• Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Почему нужно идти на фильм «Гоголь. Начало»?

Егор Баранов снял готический детектив, вывел Александра Петрова в классики, уговорил сняться в киносериале (впервые за 12 лет!) Олега Меньшикова и отправил телепроект «Гоголь. Начало» канала «ТВ-3» в прокат в кинотеатры. С 31 августа первую часть экспериментального проекта можно увидеть на большом экране, а мы узнали у режиссера, как ему удалось к 28 годам снять четыре полнометражных картины и пять сериалов. 

Александр Петров и Олег Меньшиков

Александр Петров

Евгений Стычкин

Режиссер Егор Баранов

Многосерийный фильм, выходящий сначала на большом экране, — это ведь что-то новое для нашей киноиндустрии?

Мы идем на эксперимент, такого еще никто не делал: хотим рассказать все, что задумали, в четырех частях, которые будут появляться в кинотеатрах с шагом в один месяц. История в каждом фильме своя — с индивидуальной драматургией, кульминацией и развязкой, но при этом повествование все же единое, оно движется вперед от одного эпизода к другому.

У вас в фильме два главных героя: Олег Меньшиков играет следователя, а Александр Петров — его помощника, молодого Гоголя. Сюжет основан и на повести «Вий» — в 1967 году одноименная картина стала лидером советского кинопроката. Чем ваш проект отличается от этого заслуженного хита?

«Вия» я уважаю и люблю как первый советский фильм ужасов. Я его смотрел в конце 1990-х уже будучи избалованным самой разнообразной голливудской продукцией ребенком, но он все равно пугал. Искать отличия не имеет смысла, скорее трудно будет найти что-то общее, поскольку мы не ставили перед собой задачу сделать теле- или киноверсию «Вия» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Наш проект — фантасмагория на тему внутреннего мира писателя. Мы осознанно не придерживались исторической достоверности ни в костюмах, ни в интерьерах. Так, деревню Диканьку снимали в селе Михайловском, а готическую усадьбу — в петербургском особняке Кельха. Действие разворачивается и в XVII веке в средневековой крепости, и в подводном мире, и в аду — нас кидало из локации в локацию. Не пытались мы и точно соблюсти моду 1829 года: хотелось каждого героя сделать индивидуальным даже в одежде. Если Олег Меньшиков играет следователя Якова Гуро, персонажа-денди, опережающего в чем-то свое время, то он и выглядит соответствующим образом. Если Гоголь в исполнении Александра Петрова — человек в футляре, подчиненный своим комплексам и стра хам, то это отражается и в его костюме. А Евгений Стычкин в роли главы полиции в провинциальной Диканьке вполне естественно одет по моде едва ли не XVIII века.

Еще на этапе разработки проекта мы потирали руки, предвкушая необычный формат: в России не так уж часто берутся за мистику, тем более мистику в готической манере, совсем чуждой родному кинематографу. Помимо этого, замахнувшись на Николая, нашего, Васильевича, мы заранее понимали, что обвинений в посягательстве на великого писателя не избежать: сериал не следует досконально ни текстам классика, ни поворотам его биографии. Мы лишь ухватились за тот факт, что юный Гоголь служил судебным писарем в Третьем отделении, куда его устроила мать. А дальше фантазия унесла нас очень далеко. Но будучи авантюристами по натуре, мы с некоторым удовольствием представляли, как нас будут пинать все кому не лень.

 

Кто эти мы, о которых вы говорите?

Мы — это Александр Цекало, создатель кинопродюсерской компании «Среда», с которой я регулярно работаю, продюсеры телеканала «ТВ-3» Валерий Федорович и Евгений Никишов, сделавшие до прихода на него сериалы «Измены» и «Сладкая жизнь», и я. Меня пригласили на этапе, когда был готов первый драфт сценария — он почти не требовал доработки, изначально был крепким, стройным и логичным, что для российской киномистики, прямо скажем, не слишком характерно. Так как выбранная нами эстетика предполагает голые деревья, низкое серое небо и мрачную атмосферу, то мы очень зависели от погодных условий — съемки прошли минувшей осенью.

 

Таисия Вилкова

«Андалузский пес» Луиса Бунюэля

«Андалузский пес» Луиса Бунюэля

Таисия Вилкова

Раз уж готика не российский киножанр, на кого из западных коллег вы ориентировались?

Тим Бертон — король иронической готической сказки, и его манера максимально близка к тому, чего мы хотели добиться. А сюрреалистический «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали служил ориентиром при разработке мира видений Гоголя, которые являются важной частью проекта.

Петров и Стычкин — актеры, с которыми вы работаете не первый раз. Любите сложившуюся команду?
Чем отличается опытный режиссер от новичка? Он от проекта к проекту находит людей-единомышленников и с годами обрастает группой, которой сможет довериться полностью. Если я вижу роль для Саши Петрова или Жени Стычкина, конечно, я их приглашу, но насильственно навязывать им неподходящие образы тоже не стану. Олег Меньшиков был в изначальном дрим-касте. Поскольку Саша работает в театре у Олега Евгеньевича, он предложил занести сценарий своему художественному руководителю. Дальше к переговорам подключился Александр Цекало, и в итоге Меньшиков согласился, хотя последние лет пять всем отказывает. По его словам, он получил удовольствие от того молодого темпа, с которым мы снимали.

Александр Цекало

Похоже, Александр Цекало доверяет вам свои самые серьезные проекты.

Да, хотя в начале сотрудничества я отказывался от всех сценариев, которые он предлагал. Даже неудобно было: еще ничего не сделал, а уже такой разборчивый. Но потом мы один за другим сняли вместе сериалы «Саранча», «Фарца», «Sпарта». Последний до сих пор не вышел, о чем я очень жалею: в нем мы придумали много экспериментальных вещей, и они со временем перестают быть такими. Все дело в законах, запрещающих все и вся на телевидении, которые изменились за время производства сериала, — сейчас ведь даже поцелуй двух подростков или разбитый до крови нос нельзя показывать. Но осенью все-таки надеюсь увидеть «Sпарту» на Первом канале.

«Саранча»

«Саранча»

Съемки сериала «Sпарта»

В свои двадцать восемь лет вы, пожалуй, самый результативный режиссер поколения — никто из ваших ровесников не снял столько фильмов и сериалов.

Еще во время учебы во ВГИКе я успевал сдать три курсовых работы в год вместо положенной одной: понимал, что чем больше сниму, тем больше шишек набью. А свое первое короткометражное кино сделал в тринадцать лет — это была история сантехника, от которого ушла девушка, а он по пьяному делу убил бармена, попал в тюрьму и в итоге застрелился. Главного героя играл я сам, остальные роли — мои одноклассники. Шутки ради на третьем курсе я показал эту историю моему мастеру Сергею Александровичу Соловьеву, и он даже выпустил ее кусочек в своей передаче на канале «Культура».

Сергей Соловьев оказал на вас заметное влияние?

Он прививает вкус, заражает любовью к профессии, дает жесткую, но справедливую критику. Мы тесно общаемся до сих пор — я регулярно прихожу к студентам его нынешнего курса во ВГИКе, чтобы подготовить их к реалиям производства, с которыми они столкнутся. Я бы сказал, что испытал на себе микс влияний — Сергея Соловьева и Николая Коляды, в театре которого в родном Екатеринбурге пропадал все школьные годы. Мой отец стоял у истоков уральского рока, был первым администратором группы «Наутилус Помпилиус», дружит с музыкантами групп «Чайф» и «Настя», и круг его общения всегда составляли творческие люди. Так что мое желание стать режиссером было вполне логичным.

Текст: Виталий Котов

Фото: архивы пресс-служб, страница в Facebook Егора Баранова

Материал из номера:
Август
Люди:
Олег Меньшиков, Сергей Соловьев, Александр Петров, Александр Цекало

Комментарии (1)

Авторизуйтесь

чтобы оставить комментарий.

  • Сергей Попович 13 сент., 2017
    Ужас отечественного кинематографа! Зря выкинул деньги!
Ваш город
Новосибирск?
Выберите проект: