• Светская хроника
  • Репортажи
Репортажи

Аукцион на песке: самарское искусство пустили с молотка

Фото: Дима Птицын

Традиционный Аукцион молодого искусства в Самаре впервые прошел на пляже в рамках «Волгафеста: в торгах принимали участие даже случайные прохожие. Специально для «Смр.Собака.ru» своими ощущениями от неожиданного эксперимента поделились организаторы и покупатели работ.

Волга, пляж и закат — эти три ингредиента заставляют сердца самарцев биться чаще. Галерея «Виктория» смогла добавить к этому идеальному блюду еще один компонент — Аукцион молодого искусства, который помогли организовать АО «Российский аукционный дом» и «Смр.Собака.ru». 17 июня на пляже «Волгафеста» с молотка ушло 15 работ самарских художников из 20! Другие цифры, эмоции и впечатления — в отзывах организаторов и покупателей. Спойлер: одну из картин скоро можно будет увидеть в одном из баров города!
 

Сергей Баландин
Сергей Баландин

Сергей Баландин, куратор галереи «Виктория»:

«До этого все наши аукционы были закрытыми, гостей приглашали партнёры, и мы делали ставку на формирование узкого круга коллекционеров. В этот раз мы решили провести молодёжный аукцион для максимально широкой аудитории, поскольку цены на них не кусачие, и мы не ошиблись. 

В торгах стали участвовать даже гости города! В итоге мы продали 15 произведений из 20. Это очень хороший результат, если учесть, что работы, отобранные экспертами, отличаются экспериментальным характером, а не являются просто „украшениями для дома“. После аукциона мы также получили несколько запросов о возможности купить работы, и продали еще одно произведение. Одним словом, аукцион на таком крупном событии, как „Волгафест“, вызвал больший интерес, чем кулуарная вечеринка. 

Этот аукцион призван познакомить молодых авторов с потенциальными покупателями, и каждый раз это большой риск. Дело в том, что покупать и коллекционировать современное искусство у нас в Самаре не очень-то принято. Обычно картины покупают в подарок и в любом случае ищут что-то „как у всех“. Поэтому для продажи мы остановились на формате аукциона, когда к покупке прибавляется азарт и приятные ощущения от праздника. 

Конечно, на аукционе выбирают не всех, но для многих художников это редкая возможность что-то продать, потому что, как вы знаете, галерей в нашем городе-миллионнике три-четыре, да и те совершенно не интересуются молодыми авангардными авторами. Мы же на своем аукционе стараемся дать покупателям также экспертную оценку: все работы отбираются профессиональными искусствоведами, опытными художниками и инфлюенсерами.

Зрители, которые ушли с аукциона с покупками, конечно, довольны. Они получили картину и адреналин. Те, кто ничего не купили — и такой отзыв я слышал неоднократно — остаются в восторге, потому что публичные торги столь же увлекательны, как спортивные соревнования или политические дебаты».

Анна Радаева, покупатель:

«Мы стараемся не пропускать аукционы „Виктории“. Которые обычно на пляже не проходят, кстати. Но в Самаре бывает всё! Атмосфера потрясающая — Волга, закат, песок. Соответствует философии волжского гедонизма. Но надо понимать, что торги шли за работы молодых художников, начальные цены были невысокие — для пляжа вполне уместно. Поэтому мы с мужем приобрели одну работу.

Я дважды в год участвую в аукционах галереи „Виктория“. Также покупала картины на известном московском онлайн-аукционе, напрямую у художников. Это очень азартно, хочется еще и еще. Радость от покупки искусства сложно с чем-то сравнить: никакие другие материальные вещи не вызывают столько удовольствия. 

Разумеется, предварительно мы посмотрели каталог. Подумали с супругом, что подходит нашему интерьеру или просто нравится, откликается эмоционально. Стоимость работы Романа Козлова „ВолгаВолга“ выросла более, чем в два раза от начальной — пришлось поторговаться с еще одним претендентом на покупку, но в итоге она наша. Обязательно повесим ее на стену и будем показывать гостям как некую достопримечательность. У наших друзей это всегда вызывает реакцию, побуждает к дискуссии.

Еще я хотела купить работу „40 градусов“ Ильи Хекса. Но за нее боролась моя знакомая, владелица бара. Я поняла, что в ее заведении картину увидит куда больше людей, чем у меня на кухне. Это очень важно для популяризации самарского искусства. Решила уступить!».

Мария Иванова
Мария Иванова

Мария Иванова, советник руководителя в ПФ «Российского аукционного дома» и единственная женщина-аукционист в России: 

«Опыт проведения открытого пляжного аукциона в моей жизни профессионального аукциониста был первым. Вряд ли можно определить это действие в какую-то категорию, типа пляжных аукционов. Это скорее событие здесь и сейчас, но проведено по правилам классических аукционов. За одним исключением. В нем могли принять участие даже те, кто изначально не собирался этого делать: например, прохожие, гости фестиваля. Обычно это нонсенс: по правилам нужно заранее регистрироваться и вносить задаток. Здесь же каждый проходящий мог вдохновится и купить картину. 

В чем риск? В том, что человек, давший наибольшую цену, может попросту не реализовать выигранное право купить. Когда дело доходит до оплаты, случайный прохожий может передумать — „ой, я перегнул палку“. Я этого опасалась, и некоторые прохожие становились участниками, но борьба была конкурентной: побеждали те, кто пришел целенаправленно.

Для «больших» аукционов не очень приветствуется открытый публичный формат со зрителями: многие люди вообще не хотят демонстрировать, что они купили и почем. Поэтому на них аукционах часто присутствуют представители покупателя, а имя бенефициара не оглашается. На пляжном аукционе же было необычно то, что все покупатели участвовали сами, а стартовые ценники лотов не предполагали появления аудитории, которая захочет скрыть свое участие. 

Хотя было у нас и несколько заочных бидов — это опция, когда человек не присутствует на аукционе, но знает, какой лот и по какой цене он готов купить. Например, в этот раз так участвовал директор музея Garage. Это значит, что работы самарских авторов ценятся на высоком уровне, а человек, разбирающийся в искусстве, видит в них потенциал.

Из 200 работ мы отобрали 20, их них удалось продать 15 — это 75% выбытия, очень высокий процент. Аукцион обычно признается состоявшимся, если процент выбытия не менее 60. Мы существенно перешли эту планку, а по некоторым работам был двукратный рост цены!

Одна из главных миссий аукциона молодого искусства — чтобы самарскую молодежь оценили по достоинству на родине, а самарская публика наконец начала понимать, что здесь тоже есть талантливые ребята, которые делают классные вещи в современном искусстве. Поэтому на каждый лот с заочным бидом из Москвы я говорила „Ребята, давайте поторгуемся и оставим работу в Самаре“».

Фото: Дима Птицын

Ирина Козаченко, покупатель:

«Аукцион на пляже — супер крутая идея, потому что он проходил на открытом воздухе и на песочке, а не в душном помещении. Мне, как человеку неусидчивому, всегда очень тяжело сидеть на одном стуле, я начинаю вертеться и думать, как бы с него сползти.

А тут я легла на песочек, загорала и совмещала приятное с полезным. Потому что я очень люблю аукционы и посещаю все, что проводит в Самаре галерея „Виктория“. И всегда что-то приобретаю для своих ресторанов: так как у меня их пять, умножить на четыре стены, получается двадцать стен, которые можно заполнить самарским искусством! Я поддерживаю всех молодых самарских художников: мне нравится наивное искусство, когда кажется, что нарисовал ребенок.

Честно, я даже не смотрела брошюру заранее. Шла за настроением и азартом, понимая, что что-то интересное точно для себя найду. Нашла картину Ильи Хекса „40 градусов“, где изображен молодой человек с явным намеком на вечернее настроение, желающий провести время в душевной компании. В принципе, это я и пропагандирую: радость, счастье и веселье. 

За эту картину шли горячие торги между мной, моей соседкой и инкогнито из Москвы — как потом оказалось, директором музея Garage. Но я, как амбассадор радости, не могла отдать эту добычу кому-то другому. Эта картина висела бы у них дома, а я ее повешу в „Волжайну“, чтобы вся наша аудитория смогла на нее смотреть!».

Анастасия Альбокринова
Фото: Дима Птицын
Анастасия Альбокринова
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын
Фото: Дима Птицын

Информационный обзор редакции.

16+

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:
Сергей Баландин, Мария Иванова, Анастасия Альбокринова

Комментарии (0)

Купить журнал: