«Принцессы в метро не ездят»: как тиара (даже стразовая) делит людей на избранных и подчиненных

Историк моды и наш колумнист Мэган Виртанен рассказывает, как тиара стала маркером социального статуса, чем она отличается от диадемы, и почему ей не место в повседневной жизни. 

«Это украшение и правда надевают на голову! Я обожаю находить новые способы носить бриллианты!», — так восклицает не слишком образованная героиня Мэрилин Монро в экранизации романа Аниты Лус «Джентльмены предпочитают блондинок». Желание обладать бриллиантовой тиарой чуть не доводит героиню до беды, но ее чувства понятны многим. Девочки в детском саду мечтают о диадемах диснеевских принцесс, а девочки, уже вышедшие из детсадовского возраста, восторгаются тиарами коронованных особ. Существует даже международный День Тиары, 24 мая.

Разнообразные налобные повязки, диадемы и короны начиная с времен Древнего Египта означали избранность, превосходство и высокий статус. Короновались и византийские императоры, и европейские короли, а термином «тиара» именовалась корона Папы Римского. В 18 веке возникла новая форма с незамкнутым основанием тоже названная тиарой. (Кстати, именно в этом и заключается разница с диадемой: у той основание замкнутое, хотя оба термина считаются взаимозаменяемыми). Увлечение античностью в период ампира породило множество тиар и диадем «в греческом стиле».


Тиара не столько показывает реальный статус, сколько выражает уровень надежд и притязаний в жизни

Тиара стала идеальным «коронозаменителем» для монархов и аристократии 19 века. В условиях новой этики буржуазного индустриального мира необходимость демонстрировать высокий социальный статус никуда не делась, но потребовались другие формы. Показательно, что корона, в которой изображена королева Елизавета II на большинстве почтовых марок и денежных купюр, хотя и была создана для коронации Георга IV, называется «диадемой».

Аристократический взгляд на мир предполагал, что обладание предметами роскоши — право людей знатного происхождения. Новый взгляд 19 века говорил о том, что владение любым товаром — это одно из демократических прав, а обладание какой-то вещью и ее демонстрация сами по себе создают новый, более высокий статус. Предметы роскоши стали одним из способов утверждения своего положения в обществе. Для людей с невысоким доходом обладание дорогими вещами стало, в свою очередь, не столько способом показать реальный статус, сколько символически выразить уровень надежд и притязаний в жизни.

  • Владимир Путин на обложке последнего номера TIME 

Архаическая символика продолжает жить в коллективном бессознательном. Носящий корону занимает с этой точки зрения высшее место в иерархии. Именно поэтому тиара дольше всего удерживала свои позиции как украшение, которое носит элита, и которому не место в повседневной жизни. Даже в 20 веке, когда большая часть прежних статус-символов в одежде стала доступна широким массам, тиару присвоила только «новая аристократия» — кинозвезды, победительницы конкурсов красоты и невесты, желающие почувствовать себя принцессами на один день. Другой взгляд появился в 1990-е годы, когда тиары надели представительницы субкультуры гранжа, действуя в духе так называемой «карнавальной культуры», выворачивающей наизнанку общепринятые нормы.

  • Кортни Лав в 90-х 

  • Певица Рианна в промо к своему восьмому студийному альбому «Anti»

  • Пэрис Хилтон в 2000-х 

  • Показ коллекции Dolcе & Gabbana, осень-зима 2013/14

  • Награждение победительницы конкурса «Мисс Вселенная-2017»

Стразовую диадему может купить каждая, но такая покупка считается непрактичной, а в большинстве случаев понятие «непрактичность» в отношении чего бы то ни было прячет намек на несоответствие покупки статусу человека. Периодически тиары входят в моду, как это было пару лет назад, но надолго этот тренд обычно не задерживается, именно в силу установки «принцессы (то есть, носящие тиары) в метро не ездят». Впрочем, если отказаться от штампов сознания, то почему бы не разрешить себе наконец надеть ту самую тиару диснеевской принцессы. Никогда не поздно иметь счастливое детство.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также

Новости партнеров