002 года демонстрировал не столько русский стиль, сколько образ Марлен Дитрих в «Алой императрице», хотя и несколько компенсировал это своей «Русской сказкой» в 2011 году. Глядя на коллекцию Chanel «Париж-Москва» 2009 года, местами представляющую собой помесь из перестроечных творений Кати Филипповой (художник и дизайнер, известная поп-арт работами в современной интерпретации византийского стиля — Прим.ред.) и воспалённого воображения сценариста-антисоветчика, хочется воскликнуть «Nazdorovie!» и дать моделям в руки балалайку.

Коллекция John Galliano, осень-зима 2009/10

Коллекция John Galliano, осень-зима 2009/10

Коллекция John Galliano, осень-зима 2009/10

Коллекция John Galliano, осень-зима 2009/10

Платье из коллекции «Казань» Поля Пуаре, 1912 год

Платье из коллекции «Казань» Поля Пуаре, 1912 год

Платье из коллекции «Казань» Поля Пуаре, 1912 год

Платье из коллекции «Казань» Поля Пуаре, 1912 год

Платья из коллекции «Русские балеты» Ива Сен-Лорана, 1976 год

Платья из коллекции «Русские балеты» Ива Сен-Лорана, 1976 год

Коллекция «Русские балеты» Ива Сен-Лорана, 1976 год

Коллекция «Русские балеты» Ива Сен-Лорана, 1976 год

Тем ценнее случаи, когда западному дизайнеру удаётся продраться через дебри лубочных образов и увидеть истинно национальные элементы — так, как в пусть и не образцовой с этой точки зрения, но хотя бы избавленной от расхожих клише коллекции Джона Гальяно 2009 года. Одним из эталонов остаётся русская коллекция Поля Пуаре «Казань», во многом благодаря влиянию знакомства с Надеждой Ламановой. Не менее значимой считается коллекция Ива Сен-Лорана 1976 года, хотя к некоторым моделям хочется приложить описание, некогда данное Бердяевым славянофилу Алексею Хомякову, столь сильно желавшему возвращения допетровских порядков, что он «и одевался соответственно... и был похож скорее на перса, чем на русского». Учитывая, что источником вдохновения Сен-Лорана была не Россия, а в первую очередь «Русские сезоны» Дягилева, появление восточной ноты понятно и уместно.

Увы, настоящее прикосновение к традиции бывает столь редко, что русскую коллекцию Dolce&Gabbana всё же можно считать если не попаданием в «традицию», то успехом — по крайней мере, именно в таком «штапеле в розочках» появлялись жизнерадостные работницы на обложках журнала «Огонёк».

Рубрика:
Колонка Мэган Виртанен

Комментарии (0)

Купить журнал: