18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

София Позднякова: «Отправляясь на Олимпиаду, я не ставила себе строгих целей»

Двукратная чемпионка Олимпиады в Токио, виртуозно владеющая саблей, достойно продолжает дело своего отца Станислава Позднякова. Пока счет в папину пользу: четыре золотые медали Игр против двух, но мы-то знаем, что у Сони все впереди.

В финале вы соревновались с Софьей Великой, каково это – выигрывать «у своих»?

Соревноваться с теми, с кем тренируешься бок о бок, тяжелее, чем со спортсменами из других стран. С Софьей Великой, Олей Никитиной, Светой Шевелевой мы провели вместе не одни сборы. Особенно хорошо узнали друг друга в «невыездной» карантинный год, когда получали соревновательную практику исключительно в спаррингах друг с другом. Конечно, от победы «у своих» ощущение двоякое: вроде, и выиграл, но в то же время хочется отдать медаль другу.

Труднее сражаться за себя или за команду?

Командные состязания связаны с большей ответственностью, из-за такого давления я даже немного зажимаюсь. Личный бой – прежде всего твои переживания, твоя победа или проигрыш. Все-таки фехтование – это единоборство, поэтому личные соревнования мне ближе. Но командные тоже люблю – за накал страстей, сильные эмоции. И, пожалуй, командное золото в Токио для меня более ценно, чем личное. Эта медаль досталась труднее: по факту мы были в шаге от поражения, но в нужный момент сумели сплотиться. Мы забрали победу прямо из-под носа у французов, которые по мастерству нам не уступали.

Игры в Токио – первая для Софии Олимпиада. Также она является двукратной чемпионкой мира и Европы.

Отец Софии – фехтовальщик Станислав Поздняков, начинал свою карьеру в Новосибирске. На его счету – четыре олимпийских золота и одна бронза, звание десятикратного чемпиона мира и тринадцатикратного чемпиона Европы. Сейчас занимает пост главы Олимпийского комитета России.

Супруг Сони – Константин Лоханов, мастер спорта международного класса по фехтованию, четырехкратный чемпион мира среди юниоров, многократный победитель первенств России и Европы.

Вам близок добрый девиз «Главное не победа, а участие»?

Пару лет назад я бы сказала, что главное – победа. Но отправляясь на Олимпиаду, я не ставила себе строгих целей. Накануне Игр разговаривала с папой и мужем, обоим сказала, что за медалями не гонюсь – просто постараюсь хорошо выступить. Потом, когда стояла на олимпийском пьедестале, конечно, была счастлива, пришло некое внутреннее успокоение: можно было выдохнуть, потому что все закончилось благополучно. Я понимала, что прошла большой путь (в фехтовании я уже четырнадцать лет) и испытывала гордость, что смогла покорить олимпийский «пик». А еще было очень приятно, что мой муж рядом и отец в зале.

Что сказал папа, как поздравил дочь-чемпионку?

Папа был в восторге, сказал, что я гений – даже не знаю, почему… Он поднял меня на руки – не ожидала такого поворота. Кажется, отец и нервничал, и радовался больше, чем я сама.

В какой мере достижения отца определили ваше будущее? Вы чувствуете, что идете своим путем, или есть ощущение, что его для вас выбрали?

Когда я начинала фехтовать, хотела быть «как папа», все делать так же. После переезда из Новосибирска в Москву начался сложный для меня этап, я меняла тренера, многое не получалось и я расстраивалась… Помню, мама (а она у меня очень мудрая женщина) сказала: «Соня, у тебя своя дорога». И в тот момент пришло четкое понимание, что я другой человек и мне не надо быть «как папа», не надо ему соответствовать, у меня – свой путь.

И все-таки мощный семейный бэкграунд стал для вас подспорьем или, скорее, испытанием, вынуждающим отстаивать свою самодостаточность?

В юности мне часто приходилось слышать мнения в духе «Это дочка Позднякова… все куплено». Даже на Олимпиаде периодически звучали стереотипные суждения обо мне как о «дочке президента ОКР». Теперь, когда я показала свой уровень, от такого предубеждения, по-моему, не должно остаться и следа.

Вы переняли у отца какие-то фишки в фехтовании, быть может, психологические «лайфхаки» по самонастрою перед соревнованиями?

Что касается самонастроя – мы с папой не общались на эту тему, но теперь обязательно спрошу его об этом. Сказать по правде, я не знаю в деталях, как он тренировался. Знаю, что он очень хорошо атаковал, и мне эта «опция» передалась по наследству.

Ваш супруг – тоже фехтовальщик: помогает ли это «родство по спорту» в семейной жизни?

В нашей семье царит поддержка и взаимовыручка, поскольку мы как никто понимаем образ жизни друг друга. Когда в семье один человек спортсмен, а другой от этой области далек, им тяжело ужиться. Поэтому здорово, что мы «в одной лодке».

Муж не очень любил со мной фехтовать, потому что порой я бью хлестко и больно

В каких-то моментах Костя дает мне советы: он видит, как я тренируюсь, может подойти поправить – точно так же и я. Дело в том, что мы занимаемся в одном зале, правда, он разделен на женскую и мужскую части, но основное время тренировки у нас совместное.

Приходилось ли устраивать «товарищеские турниры» с папой или мужем?

С папой нет, а вот с мужем неоднократно. Когда я переехала в Москву в 2015 году, мы занимались у одного тренера: девочек в группе было мало – приходилось фехтовать с мальчиками, в том числе с моим будущим мужем. Константин — очень высокий, за счет роста ему удавалось наносить мне больше ударов, чем я ему. Кончено, мне не нравилось проигрывать. Впрочем, и сам Константин не очень любил со мной фехтовать, потому что порой я бью хлестко и больно. Однажды мы приняли решение, что фехтовать друг с другом будем только в случае крайней необходимости. Например, когда нужно отработать какую-то боевую ситуацию, мы можем выполнить упражнение в паре.

Ваше решение поставить карьеру на паузу после Олимпиады остается в силе?

Да, хочу сейчас перезагрузиться, открыть для себя жизнь с разных сторон – не только с точки зрения спорта, тренировочного режима. Ну и планы пополнить семью тоже есть, считаю, что сейчас самое время.

Видите будущих детей в спорте или станете отговаривать их от этого трудного пути?

По поводу «детей в спорте»: однажды ехали с мужем в машине и минут пятнадцать оживленно обсуждали, в какой спорт отдали бы ребенка. А потом у Кости возник резонный вопрос: «А почему мы вообще решили, что ребенок станет именно спортсменом, а не художником, например, или врачом?». Конечно, мне бы хотелось, чтобы у наших детей прежде всего была возможность сделать самостоятельный выбор. Посмотрим, не хочу загадывать. Как говорится, все работы хороши и все виды спорта тоже. Но в душе надеюсь, что дети продолжат нашу спортивную династию – может, даже в фехтовании.

Текст: Екатерина Филиппова
Фото: Екатерина Локтева

Материал из номера:
«Собака.ru» сентябрь 2021

Комментарии (0)

Купить журнал: