У художницы и участницы проекта «В единственном экземпляре» от музея «Гараж» прошла выставка «Чтобы нарисовать гору, возьми камень» в московской галерее «Триумф».
Твои первые выставки прошли, как и у многих локальных деятелей искусства, в «Типографии»?
«Веселись или умри» в 2015 году и «Вести из ниоткуда» годом позже прошли именно там. Но тут дело в том, что они тогда и не могли пройти в каком-то другом месте, в городе из выставочного пространства больше ничего не существовало. Я, кстати, некоторое время преподавала в «Типографии», но это предсказуемо отнимало слишком много времени и мне не хватало его на искусство.
А что было до первых выставок?
В детстве мы с родителями часто переезжали, они у меня военные. Родилась я в Польше, жили мы в Баку и Украине, потом окончательно обосновались в Краснодаре. Этот период, на мой взгляд, прошел достаточно стандартно для ребенка в южном крае, мы постоянно ездили с бабушкой и дедушкой на дачу. Кстати, наверное, это и стало отправной точкой для меня как для формирующейся творческой личности.
Бабушка и дедушка были творческими людьми?
Нет, они оба были инженерами. Прадедушка был художником-любителем, от него остался только его блокнот с зарисовками моря и кораблей, который меня и вдохновил на рисование. Я до двадцати пяти лет не занималась современным искусством и практически ничего о нем не знала, рисовала только графические пейзажи и людей. Вернемся к бабушке и дедушке — при практически полном отсутствии общения с другими детьми приходилось придумывать среду для взаимодействия самостоятельно. Я сейчас часто ссылаюсь в воспоминаниях на эти детские развлечения, мне кажется, это задало направление моим работам с видоизмененными людьми и другими мирами. Например, серия графики «Архитектура пресмыкающихся» частично была выстроена мной еще в детстве на даче, я тогда активно увлекалась ящерицами и очень хотела переманить их всех на наш участок, для этого наблюдала за ними и строила им дома. То есть такой детский проект юного натуралиста был переосмыслен мною во взрослом возрасте и обращен уже к более серьезным темам переселения, политики и манипуляции обществом. Или, например, мне очень нравятся вороны, у меня даже когда-то жила одна. А у нашей семьи было несколько участков земли, но из-за непростого финансового положения они пустовали и их приходилось использовать как огороды: на одном выращивали клубнику, на другом — арбузы и дыни, а моя задача была придумывать дизайны пугалам и ветряным мельницам. Тут и началась, пожалуй, моя первая работа с тканью и старой подольской машинкой дедушки, пугала получались очень эффектные. Спасибо журналу Burda. (Смеется.) Постепенно мне начали доверять прострачивать постельное белье, а позже меня уже было не остановить и я порезала весь гардероб родственников. Тогда у меня забрали машинку и отдали в художественную школу. А еще в детстве у меня была своя столярная мини-мастерская в гараже, где я помогала дедушке делать мебель и параллельно придумывала для нее эскизы, делая уменьшенные варианты шкафов-купе и кресел-качалок для кукол.
В работах для выставки «Чтобы нарисовать гору, возьми камень» ты размышляла над идеями нового человека и мыслями о путях развития современного общества в будущем, можешь описать, к чему ты пришла и как реализовала идеи технически/визуально?
Я выставлялась на Таганке с «Впусти меня. Я здесь», в рамках параллельной программы шестой Московской международной биеннале молодого искусства. Там куратор Марина Бобылева и предложила мне сделать персональную выставку в галерее «Триумф». Она стала логическим продолжением всех моих предыдущих историй, только она не рассказывает напрямую о каком-то вымышленном мире или утопии, она больше отражает суть мироздания. С одной стороны, в виде бесконечных каруселей и парка аттракционов, где люди превратились в непонятных существ, погрязших в безудержном веселье, а с другой, в образе Атлантиды с автобусными остановками в вечном ожидании. Само название выставки отсылает к наставлениям Ченнино Ченнини, который предлагал рисовать горы, заменив их образом камня в нужных пропорциях. Сам принцип подмены и замены одного на другое тоже очень близок теме моих работ, на некоторых полотнах карусели перестают быть каруселями и превращаются в странные механизмы, назначение которых известно лишь самим героям. На выставке представлена графика, инсталляция с небольшим фильмом, смонтированным из старых диафильмов и ткани, с которыми я активно работаю последние полгода. Выход в работу с текстилем стал для меня почти открытием, ведь это сразу удовлетворило все мои несбывшиеся амбиции в сфере работы модельера (Смеется.), только теперь можно резать свою одежду и покупать столько материала, сколько захочу.
А еще важно знать, что Людмила Баронина стала одной из трех художников, которым музей современного искусства «Гараж» предложил написать уникальную «книгу художника», она будет представлена в библиотеке музея в единственном экземпляре. В этом году художница планирует провести первую выставку своих работ за пределами России, в городе Базель (Швейцария) во время престижной международной выставки «Арт-Базель».
Комментарии (0)