Превью 2014. Выставки

Европейская биеннале «Манифеста», главный современный немецкий скульптор, очередная порция Дали и новый политический проект Хаима Сокола — мы выбрали самые примечательные художественные события наступившего года.

«После комикса» 

Графика из отчасти маргинального для отечественной сцены жанра в последнее время превращается в чуть ли не самый актуальный. Среди участников групповой выставки, которым близки приемы комикса или соответствующий нарративный принцип: Георгий Литичевский, Георгий Острецов, Ольга Кройтер, Константин Звездочетов, Александр Петрелли, Василий Флоренский, Николай Копейкин, Стас Багс, Иван Сотников и другие.

Музей «Эрарта», 14 февраля - 17 марта

 

 

Чарльз Марч «Интерпретация природы»

Отпрыск аристократического рода, лорд Чарльз Гордон Леннокс Марч, профессионально занимается фотографией начиная с 70-х, когда он ассистировал Стэнли Кубрику на съемках «Барри Линдона», а еще делал репортажи и рекламные кампании. Но в художественное поле деятельность Марча попала после повсеместного распространения «цифры»: он стал снимать размытые формалистические пейзажи, обращаясь к внефотографическим источникам вдохновения: от китайской живописи тушью до этюдов Тернера.

Русский музей, Мраморный дворец, 22 января - 17 февраля

 

 

Юрий Александров «Ленинградская школа» 

Выставочный проект галереи Anna Nova на площадке Нового музея. Основатель мифической «Ленинградской школы» Александров, которого, что довольно спорно, иногда называют «единственным петербургским концептуалистом», известен в качестве остряка и мистификатора: опыт иллюстрирования журнала «Костер» и оформления букварей языков народов Крайнего Севера пригодился ему в создании пародийно-эротических чукотских рисунков и прочих смешных соц-артовских вещей. На ретроспективной выставке будут и совершенно новые работы: например, «Истинная картина убийства Кирова». 

Новый музей, 6 марта - 8 мая

 

 

Проект «Невидимые города»

Документальная выставочная история о жизни в российских моногородах — образованиях, выросших вокруг крупных предприятий в разные периоды советской истории страны, в основном в эпоху индустриализации. Экспозиция будет состоять из документальных текстов, видео и фотографий и представлять из себя «авторское понимание пространства индустриальной провинции, о которой, как правило, становится широко известно из средств массовой информации лишь после социальных и иных потрясений, в то время как повседневная жизнь людей остается «невидимой». www.monogoroda.com

 Rizzordi Art Foundation, февраль

 

 

Марийке ван Вармердам

Голландская художница, известная в основном благодаря своим коротким закольцованным видео, но создающая также фотопринты на зеркальных пластинах, динамические скульптуры и т.д. Для поэтики ван Вармердам характерна обманчиво наивная игра с обыденными предметами и тривиальными представлениями, манипуляция временем и взглядом — одним словом, это поэтическое искусство с двойным, тройным и в итоге бесконечным философским дном.

Главный штаб, 15 марта - 11 мая

 

 

Маркус Люперц

Ретроспектива важной фигуры современного немецкого искусства, живописца и скульптора, чьи произведения и публичные речи вызывают у публики сильные чувства в диапазоне от восторга до ненависти. 72-летний Люперц — идеальный герой как для амбициозных искусствоведов, так и для обозревателей глянцевой прессы с претензией: эксцентричный возмутитель спокойствия, 20 лет занимавший пост ректора Дюссельдорфской художественной академии; неоэкспрессионист и бывший участник «Новых диких» согласно биографии и неизлечимый постмодернист согласно характеру; помешанный на авторской обуви франт и художник, одержимый смертью искусства, а также чудовищным, но и грандиозным историческим прошлым Германии.

Главный штаб, 25 марта - 25 мая

 

 

Хаим Сокол «Об истории» 

В фокусе интереса российско-израильского художника левой политориентации проблемы современной идентичности, исторической и культурной памяти, а также трудовой миграции: скажем, в выставлявшейся пару лет назад серии постановочных видео рабочие из Кигргизии распевали революционные гимны и клялись в верности супрематизму. Новый проект Сокола для Anna Nova посвящен знаменитому эссе освободительного философа Вальтера Беньямина: это будет графика на утрированно-красном фоне и объекты из железа с цитатами из Беньямина и портретами людей, о которых он пишет: трибуны революции перемешаны с безымянными агентами истории.

Anna Nova Gallery, апрель

 

 

Сальвадор Дали и каталонские сюрреалисты

Еще один музейный блокбастер, первоначально запланированный на конец прошлого года. Как многие помнят по недавнему московскому опыту, в России на Дали в любой экспозиционной обертке стоят километровые очереди. В обрамлении работ современников, соотечественников и соратников по каталонскому сюрреализму, на выставке картин из собраний театра-музея Дали в Фигерасе, Фонда Жоана Миро и Национального музея каталонского искусства, возможно, станет очевидно: Дали не только арт-звезда и мастер эффектных парадоксов, но прежде всего умный и болезненно реагировавший на действительность художник.

Главный Штаб, 22 марта - 6 июня

 

 

Биеннале современного искусства Manifesta-10

Важнейшее из культурных событий в стране, которые ждут нас в новом году. В основном  проекте биеннале, который курирует Каспер Кениг, пока обещаны работы более 20 художников. Пока известны имена австрийки Марии Лассниг, недавно получившей почетного «Золотого льва» Венецианской биеннале; живущей в Нью-Йорке француженки, создательницы провокативной пост-сюрреалистической живописи и графики Николь Айзенман; дорогостоящей голландской художницы Марлен Дюма, которая представляла Нидерланды в 1995 году на Венецианской биеннале, а в начале 2000-х вместе с Антоном Корбайном делала проект о девушках из стрип-клубов. Из русских художников будут покойные Тимур Новиков с полутора сотнями тканевых работ и Владислав Мамышев-Монро с классической серией фотографий, на которых художник запечатлен в образе голливудской дивы. Из здравствующих авторов будут участвовать остепенившаяся перформансистка Елена Ковылина (причем, судя по всему, с повторением одного из расчетливо экстремальных перформансов конца 90-х) и востребованная преимущественно в Европе левацкая петербургская арт-группировка «Что делать?». Также Кениг станет первым куратором, которому будет позволено привезти в эрмитажные залы работы Йозефа Бойса, успешно мифологизировавшего свою биографию «шамана»: покажут в том числе и работы выставки «Экономические ценности» (ассамбляж из продуктовых пакетов, товарных этикеток, бытовых мелочей, привезенных художником из ГДР до падения Берлинской стены), которые будут в экспозиции взаимодействовать с классическим и модернистским искусством из коллекции главного петербургского музея.

Главный штаб, 29 июня - 31 октября


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме