Легкие, но в то же время урбанистические, постмиллениальные и – рискнем сказать – злободневные, – все эти прилагательные точно описывают картины, которые пишет художница Ксения Кабачек. В начале года она стала участницей опен-колла от Собака.ru: поговорили с новой восходящей звездой самарского – и не только! – арт-комьюнити об отсылках к поколению зумеров, кризисе в отношениях с живописью, продаже собственных работ и возможности (или нет?) творить на заказ.
«Склонна думать, что художник – это Демиург и создатель»
Насколько я знаю, с 2015 до 2021 годы ты училась в академии в Москве. Столица – как многим может показаться на первый взгляд – более перспективна для начинающих художников. Почему решила вернуться в Самару?
Да, действительно после окончания Самарского художественного училища я поехала в Москву и поступила в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Если честно, в моем окружении уже и не осталось людей, которые бы не задали мне вопрос, почему я не осталась в столице – окончательно и бесповоротно. Отвечаю всегда примерно одинаково: во мне победили любовь к Волге и неспешный темп самарской жизни. И я вернулась домой.
Прочитала в твоем блоге, что у тебя был четырехлетний перерыв в отношениях с живописью. Что это был за период?
Обучение в творческих вузах и в других учебных заведениях можно сравнить с бегом на длинную дистанцию – ты работаешь 24/7, в нон-стоп режиме. После одиннадцатилетнего «марафона» мне захотелось наконец-то остановиться и выдохнуть. Тогда начался сложный и затяжной период творческого молчания и анабиоза: тяги к живописи у меня не было совсем.
Только прошлой весной появилось какое-то – неотслеживаемое мною – желание снова взять в руки кисти и начать работу. За год я создала несколько десятков холстов, часть из которых у меня уже получилось продать.
А работа на заказ, как тебе кажется, не убивает «творческое» в художнике?
Склонна думать, что художник – это Демиург и создатель. И я уверена, если что-то и приобретать в коллекцию, то пусть это будет именно та вещь, которая была создана автором в творческом потоке. Такое искусство будет честным. И я поддерживаю эту искренность.
В описании к своим работам ты писала: «В работах сочетаю персональные поколенческие истории и архетипические черты поколений»…
В своей художественной практике я зачастую обращаюсь к теме поколения зумеров или постмиллениалов. Оно, как и любое другое поколение, имеет свои собственные страхи, желания и мечты. Для них характерны погружение в мир виртуальной реальности, неопределенность будущего из-за быстрого технологического развития, чувство одиночества и отсутствие живого общения, но в то же время – эмпатичность к миру. И все наблюдения за представителями этого поколения я визуализирую на своих холстах.
Расскажи, как чаще всего происходит создание работы: сначала появляется визуальный образ или вопрос, на который ты пытаешься найти ответ?
Наверное, ни то, ни другое. На создание моих работ меня вдохновляют мои ученики: уже четвертый год я работаю со студентами-художниками. Именно они мотивируют меня на работу. И, кажется, именно поэтому основные герои, которых я изображаю на холстах, это именно подростки.
Но на них мое творчество не заканчивается – я наблюдаю еще и за местом, в котором я живу, подмечая самые незаметные – но только на первый взгляд! – детали. Так появилась серия работ, которая называется «Панельная цивилизация».
На какие вопросы ты стараешься найти ответы в творчестве?
У меня есть серия работ, которая называется «Идентификация» – я создавала ее в рамках самотерапии. Она и про кризис идентичности, и про сохранение личных границ, и про эгоизм. Можно сказать, что это визуализация вопросов, которые мы часто задаем сами себе: «Кто я?» и «Зачем я пришел в этот мир?»
Как тебе кажется, по каким характерным для твоего творчества чертам человек может смело сказать, что это именно твоя работа?
Я сочетаю в работах реалистичное изображение с плоскими простыми формами, зачастую работаю с белым или черным фонами. Но так как я еще продолжаю поиск своего художественного языка, думаю, что не буду останавливаться только на этом – буду продолжать эксперименты.
«Мне хочется лично познакомиться со своими зрителями и увидеть результат своего труда со стороны»
Часто ли ты участвуешь в выставках?
Я переехала в Самару только прошлым летом, но за это время успела поучаствовать в девяти групповых выставках и «ВолгаФесте». Мне очень понравилась идея организации паблик-тока от Собака.ru в «ЗИМ Галерее» и его итог – выставка «Написанному – верить!». И да – это тот самый классный пример взаимодействия галерей и художников.
Задумывалась ли ты когда-то о персональной выставке?
Конечно, и это моя мечта. Мне хочется лично познакомиться со своими зрителями и увидеть результат своего труда со стороны, но для этого мне очень нужен куратор.
Как тебе кажется, насколько продуктивны выставки-продажи самарских художников в Самаре?
В нашем городе действительно покупают искусство, но не так активно, как в той же Москве. Тем не менее, сейчас мои работы можно увидеть и приобрести в прекрасном современном пространстве SPACE13 Gallery. Я стала участником выставочного проекта «Музей ложных воспоминаний», где были проданы несколько моих полотен.
Продолжи фразу: «Работа, за которую мне стыдно…»
У меня таких работ – в широком и не очень смысле этого слова – просто нет – все идет своим чередом. Например, я в настоящем, конечно же, буду отличаться от той меня, которая училась на первом курсе художественного училища. Самое главное – для меня важны люди, с которыми я сблизилась, важны мои ученики, которые сейчас разлетелись по всему миру – от Франции до Китая и Кореи. Так что для меня действительно ценен любой опыт, который мне удалось приобрести в моей работе.
Текст: Ксения Возгорькова
Фото: Архивы пресс-служб
Комментарии (0)