Александр Кан

Главный журналист, который писал о советской музыкальной контркультуре для Запада, сегодня живет в Лондоне, является обозревателем Русской службы Би-би-си и авторитетным джазовым промоутером. В апреле в России вышла его первая книга, документальный роман-воспоминание «Пока не начался jazz», – об истории становления советского авангарда в 1970-х.

Моя книга – это история развития авангарда в искусстве в СССР. Несмотря на все запреты, авангард был и в живописи, и в театре, кино, литературе, музыке. Это движение оформилось во второй половине 1970-х. Поначалу все сводилось к разрозненным музыкальным явлениям в творчестве тех или иных групп, но года с 1977-го можно было говорить о зарождении нового стиля современной музыки. Ее главными представителями стали пианист Вячеслав Ганелин, тромбонист Вячеслав Гайворонский, контрабасист Владимир Волков, саксофонист Сергей Летов (брат Егора Летова из панк-рок-группы «Гражданская оборона»), пианист Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, который в то время тоже играл авангард.

Журналистом я стал случайно, благодаря тому, что был вхож в круг авангардных музыкантов. Когда я приехал с Украины в Ленинград, то не знал здесь никого. Но меня жутко интересовал джаз, и я  отправился на фестиваль «Вечера джазовой музыки», который впоследствии переименовали в «Осенние ритмы». Затем стал посещать концерты в ленинградском джаз-клубе «Квадрат». Постепенно появлялись знакомые джазмены, и меня стали воспринимать как своего.

Я с детства хорошо знал английский. За железный занавес все равно попадали какие-то западные музыкальные журналы. Я решил, что неплохо было бы тем, кто увлечен авангардом за границей, рассказать, что в СССР тоже есть подобная музыка. Так я начал писать о русской музыке для зарубежных изданий. Только потом, в конце 1980-х, меня стали просить писать об этом и в советские газеты.

В своей книге я много рассказываю о том, какие гигантские усилия приходилось прикладывать, чтобы доставать запретную информацию о джазовой музыке. Результаты, кстати, оказались совершенно поразительными.

Когда в СССР приезжали западные джазовые критики и музыканты, мы разговаривали абсолютно на равных. Люди не могли поверить своим ушам.

Александр Кан.
«Пока не начался jazz».
«Амфора»


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме