• Журнал
  • Главное
Главное

Аида Гарифуллина

Оперная звезда завоевала признание Пласидо Доминго и Андреа Бочелли , выпустила дебютный диск, составленный в основном из русского репертуара, лейбле Decca Classics, и дала первый сольный концерт в Москве.

Вы дебютировали в спектакле Венской оперы «Ромео и Джульетта» в компании мировых величин: Пласидо Доминго и Хуана Диего Флореса. У вас большие планы на этот год?


Да, в этом сезоне будет несколько премьер. В том числе в Парижской опере: у меня заглавная партия в «Снегурочке» у «великого и ужасного», как о нем говорят, режиссера Дмитрия Чернякова. Он всегда сам выбирает певцов для своих спектаклей, что для меня особенно лестно. А в конце года, опять же в Париже, я исполню партию Мюзетты в «Богеме». Параллельно я продолжаю презентовать свой сольный альбом: концерты пройдут в Большом зале Московской консерватории, Вигмор-холле в Лондоне, концертном зале имени Сметаны в Праге и в Альметьевске.


Вы всегда знали, что будете петь?


В детстве я не задумывалась об этом всерьез. В нашей семье всегда было полно гостей, и ни одно застолье не обходилось без дружных хоровых песен. Я с удовольствием подпевала, пока однажды мама не обратила внимание на мой голос. Мне было пять, когда мы поехали в Москву на мой первый музыкальный конкурс «Марафон-15». Помню, я спела «Наш сосед» Эдиты Пьехи и даже не догадывалась, что сцена и красочные костюмы – воплощение мечты миллионов музыкантов – навсегда станут частью моей жизни. Серьезная карьера началась в одиннадцать лет, когда я занялась профессиональным вокалом, а репертуар постепенно стал пополняться сложнейшими ариями и романсами классиков, среди которых были Петр Чайковский, Иоганн Себастьян Бах, Франца Шуберт, Джордж Гершвин. Уже в то время я выступала на сценах в оперном, драматическом, национальном театрах, в государственном большом концертном зале.


Победы во всероссийских и международных конкурсах вам легко давались?


Все, чего я смогла добиться, - это результат упорной работы, трудолюбия и желания. Да, я получила грант мэра Казани на обучение в Германии и смогла поступить в Высшую школу музыки в Нюрнберге. Но это было лишь начало испытаний. Ради своего голоса я всегда была готова на любые ограничения, кроме долгого расставания с близкими. А здесь мне предстояло покинуть любимый город и уехать в незнакомую страну, где не было ни родных, ни друзей, а сама я с трудом говорила по-английски.
К тому же к каждому конкурсу я серьезно готовлюсь. Помните престижный вокальный конкурс «Опералия»? Мне предстояло пройти жесткий отбор из шестисот претендентов. Несколько месяцев вместе с концертмейстером по пять часов в день я доводила арии до совершенства. Нанетта из «Фальстафа» Верди, Сюзанна из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова, Джульетта Беллини - каждую из них она знала назубок. Исполняла в итоге последнюю. Очень люблю эту оперу, и мне она подходит. Думаю, я прочувствовала арию, она драматичная, ее можно спеть и сыграть очень красиво. Ведь когда речь идет о конкурсах такого высочайшего уровня, о «сырых» произведениях и думать не приходится. Все исполнители и так совершенны, их голоса безукоризненны, поэтому работать нужно не только над техникой, но и над тем, чтобы подчеркнуть собственную индивидуальность. Именно после этого конкурса я поверила в себя, решила: меньше сомнений – больше труда!


Ради своего голоса я готова на любые ограничения

Как справляетесь с волнением на сцене?


Способ только один: заниматься вокальной техникой. Когда ты свободно владеешь техникой, тогда завоевываешь и многотысячную аудиторию.


Имеет ли для вас значение, на какой площадке выступать?


Нет, несмотря на популярность далеко за пределами России, я всегда помню про свою родину. В конце февраля мне посчастливилось встретиться со своими земляками в Альметьевске, где с успехом прошел мой сольный концерт. Татарстан — это невероятно певческий край. В каждой деревне здесь найдется певунья, которая справится с самой сложной мелодической орнаментикой. Любой вокалист позавидует! В том числе и поэтому продолжаю записывать песни на татарском языке. С их помощью я стремлюсь передать менталитет своего народа и познакомить с ним как можно больше слушателей во всем мире.


Классическое бельканто — это особый жанр исполнения. Нужно ли делать оперу популярной?


Нет необходимости что-либо делать, история распоряжается всем исключительно по своему усмотрению. Опере же повезло – она всегда была популярна. Вот уже четыре столетия живет и процветает. Так называемая «непопулярность» оперы – проблема исключительно тех, кто сделал другой выбор. Посмотрите, какое количество сейчас фестивалей классической музыки, больших проектов в концертных залах, на открытых площадках. Оперному певцу же остается только одно – рассказать свою историю так, чтобы она была интересна.


Вы приглашены в Метрополитен-опера. После этого, кажется, более высоких вершин для покорения и не останется.


Знаете, сколько театров в мире? Все идет своим чередом. У вокалистов-академистов долгая жизнь. Чем старше, тем больше мастерства, крепче дыхание. Это как хорошее доброе вино.

 


А еще важно знать, что мама Аиды Ляйля Гарифуллина по специальности дирижер хора, директор Центра современной музыки Софии Губайдулиной. В 14 лет Аида стала стипендиатом фонда Федора Шаляпина «Лучший голос года». За время карьеры она делила сцену с Пласидо Доминго, Витторио Григоло, Андреа Бочелли, Алессандро Сафина. В 2019 году Церлину из оперы «Дон Жуан» в исполнении Аиды можно будет увидеть в театре Метрополитен.
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: