Ольга Бузина: «Образ классического Петербурга, с одной стороны, нас формирует, с другой – делает своими заложниками»

В Петербурге стартует просветительский проект Lakhta View, который призван показать инновационный взгляд на развитие городской среды будущего через синтез культуры, искусства, науки, архитектуры и технологий. Мы расспросили у его программного директора Ольги Бузиной о новой урбанистике Петербурга.

Какие особенности восприятия городской среды свойственны петербуржцам?

Последние исследования наших коллег из института «Стрелка» говорят о том, что петербуржцы хотят жить в современной среде, где можно получать разные знания и впечатления, проводить время с пользой и интересом. При этом традиционный консерватизм горожан, как мне кажется, обусловлен тем, что образ классического Петербурга, с одной стороны, нас формирует, а с другой – делает его заложниками. Кроме того, мы очень настороженно относимся к новой архитектуре, которой у нас не так много. При этом вовсе не обязательно, что это какая-то угроза.


Название Lakhta View напрямую ассоциируется с одним из самых обсуждаемых проектов. Как меняется отношение горожан к «Лахта Центру»?

Значения слов Lakhta и View связаны друг с другом. Именно в «Лахта Центре», самой высокой точке Европы, понятие View приобретает разные смыслы: это и панорама, и обзор, и широта взгляда. Как нам кажется, восприятие к новому будет меняться в том числе и за счет наших проектов, которые запустятся раньше открытия комплекса. Например, мы уже выступили партнерами выставки «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов», которая проходила в Эрмитаже, и организовывали панельную сессию «Город живых: культура как история будущего» с участием Андрея Бартенева, Сергея Шнурова, Александра Невзорова, Семена Александровского и Дениса Котова. «Лахта Центр» становится частью городского пространства – об этом и о мировом опыте в целом мы начинаем разговаривать с петербуржцами. В рамках Lakhta View мы приглашаем к диалогу тех, кто может поделиться такими примерами в градостроительстве.

Почему здание вызвало такой ажиотаж? И как обстоят дела с подобными смелыми проектами в других городах?

С одной стороны, чем выше становился «Лахта Центр», тем больше возникало обсуждений вокруг него. С другой – чем ближе проект к его завершению, тем очевиднее, что это современная архитектура со своим характером. «Лахта Центр», вантовый мост, морской порт, стадион «Санкт-Петербург» формируют образ нового города. Раньше, к примеру, считали, что Дом Зингера навсегда испортит прекрасную линеарность Невского проспекта. В других странах такие проекты вызывают живой интерес, они становятся визитными карточками городов и привлекают туристов. Среди ярких примеров - Лувр в Абу-Даби, здание библиотеки в Тяньцзине и музей-элеватор в ЮАР.

Когда у вас возникла идея создать проект Lakhta View?

Мы захотели начать разговаривать с аудиторией до того, как двери комплекса откроются, и люди смогут сами составить впечатление о пространстве. Здесь речь не только о нас, но и о городе, о человеке, для которого создаются любые пространства. В рамках нового экскурсионного проекта «Лахта Trip» мы посмотрели на Петербург как на город новаторов, которые каждое десятилетие строили новые объекты, а также предложили жителям и туристам маршруты, отличные от традиционных проторенных дорог.

  • Метрополитен Стокгольма

  • Метрополитен Стокгольма

  • Метрополитен Стокгольма

Современная городская среда — какая она?

В ней все больше машин, движения и всего того, что внедряется в мир человека вне зависимости от него самого. Именно сейчас важно, чтобы мы научились справляться с этими факторами, создавая «умные» пространства. К примеру, транспортная система все больше получает художественное и технологическое переосмысление во всем мире. В метро Стокгольма, которое стало настоящим арт-пространством, человек может отдыхать, смотреть по сторонам и просто быть самим, а не находиться в постоянном шуме и стрессе. Городская среда становится ближе к нам, она старается учитывать те напряженные графики и новые маршруты, которые неизбежно возникают с интенсивностью жизни.

Почему в проекте объединяются такие понятия, как «искусство», «архитектура», «дизайн», «технологии», «человек»? Когда мир стал синтетическим? 

Мир и мы сами, действительно, изменились. Наверное, это произошло, когда мы перешли от стационарного компьютера с ламповым монитором на ноутбуки, или стали полностью существовать в соцсетях, или вести все дела при помощи одного мобильного устройства. Синтетизм изобрели не мы. Еще Вагнер говорил о синтетической опере, о том произведении, которое объединит искусство в его сути. Но сегодня это явление другого порядка. Нам нужно быть быстрее, мобильнее, но при этом мы не должны забывать и о том, что именно сейчас формируется та самая теория поколений, которая говорит не только об «иксах» (x) и «игреках» (y) , но и о «зетах» (z). Нужно принять язык нового времени, осмыслить его и продолжать двигаться. Наш мир сегодня соткан не из отдельных частей, его целостность формируется многими сюжетами. Так и среда, которую мы формируем сегодня, создана из разных, но не случайных направлений. К примеру, любое сооружение – это не только архитектурная линия, но и технологическое, дизайнерское решение, и ландшафтный взгляд.

Нужно ли Петербургу становится таким же многополярным, как Лондон, Нью-Йорк или Токио?

Нью-Йорк или Токио потому и разные, что каждый имеет свою специфику, свои исторические корни. Петербург, он именно такой, какой есть. Следует подумать, как сделать существующую среду комфортной, интересной и безопасной для тех людей, которые в ней обитают. Мы можем перенимать позитивный опыт многополярных городов. Так, обсуждаемый парк «Зарядье» во многом вдохновлен проектом Хай-Лайн в Нью-Йорке. То, что в центре Москвы создали среду, не имеющую аналогов в России — это, безусловно, прецедент. Насколько он окажется важным и востребованным, покажет время.

  • Башня Dominion Tower (Zaha Hadid Architects), Москва

  • Технопарк (арх. Жан Пистр), Сколково

На первую дискуссию Lakhta View приглашены Кристос Пассас и Жан Пистр. Почему эти герои открывают проект?

Для нас было важно, чтобы экспертами стали именитые архитекторы. Представители двух бюро - Valode & Pistre и студия Захи Хадид (Zaha Hadid Architects) – авторы не только архитектурных произведений, но и других проектов - артистических эскизов, художественных и концептуальных работ. Из их проектов можно составить город. Кроме того, нам хотелось, чтобы они уже бывали и работали в России, чтобы в процессе диалога эксперты поделились опытом и были ближе к аудитории. Герои ответят на вопросы от слушателей самой дискуссии и ее онлайн-трансляции на русском и английском языках. Мы надеемся, это будет интересно и продуктивно.

Первая встреча в рамках проекта Lakhta View. Участники: Кристос Пассас и Жан Пистр

Онлайн-трансляция

Ольга Угарова,
Комментарии

Наши проекты