18+
  • Город
  • Общество
Общество

Иван Индинок: «Нет конца и края тому, что еще можно сделать»

Мэр лихих девяностых, первый глава Новосибирска, руководивший городом после перестройки, президент гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу» 5 августа отметил свое восьмидесятилетие.

Расскажите о своем детстве?
Я родился в деревне Козловка Красноярского края. Ее уже практически нет, но каждый год я приезжаю на свою малую родину, чтобы поклониться родной земле. Детство свое считаю счастливым, хотя оно и выпало на голодные военные и послевоенные годы. Но я был баловень. Маленьких всегда любят больше, тем более, я был мальчиком симпатичным, забавным — так и «забавляюсь» всю жизнь. (Улыбается). Моя мама в два года осталась сиротой, у нее не было возможности учиться. А я, простой парень из глуши, поступил в институт и, как мне кажется, усердно трудился, следуя наказам родителей. Всегда повторял себе: «Вкалывай, Ванька, все зависит только от тебя». Во время учебы мне помогали старшие братья и сестры. Мы жили дружно не только семьей — всей деревней: выручали друг друга, поддерживали. Поэтому меня обескураживает то, что сегодня связь между родными утрачивается, люди живут ради удовлетворения потребностей, наживы, понятие «разумной достаточности» отсутствует. Хотелось бы понимать, куда мы идем, какая у страны идеология, и есть ли она вообще. Раньше у молодежи были герои, на которых хотелось равняться, теперь их нет. Во главу угла искусственно пытаются поставить патриотизм. Но патриотизм — это любовь к своей Родине и желание быть ей полезным.

Вы пришли к власти в период распада страны. Было сложно?
На мою долю выпали нелегкие годы, но мы смогли удержать город, потому что находили понимание и у руководителей предприятий, и у общественности. Я был первым секретарем Заельцовского райкома партии, вторым секретарем Новосибирского городского комитета, председателем горисполкома, мэром, главой администрации области. Тогда районные комитеты не занимались политиканством и выборными кампаниями. Скажем прямо: кого назначала партия, того избирали, но избирали людей достойных — их выдвигал коллектив. Во главу угла ставились вопросы жизнеобеспечения города и района.

После перехода на избирательную систему вам доводилось проигрывать выборы. Как воспринимали неудачи?
Однажды даже плакал, но не потому, что не прошел в Верховный совет РСФСР, а потому, что выиграл человек, который не имел опыта, все видел в темных тонах и «чернил» все советское. Однако выборы в Верховный совет СССР в 1989 году, в которых я также потерпел поражение, вспоминаю с теплотой, потому что кандидаты рассказывали о своих программах, видении будущего, а не «полоскали» друг друга. После этой кампании мы стали друзьями. Проиграв выборы на пост главы администрации области в 1995 году, я понял, что пора уходить из политики. Тогда по инициативе выборного штаба был создан гуманитарно-просветительский клуб «Зажги свечу», и вот уже двадцать два года я — президент, и это не то, что те должности, которые я занимал в прошлом. (Смеется).


У меня активная жизненная позиция — не стоять в стороне от проблем

Почему выбрали такое название?
Когда писали устав, в здании погас свет, и кто-то предложил: «Зажгите свечу». Название полностью соответствует нашей работе: мы несем добро и свет в человеческие души. Члены клуба — это народные артисты, врачи, музыканты, директора учебных заведений, академики, ученые. Основное направление — просветительская работа: мы посещаем школы, даем уроки нравственности, проводим мастер-классы и концерты, общаемся с детьми из неблагополучных семей. Иногда на встречах со школьниками я говорю: «Если нет у вас денег на подарок родным, за ужином зажгите свечу и скажите, что дарите тепло и свет своего сердца». Мы стараемся донести до молодежи, что в мире все не так безнадежно и многое зависит от того, как ты будешь трудиться, вести себя в обществе, каких друзей выберешь. Если эти идеи дойдут хотя бы до нескольких сердец, направят их на путь истинный, значит, работаем не зря.

Чем вы гордитесь?
Мне кажется, я достойно прожил свои годы. Рядом со мной всегда были хорошие люди — о них и нужно говорить. Ведь зачастую автор проекта остается в тени чиновника, подписавшего документ. Например, в Новосибирске появился первый в стране кадетский корпус. Это была инициатива Владимира Викторовича Иванова, которую я поддержал. С подачи Олега Александровича Рожкова мы первые в России создали городскую ветеринарную службу. Важно не присваивать себе чужие лавры.

В 1989 году вернувшись в Новосибирск из США, где мы заключили договор о побратимстве с Миннеаполисом и Сент-Полом, я заставил «рубить» поребрики, чтобы и женщины с коляской, и инвалиды могли проехать. У нас до сих пор тысячи граждан сидят в квартирах, не имея возможности выйти на улицу. Поэтому когда говорят, что «мы все сделали для людей», это неправда. Нет конца и края тому, что еще можно сделать. Я не считаю себя выдающейся личностью. Я — обыкновенный человек, который благодаря уважительному отношению к людям, постоянному труду, а порой, возможно, и случаю занимал значимые посты. Я благодарен своим друзьям, товарищам, коллегам, соратникам, кто поздравил меня с восьмидесятилетием. Желаю каждой семье города и области благополучия и удачи.


К своему семидесятилетию Иван Иванович Индинок выпустил небольшим тиражом автобиографичную книгу «Ивановы разговоры», в которой откровенно рассказал о своей семье, друзьях и врагах. Индинок — почетный житель Новосибирска. По его инициативе была восстановлена разрушенная в 1930 году часовня Святителя Николая Чудотворца, которая считается символом столицы Сибири и географическим центром России.

 

Текст: Евгения Черданцева Фото: Екатерина Лыжина

Материал из номера:
НСК.Собака.ru сентябрь 2018

Комментарии (0)

Купить журнал: