18+
  • Город
  • Город
  • News
Город

Ярослав Якубовский (отец Ростислав): «Такой религии Христос бы точно не хотел»

Один из самых узнаваемых церковных служителей, настоятель Свято-Успенского подворья Оптиной Пустыни, уходит из церкви, потому что нарушил обет безбрачия и больше не в силах терпеть идеологические разногласия с РПЦ. Взявший свое мирское имя, Ярослав Якубовский сейчас живет с супругой в Петербурге и называет знания, полученные в РПЦ — недостоверными.

Ярослав Якубовский

Расскажите о причинах своего ухода из церкви?

Причина моего ухода лежит и в личном плане, и в идеологической плоскости. В конце октября я женился, зарегистрировал светский брак. Моя жена верующая христианка, мы собираемся жить как положено христианам в так называемом “миру”. Венчаться церковным обрядом или нет – для меня на самом деле не является принципиальным вопросом. Многие, не имеющие призвания к монашеству, остаются жертвой обещаний,  данных в юнную пору неофитства Тому,  Кто говорил – между прочим – “не  клянись ни чем”, никогда и ни при каких обстоятельствах. Что из этого получается все мы знаем. Из Оптиной пустыни в последние годы ушли двое вторых лиц монастыря, как раз по причине женитьбы. Они поступили предельно честно. Однако, их уход не был связан  еще и с внутренними расхождениями с современным положением внутри Церкви, как это произошло у меня.

«Деятельность Христа, — это чистой воды акционизм»

Вы долго шли к такому непростому решению?

Во мне произошел мировоззренческий сдвиг. Наверное, так можно сказать. В последние годы я много изучал вопрос взаимодействия научных и религиозных знаний и пришел к выводу, что церковное учение стало сильно отставать от современных знаний. Вы не поверите, но большинство церковнослужителей считает, что Земле 7500 лет; что миф о Ноевом Ковчеге – реальная вещь, хотя то, что катастрофы, описанной в этом мифе, не было никогда можно доказать миллионами способов. Это научный факт. Подобной архаики много и в богословии, и в Предании, и в богослужении. А каких-либо шагов по направлению к тем, кто не может мыслить средневековыми категориями со стороны священноначалия, не происходит. Хотя для многих и многих Церковь является единственным прибежищем в их горестях и внутренних разладах – и прекрасно, что им это помогает обрести смысл и идти по жизни.

Если обратиться к прошлому: как и когда вы пришли в церковь?

Это случилось в конце 80-х, в перестройку. До этого я хотел поступать в художественный ВУЗ, писал картины, общался с «новыми художниками» (с братьями Овчинниковыми, Олегом Котельниковым, с которым общаемся до сих пор). В Церковь меня привел внутренний религиозный поиск. Тогда Церковь противостояла советскому атеизму, обращение к ней у многих имело диссидентский оттенок. Монахи напоминали хиппи, только еще и правильных. На Свято-Успенском подворье Оптиной Пустыни я оказался в 1992-м, а через четыре года стал настоятелем.

«Монахи 20 лет назад напоминали хиппи, только еще и правильных»

В сегодняшнем мире христианин может быть таковым, при этом не пребывая в церкви?

Церкви как сообществу верующих , мне кажется, сегодня больше подходит горизонтальная структура, сетевое устройство. Каждый христианин в состоянии поступать так, как и подобает христианину. Когда клир зависит от руководства материально, то никто не посмеет высказывать нечто отличное от того, как мыслит шеф, не подвергая себя неприятностям. А в независимой финансово структуре дела обстоят иначе: апостол Павел, вспомним, сам шил палатки и не был никому обязан. Стремиться служить друг другу, а не руководить – кажется, такая была рекомендация Христа своим ученикам? Затем, вот раньше священник был источником знаний для пары тысяч совершенно неграмотных прихожан в условиях, когда не было образования, свободной информации и так далее. Сегодня человек может получить любые знания, лишь правильно сформулировав запрос в строке браузера, так что уменьшилась необходимость в священнике как учителе. Часто прихожане бывают более образованны, чем священники. Ведь посредством Интернета и других источников вы можете соприкасаться с любой богословской и философской концепциями, изучать их, сравнивать.
У нас приходится слышать стоны по поводу того, что в Европе будто бы храмы и монастыри стоят пустыми, но это ни на чем не основанный испуг: там стало меньше обрядовости, но христиане никуда не делись и их значительно больше, чем у нас. Просто христианские ценности — доброта, гуманизм — впитались в повседневность, вошли в законодательство, стали частью жизни семьи, общения между людьми. То есть эти ценности, по большому счету, не нуждаются в абсолютном посредничестве культа и обряда. Евангелие — это в том числе и история о том, как один Человек провоцировал служителей культа, выявлял их недостатки и увлеченность обрядами с их же помощью: например, исцелил больного человека, лежавшего в страданиях десятки лет — сделал это в субботу, когда ничего нельзя было делать, вызвав тем самым ханжеский гнев иудейских старейшин. Как сказали бы сейчас, деятельность Христа — это чистой воды акционизм.

Какой недостаток выявился бы сегодня?

Беда нашей православной Церкви в отсутствии здоровой конкуренции, особенно внутриструктурной. Всё жестко регламентировано, замерло в развитии, потому что считается, что и богословие, и богослужение достигли апогея развития, абсолютного совершенства. Даже церковно-славянский язык объявлен священным. Слабые переводы на русский представлены как единственновозможные. Нет ни одного прихода с развивающейся богослужебной лексикой. Никто при этом не говорит об искоренении существующего языка богослужения. Но люди хотят понимать о чём говорят церковные тексты. Если бы у Церкви появились здоровые конкуренты, то ее положение оказалось бы еще более плачевным, именно всилу неспособности привлечь к себе молодежь. При этом часто внутри Церкви применяются совершенно сектантские приемы: во-первых, мистифицируют, затемняют сердцевину, суть учения (к вопросу о переводе на современный язык); во-вторых — внушают пастве, что вокруг все страшно и ужасно, только с нами, мол, ты можешь спастись. Тем самым лгут на Бога, который вопреки их представлениям не является жестоким и злопамятным чудовищем, желающим уничтожить человека за малейший культовый проступок.

«Внутри церкви применяются
совершенно сектантские приемы»

Возможно ли реформировать такую церковь изнутри?

Думаю, это не наш вопрос. Необходимо давать людям знания, и каждый сам решит, что ему близко, а что нет. К тому же знание о человеке настолько развилось, что это уже не сопоставимо с представлениями внутри Церкви, которая раньше была в авангарде в этой области. Опытный психолог может принести человеку гораздо больше пользы, чем человек получит от рядовых батюшек. Поэтому мы и видим результат: три процента населения — это максимум, который вмещают в себя храмы на Рождество и Пасху. Причем из этих 3% много людей, которые сегодня близки к тому, чтобы покинуть церковное сообщество, если консервативные тенденции будут усугубляться.

Есть ли у вас уже планы на будущее? Чем вы будете заниматься в мирской жизни?

Что касается моих планов – пока они четко не определены. У меня много профессий. Мне необходимо не торопясь сделать правильный выбор, чем лучше всего заняться в миру.

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Игумен Ростислав

Комментарии (71)

  • Гость 9 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваши покупатели Ваши покупатели
  • Гость 3 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Клиентские базы тел ++79IЗЗ9IЗ8З7 Клиентские базы тел ++79IЗЗ9IЗ8З7
  • Гость 23 мая, 2014
    Здpавствyйтe! Bаc интeрeсyют клиeнтckие базы дaнных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных?
  • Гость 9 мая, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! [url=http://prodawez.blogspot.ru/]Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!![/url]
  • ine sufrudju 29 янв., 2014
    Человек пришел в храм, служил людям, создал Благое место, в которое пришла женщина, которую он полюбил! Что может быть прекраснее? Вот для чего нужна церковь, подворья, монастыри - что бы люди находили друг друга, любили, радовались. Какими путями мы находим свое счастье, кому то приходится стать монахом, 20 лет служить людям, чтобы создать свою собственную семью. Спасибо отцу Ростиславу за его труд в Благом месте - с удовольствием там бываем, и желаю доброго здоровья его семье. Анна
    • Дионисий Дед 1 июля, 2015
      Монастыри служат для того, чтобы монахи искали там себе жён. Сильно.
  • sund 20 янв., 2014
    Писал некогда сын монаха, ушедшего "в мир", Арсений Чанышев: "Я — сын монаха, плод греха. Я — нарушение обета. И Богом проклят я за это: К чему ни прикоснусь — труха."
    • Гость 1 мая, 2014
      все правильно написали
      • Дионисий Дед 1 июля, 2015
        Согласен.
  • Anatoly Zemtsov 29 дек., 2013
    - Куда идёшь, Господи? - спросил отец Пётр в окно мерседеса. - Да вот тут, где-то, говорят, есть моя церковь... Не подскажешь ли где?
  • bomaboma 27 дек., 2013
    Пышный священнослужитель в золоте, камнях, в мерседесе-купе, со спутниковым телефоном у уха, с ноутбуком на коленях, с личным шофером, с охраной, с 3-мя Мастер-картами в кармане притормозил на переходе и увидел худощавого Христа в плащанице и в сандалиях на босу ногу.......................................................глаза их встретились....
  • Прохожий 27 дек., 2013
    Вот ведь до чего доводит гордыня и глупость. Жил припеваючи, катался на джипах, мотоциклах, ворочал финансами, ни в чем себе не отказывал. Службы практически не вел в последний год своего Игуменства... тусовался по музеям и арт-тусовкам и пропадал за рубкжом. И теперь прозрел :) Чего'ж раньше-то не боролся с системой эдак лет 10-ть, а теперь идут разговоры про "сетевую" церковь близкую к народу и акцентируясь на негативных примерах - джипах, брегатах и пр. шелупени, которых в Церкви немало, забывая об огромном числе достойных Служителях Веры, претерпевших за Веру гонения и унижения, учит как жить на своем примере. Спасибо - мне этого не надо. ИМХО, это обычная человеческая трусость и самооправдание - сплошное "Я". Ни одного слова извинени за свой поступок перед людьми, которые следовали за ним, исповедовались ему, помогали чем могли . Слава Богу сейчас жизнь на Успенском Подворье вошла в нормальное русло - Службы идут, добрые дела продолжают делаться...
  • Ni-Kola-Y Ni-Ki-For-Off 27 дек., 2013
    --ну что же,если при явлении Христа многие отпали от Него ,избрав более,как им казалось легкий путь то не стоит удивляться сему непервопроходцу..а нам нужно вопиять Христу ---куда мы пойдем,--Ты имеешь глаголы жизни вечной...
  • Alexandra 27 дек., 2013
    он просто человек, которому ничего человеческое не чуждо. Любить и создавать семью, воспитывать детей - благо от Бога. Грех ли это для монаха? ну, не монах значит он, к чему сам и пришел. Его мнение о происходящем в РПЦ, к сожалению, не новость. По-моему, РПЦ - это обычная коммерческая структура, положение в которой большинства монахов и священнослужителей очень незавидное и теперь граничит с отчаянием, наверное потому как они пришли в нее по ВЕРЕ и на стремлении эту ВЕРУ укрепить и служить ей. А оказалось, увы, это просто место работы и карьеры для руководящего уровня РПЦ. Я не могу ходить в храмы РПЦ, ноги просто не идут, что никак не влияет на мою ВЕРУ во ВСЕВЫШНЕГО.
    • Julia Mitckevich 1 янв., 2015
      Без церкви нет спасения. Вы сколько угодно можете говорить, что Бог у вас в душе, но это самообман и самооправдание. Только в церкви принимая участие в таинствах, можно спастись. И приходя в храм помните, что вы пришли к Богу.
    • Гость 6 мая, 2014
      А Всевышний (Тот, который Пресвятая Троица - это я так, на всякий случай), между прочим, сказал, что,мол, создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. Вот так-то вот... это про Церковь. Про Православную Церковь. Православная - это значит правильно прославляющая Бога. Это значит - сохранившая Предание, Символ веры Никео-Цареградский и Благодать Таинств. И если Господь сказал, что врата ада не одолеют, и что он есть - столп и утверждение истины - так чего же Вам еще надо? Если Вы верите во Всевышнего, то верьте и Ему самому, Его словам. А если он сказал, что чтобы мы имели жизнь вечную - мы должны исповедовать свои грехи, чтобы они были прощены, Причащаться Его тела и крови, участвовать в Таинствах Церкви (тела Христова, между прочим. а Он - ее Глава), составлять единый организм, быть частями этого Тела и мистически - через Таинства и практически - своим участием и подвигами, то значит так мы и должны поступать. А если мы хотим как мы хотим - зачем нам Бог? Зачем Церковь? Назовем Церковь Христову аббревиатурой, и тогда кощунственные слова как бы к ней и не относятся. И за Бога тоже как-нибудь решим, что Он с нами согласен.
  • Anatoly Zemtsov 27 дек., 2013
    Дорогая Ирина, не о монахе Ростиславе молитесь, потому что монахи уже однажды сдавали Россию в многолетний плен духовный, а Царя с детьми юными - Матрицу русской Семьи - на зверское убиение. А молитесь о муже Ярославе, чтобы стал настоящим отцом многодетным и примерным семьянином. Чтобы примером своим восстанавливал порушенный Институт Семьи русской, потому что это и была Главная Церковь России. В ней были и Бог Отец Дух Святой и Богоматерь, говоря православным языком. А ныне Институт русской семьи в руинах от Кремля до самых до окраин. И РПЦ ему не укрепа! И другие конфессии - не в помощь. Поэтому и рождается в нашем исчезающем народе в муках Роза Мира, в которой патриархи будут простые семейные люди как Спиридон Тримифунтский на заре христианства. Поэтому тех батюшек слушайте, кто отец многодетный и примерный семьянин. В них Бог Отец сильнее всего выражается, а не в монахах.
    • Julia Mitckevich 1 янв., 2015
      Много вы знаете о монахах!!!!
      • Дионисий Дед 1 июля, 2015
        Ага, особенно как они Царскую Семью предавали. У дамочки своя вселенная.
  • ирина устинова 27 дек., 2013
    "Сегодня человек может получить любые знания, лишь правильно сформулировав запрос в строке браузера, так что уменьшилась необходимость в священнике как учителе."А какой от этого нажатия салат в голове может получиться мы видим в комменте № 3 Анатолия Земтсова.Так что, дорогой Вы наш Ярослав - Яросвет - духоводитель,мы уж как-нибудь батюшек наших будем слушать.И Вам того желаем.А о женившихся Оптинских монахах, хочу напомнить Вам "покрой грех брата своего", негоже монаху распространять подобное. Ведь, Вы по гроб жизни уже им останетесь.И я,когда молюсь о Вас,то молюсь о монахе Ростиславе.Жаль мне Вас заблудшего,очень жаль.... Простите,если обидела.
    • Julia Mitckevich 1 янв., 2015
      Согласна
  • Пётр Принев 26 дек., 2013
    Каждый ответственен за свой выбор, прежде всего перед самим собой. Человек, который правдив перед самим собой жизнь не проживёт в пустую. А это уже хорошо.
  • Konstantin Kryshtopov 26 дек., 2013
    Просто и честно!
    • Дионисий Дед 1 июля, 2015
      Нагло и лживо.
  • Anatoly Zemtsov 26 дек., 2013
    Не знаю субъективных причин конфликта настоятеля Свято-Успенского подворья Оптиной Пустыни с иерархией РПЦ, но, в настоящее время, за ним правда объективного мирового религиозного процесса, центр которого из исторического пространства Иерусалим- Дамаск, через Рим- Стамбул (Константинополь), перемещается в пространство Волгоград (Сталинград) – Петербург (Ленинград). Этот глобальный религиозный процесс подробно, как космический корабль в функциональных и принципиальных схемах ста НИИ и КБ нынешнего ведомства Д.Рогозина, 55 лет назад был описан в книге «Роза Мира» нашего не прославленного до сих пор философа, поэта и духовидца Д.Л.Андреева. И недаром о. Ростислав в монашестве вернулся к своему природному имени – Ярослав. Ведь это имя – по Розе Мира – синонимично имени Демиурга Российского сверхнарода, Яросвета - духоводителя нашего суперэтноса, понесшего самые большие потери в минувших мировых войнах Добра и Зла. Вперед, Ярослав!
    • Дионисий Дед 1 июля, 2015
      Вы какие лекарства принимаете?
    • Гость 6 мая, 2014
      ууу.. хорошо, что "природное" имя о. Ростислава не Виссарион, а то бы куда Анатолия занесло...
  • Маргарита Куц 26 дек., 2013
    Как бы это ни было, а поступок имеет место быть. И это поступок честного христианина.
    • Дионисий Дед 1 июля, 2015
      Бесчестного бывшего христианина.
    • Julia Mitckevich 1 янв., 2015
      Мне жаль его...
  • Михаил Безноздрев 26 дек., 2013
    Вы забыли одну из заповедей не судите и не судимы будете. И еще я тоже не пойду на исповедь к батюшке рассекающем на Ленд-Крузере, у которого в глазах алчьность и высокомерие. Но я оставляю за ним право жить так как ему хочется и отвечать за свои поступки перед Богом.