Мария Элькина о чуде в Петербурге — открытии ЗСД

Наш колумнист Мария Элькина наперекор тренду встала на защиту ЗСД, открывшегося в Петербурге неделю назад. Магистраль справляется со своей задачей транзитных перевозок, и винить ее в ежедневных пробках в центре или в хаотичной застройке города — по меньшей мере глупо.

Открытие Западного скоростного диаметра должно было стать для Петербурга большим событием. Однако в первые пару дней вместо бури восторгов мы увидели нечто совершенно другое: пробки, и как их результат – недовольство, доходящее по традиции в адрес ни больше ни меньше президента Российской Федерации. «Спасибо Путину за это» — такие саркастические комментарии оставляли водители, которым пришлось потратить сорок минут на то, чтобы съехать с ЗСД на Богатырский проспект. Они также требовали поднять плату за проезд и проклинали строителей дороги. Самое большое разочарование испытали те, кто отправился на ЗСД на экскурсию, ваша покорная слуга – в их числе. Рассчитываешь на двадцать минут наслаждения от быстрой езды по широкой дороге, а вместо этого проводишь час в заторах и уже не можешь и не хочешь воспринимать никаких урбанистических красот.

Однако неправы те, кто сделал поспешный вывод, будто сам по себе ЗСД не справился со своей задачей, или, тем более, что он и есть источник пробок. В Петербургской географии произошло очень важное, и само по себе, несомненно, благотворное изменение. В удачный момент от трассы Скандинавия до аэропорта Пулково можно теперь доехать за сорок пять минут. Семь минут от улицы Кораблестроителей до Обводного, и примерно столько же – от Богатырского до Васильевского. Это ли не чудо?

И выглядит диаметр подобающе своей футуристической роли, особенно центральная его часть, которую только что открыли. Это мощное, захватывающее, продуманное сооружение. Будущее, обыденно вошедшее в нашу жизнь. Изгибы, мосты, двухъярусный участок над портом – по ЗСД можно ездить только ради наслаждения одним его видом.

Впрочем, и других наблюдений, прокатившись от Богатырского до Обводного, можно сделать достаточно. Перед нами впервые, кажется, в истории города, открылась возможность увидеть его с такого среза, сразу всю дельту Невы, наконец-то научиться воспринимать город как приморский, понять логику в расположении островов. Одним разом видишь подъемные краны и контейнеры в порту, строящуюся башню Газпрома, стадион, свежий намыв и бесконечные ряды жилых высоток на Васильевском и Приморском районе. И какими бы романтичными не казались эти виды с высоты Вантового моста, особенно в зимние сумерки, они-то есть истинная причина того раздражения, с которым горожане никак не могли справится несколько дней. То, как Петербург строится последние как минимум лет семьдесят, и чем дальше, тем хуже, и есть настоящая проблема, а открытие диаметра всего лишь её с максимальной ясностью обозначило.

Дороги вроде ЗСД существуют для того, чтобы можно было с морского вокзала, например, быстро доехать до аэропорта, или из центра города быстро попасть загород. Словом, для транзитных, сравнительно редких передвижений. И ни в коем случае они не должны решать проблему дорожных заторов, возникающую в результате ежедневных поездок жителей новых районов на работу в центр.


Съезжая с ЗСД на Планерную, оказываешься не просто в спальном районе, оказываешься в земной проекции ада.

Съезжая с ЗСД на Планерную, оказываешься не просто в спальном районе, оказываешься в земной проекции ада – с широченными дорогами, группками гипермаркетов посреди грязных пустырей, домами, не образующими собой совершенно уже никакой системы. Передвижение на личном автомобиле здесь не прихоть и не роскошь, а чуть ли не вопрос выживания. И пока дело обстоит так, пробки, несомненно, будут – на проспектах, на кольцевой, на ЗСД, да вообще везде, где только будет для них малейшая возможность.

Жители Петербурга будут по-прежнему чувствовать усталость и раздражение. Никакое невероятное чудо инженерии не может вывезти нас из этой, если вдуматься, очень странной, пугающей реальности. Единственный выход – в буквальном и переносном смысле перестроиться и подумать, действительно ли это то место, где мы хотим жить. Так ли представляют себе авторы генерального плана наши будни? Или они хотели как лучше, а то, что выходит, выходит случайно?

Если Путин и виноват в чем-то, в данном случае, то в первую очередь в нашем же наивном желании купить в кредит двушку в балконом в новеньком комплексе поближе к широкой дороге. А вы обязательно отправляйтесь на ЗСД ночью или ранним утром. Вы увидите настоящее произведение искусства – посильнее скульптур Луис Буржуа или Аниша Капура.

andrey,
Комментарии

Наши проекты