Ольга Остерберг (Кудрявцева)

Она поддерживает и продвигает молодых художников, представляет  их работы на всероссийских и международных выставках, а ее галерея современного искусства Д-137 недавно отметила десятилетний юбилей.

Как вы стали галеристом?

Живопись и современное искусство мне всегда были интересны. Первую картину своей коллекции я приобрела, когда еще была студенткой. Но в начале-середине 1980-х я не могла и подумать, что в дальнейшем стану галеристом. Я понятия не имела о том, что это такое. Мы с мужем просто покупали картины, дружили с художниками, нам нравилось искусство. Затем в начале 1990-х у нас появилась возможность обосноваться на дебаркадере под номером Д-137. К тому времени у нас образовался круг обеспеченных знакомых, не имеющих представления о современном искусстве. Для них мы устраивали первые, тогда еще закрытые, приемы и выставки наших современных художников, которых знали и ценили. Так постепенно формировались предпосылки для будущей галереи, которая начала функционировать в 1996 году.

А по профессии вы программист?

Первое высшее образование – инженер-программист, второе – психолог. Оно, кстати, и явилось толчком к созданию галереи – мне было интересно, с одной стороны, работать с людьми искусства, с другой – постараться ввести в этот мир людей, не имеющих о нем представления. Задачи заработать не было. Мы выступали скорее как меценаты и коллекционеры. Галерея – удовольствие дорогое.

На старте – кто помог вам разобраться в тонкостях дела?

Основатель «Новой Академии» Тимур Петрович Новиков был тем человеком, который давал мудрые советы о том, как вести себя в арт-среде, как общаться с журналистами. Московские авторитетные галеристы Елена Селина и Айдан Салахова своим примером показывали, как действовать в противоречивых обстоятельствах. Наш петербургский художник Сергей Сергеев дал много контактов с людьми, с которыми я начала активно сотрудничать. На галериста ведь нигде не учили, все приходилось узнавать в процессе работы.

Сейчас вы воспринимаете свое занятие как бизнес?

Изменилось время. Изменилась моя личная ситуация в жизни. Я не могу сказать, что это мой бизнес. Мы делаем очень много некоммерческих акций просто потому, что они нам интересны. Мы довольно специфические. Чтобы заниматься галерейным делом как бизнесом, необходимо себя во многом ограничивать, а мне этого не хочется.

Какие проекты можно считать некоммерческими?

Ну, например, выставка Ронни Вуда, художника и гитариста легендарной группы The Rolling Stones, или частной коллекции Артемия Троицкого. Ведь делать выставку коллекционера в своем пространстве – абсолютно некоммерческий проект, но это интересно. Такого до нас никто не делал.

В фильме «Глянец», где, в частности, Троицкий снимался, есть фраза «что не продается – то не искусство». Вы как к такой позиции относитесь?

Надо подумать. У Ван Гога при жизни, по-моему, всего одну карти- ну купили. Следовательно, он не представлял искусство? Теперь его работы стоят состояния. В общем, позиция эта мне не близка.

Ошибки в работе вы совершали?

Все неоднозначно. Я, безусловно, допускала и допускаю ошибки – например, проводила выставки, которые сейчас бы не делала. Я неправильно выстраивала личное общение с художниками, что привело к отрицательным результатам. Управление галереей – дело новое, состоящее из постоянного поиска истины.

Отношения между галеристом и художником должны или не должны перерастать в дружеские?

Я наблюдаю разные стили работы с художниками. Успех имеет место и в том и в другом случае. Есть галеристы, которые работают жестко, без выстраивания личных взаимоотношений. Есть те, кто сближается с художниками, но на деле это отрицательно не отражается. Моя галерея – второго типа. Без личного взаимопонимания я ни с кем работать не буду. Для меня выставки или продвижение автора – творческий процесс, а не жесткий бизнес. Мне нравится работать только в таком ключе. У меня много общих интересов с моими художниками – Георгием Гурьяновым, Сергеем Сергеевым, Мариной Федоровой и Александром Стрельцом. Я меломан, и мои друзья разделяют мои интересы. Мне кажется, что каждый большой художник должен тонко воспринимать музыку. Живопись и музыка – взаимосвязанные искусства.

Вы недавно стали бабушкой. Будете воспитывать внучку в атмосфере особой любви к искусству?

А она сама будет воспитываться в этой атмосфере. И у меня в доме, и в доме моей дочери много работ современных художников. Она будет видеть лучшие образцы современного творчества, иметь возможность общаться с их создателями. То же самое произошло с моей дочерью, которая с юности была знакома и с Владом Мамышевым-Монро, и с Георгием Гурьяновым, и с Тимуром Новиковым. Кстати, Влад Монро в день рождения моей внучки Нади посвятил ей стихи. Это здорово!

Что у вас в ближайших планах?

Как галерист я сейчас сконцентрируюсь на поиске молодых художников, также в планах проведение нескольких выставок в западных галереях.


Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 4 авг., 2014
    Комментарий удален

Читайте также

По теме