18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Событие декабря: столетие «Последней футуристической выставки»

Музей петербургского авангарда отметил столетие выставки, где впервые явился миру «Черный квадрат» Малевича и произошла революция в мировом искусстве. Мы тоже вспомнили, как начиналась легенда.

«Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» в доме Адамини, декабрь 1915 года

«Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» в доме Адамини, декабрь 1915 года

Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич

Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич

Выставка-бомба рванула в конце декабря 1915 года в доме Адамини на углу Мойки и Марсова поля, где тогда находилось художественное бюро Надежды Добычиной, фактически первой русской галеристки, опекавшей много кого, в том числе и заклятых врагов — мирискусников и футуристов.

Названием «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» двадцатилетний художник и брутальный модник Иван Пуни, выступивший, как сказали бы сейчас, в роли куратора, провозгласил конец футуристического периода в русской живописи (буйного, хаотического и нацеленного на разрушение обветшавших догм традиционного искусства). Загадочные цифры были несложным шифром: ноль означал отсутствие предметов и конкретных форм в новейшем течении — супрематизме (хотя сам термин в каталоге не фигурировал), а десятка обозначила количество участников, правда по мере подготовки выставки увеличившееся до четырнадцати.

Эпицентром скандала стал красный угол выставочного зала: на месте, где у православных всегда висят освященные иконы, Казимир Малевич поместил «Черный квадрат» (в каталоге выставки, однако, указанный как «Черный четырехугольник»). Из всех яростных отзывов современников наиболее красочный принадлежит идеологу эстетского объединения «Мир искусства» Александру Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе — не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». По словам же современного петербургского искусствоведа Екатерины Андреевой, среди прочего автора книги об иконе русского авангарда, «„Черный квадрат“ в декабре 1915-го появился не только у Малевича, а у всех, и у нас в том числе, навсегда и надолго: в мировой культуре появился символ времени перемен».

Вторая будущая суперзвезда среди экспонентов — Владимир Татлин, бывший матрос, с детства одержимый морем и кораблями. Пророк раннесоветского конструктивизма представил пару своих «контррельефов» — объемных композиций, в совершенно радикальном для того времени духе смешивающих художественные образы и «профанные» предметы. С главным героем выставки Малевичем у Татлина были почти враждебные отношения на почве как теоретических разногласий, так и очевидной взаимной человеческой антипатии. Согласно не подтвержденной документально байке, Татлин однажды выбил стул из-под мирно сидевшего на нем основоположника супрематизма, предложив тому посидеть на боготворимых им «цвете как таковом» и «геометрии».

Судьба остальных новоиспеченных супрематистов, разделивших триумф гениев, сложилась в последующие грозные годы сильно по-разному. «Амазонка авангарда» Любовь Попова, например, стала театральной художницей, оформляла спектакли Мейерхольда и в возрасте тридцати пяти лет умерла от скарлатины, Ксения Богуславская, жена Пуни и хозяйка безумного футуристического салона на Гатчинской, благополучно эмигрировала после революции и занялась дизайном одежды. Натан Альтман, на момент выставки уже автор самой знаменитой своей работы — кубистического портрета молодой Анны Ахматовой, впоследствии прославился не только картинами и скульптурами, но и иллюстрациями к русской классике, эскизами почтовых марок и пронзительной сценографией постановок Московского государственного еврейского театра.

Манифестом выставки, состоявшей из тридцати девяти работ, стал текст музыканта, живописца, теоретика Михаила Матюшина «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Век спустя круг символически замкнулся: в деревянном доме на улице Профессора Попова, где до середины 1920-х жили Матюшин с женой, поэтессой и художницей Еленой Гуро, а теперь располагается Музей авангарда, выставят отдельные доступные произведения, а также всевозможные артефакты той ураганной эпохи: письма, газетные статьи, открытки, фотографии с лицами молодых и полных энтузиазма творцов нового, последнего, как им казалось, искусства.

 

Выставка в Музее петербургского авангарда, с 24 декабря

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Январь 2016
Дата события:
10 января - 16 апреля 2016 года
Места:
Музей петербургского авангарда

Комментарии (0)