• Мода
  • Герои
Герои

Даша Ядерная - консультант в нервном бизнесе

7 февраля в Самаре прошел мастер-класс от Даши Ядерной в рамках проекта МТС "Поколение М", который реализуется на территории всей России и направлен на развитие творческих способностей детей и подростков. На сайте проекта дети от 6 до 18 лет могут смотреть видеоуроки от мэтров современного искусства, создавать и выкладывать собственные творческие работы в номинациях «Анимашки» (рисунок), «Суперхит» (вокал), «Ценные кадры» (фотография) и других. Одной из номинаций нового творческого сезона стало «Поколение Fashion», где юные модельеры под руководством Вячеслава Зайцева и других звездных дизайнеров создают собственные модели одежды и получают шанс увидеть свои идеи воплощенными профессионалами лучших модных домов России. Дарья Ядерная - один из крупнейших экспертов в сфере fashion-бизнеса, лектора Британской Высшей Школы дизайна.
Специально для «СМР.Собака.ru» мы поговорили с ней о том, как молодым дизайнерам попасть в индустрию и почему модный бизнес-консультант никогда бы не стала шить одежду.

 

Дарья, как бизнес-консультант, подскажите молодым дизайнерам, как им вырваться в модную индустрию?

Для начала я посоветую им начать с продаж. Большая проблема дизайнеров в том, что они мыслят так: если я делаю в Самаре, то буду здесь и продавать. А потом не могут продать вещи по полноценной цене, а надо понимать, что дизайнерский продукт не может стоить дешево. Не надо пытаться конкурировать с условной «Зарой». Нужно сразу думать, что продаваться вы будете не только в Самаре. Потому что когда вы местный дизайнер, к вам так и относятся. Вы построите хобби, которое даже будет приносить деньги, но не бизнес. Стоит начать с Москвы и Петербурга – это большие рынки, ищите магазины там. Как только вы будете говорить своим покупателям в Самаре, что вы продаетесь в Москве, они иначе на вас посмотрят. Вы будете восприниматься как дизайнер, который продается по всей России. И, кстати, он из Самары. Поэтому советую начинать с продаж и не советую шить большие коллекции, потому что на рынке это сейчас не оправдано. Для двух магазинов хватит и 30 вещей. Вы быстро вернете деньги и сможете пошить что-то еще. А когда начнете продаваться в Москве, на вас обратят внимание пресса и стилисты, поступят предложения. Вы сможете выйти в какой-то ощутимый сегмент. Должны прийти люди, которые покупают молодых дизайнеров, которым это в кайф. И они же будут вас продвигать.

У меня есть знакомые дизайнеры, которые налаживают свое производство, но постоянно уходят в убыток. Несмотря на то, что есть продвижение и продают вещи по полной цене. Но покупают их одни и те же люди. Почему?

Может быть, такой рынок: есть 35 человек, которым это интересно, больше таких клиентов нет. Надо идти куда-то ещё. Как-то расширятся, хотя бы небольшим объемом, люди придут, посмотрят, заинтересуются, станут искать в интернете, писать вам и появятся клиенты из других городов. И второй вариант, возможно, они продвигают не на ту аудиторию. Можно попробовать нечто принципиально другое с точки зрения продвижения. К примеру, делать не показы, а мастер-классы со стилистом, позвать совершенно других людей. Иногда нужно сместить фокус. Есть люди, которые могут покупать модные вещи, просто им не пытаются объяснить, в чем фишка этих вещей.

А вы сами создавали одежду?

Никогда не делала этого. Никогда не завидую дизайнерам. Я проживаю примерно 200 болей дизайнеров в год. Поэтому я, наверно, как никто представляю все сложности профессии. Не потому что сложно создавать одежду, может быть, это самое простое. Я понимаю, насколько велико давление на дизайнера каждый раз, когда он создает коллекцию. Это очень нервный бизнес. Брак в производстве, задержки с поставками тканей, отсутствие продаж – все сваливается на дизайнера. Для меня было важно понять для себя, что я не творческий человек, но зато я и мои коллеги помогаем людям зарабатывать деньги и воплощать мечты.

Почему именно мода?

Вообще случайно. У меня экономическое образование, закончила МГИМО. Я хотела работать в консалтинге, думала, что это интересно, когда через тебя проходит много проектов. Мне предлагали работать в крупных компаниях, но в них жесткий режим работы, который за годы учебы успел порядком надоесть. Я решила искать молодые консалтинговые компании. Мои знакомые открывали такую, только в сфере моды. На тот момент я мало о ней знала, но согласилась. Первые два месяца у меня было ощущение, что я вообще ничего не понимаю. Я ходила с блокнотом, записывала незнакомые слова и названия, чтобы вечером посмотреть об этом в интернете. Как новичок в моде я смотрела на все с точки зрения бизнеса. И на самом деле это было от меня нужно, ведь консультант должен помочь заработать деньги. Потом мы поняли, что какие-то задачи нам трудно решать в рамках консалтинга, и запустили образовательные проекты, я стала читать лекции. Мы объясняем людям, что иногда не обязательно идти к консультанту, и не все так сложно и страшно, как кажется. Рассказываем такие вещи, чтобы дизайнер чувствовал себя увереннее на поле бизнеса.

Как вы относитесь к маргиналам на подиуме, вроде Balenciaga и Vetements?

Мне кажется, это логическое продолжение того, к чему мода шла долгое время. В последнее время она стала нарочито комфортной, что нужно было показать нам, что происходит в мире. И я рассматриваю это как стремление к самоиронии. Все устали от идеализированных моделей, мир поменялся. Моде хочется расти, охватывать новые группы, поэтому она уходит от парадигмы, перестает делать вещи под один стандарт. Она как бы говорит: можно все. Но одновременно надо выглядеть определенным образом. Это парадоксально. При диверсификации образов можно заметить, что среди покупателей идет некая униформизация.

Какими качествами должен обладать человек, который хочет работать в модной индустрии?

Самое главное – стрессоустойчивость. Ее многим не хватает – дизайнеры творческие люди и все принимают близко к сердцу. Им не надо реагировать на негатив, потому что часто он исходит не от их целевой аудитории. Конечно, в идеале нужен человек, который многое примет на себя, посмотрит на дело с коммерческой стороны. Второе качество – вера в себя. Потому что если вы уйдете, а потом вернетесь, то вам все придется начинать с нуля, продолжить не получится. И третий совет – не надо пытаться взвалить на себя все. Многие говорят, что у них нет денег, чтобы нанять помощников. Но на самом деле, большое количество людей готово работать бесплатно, просто чтобы научиться и войти в индустрию.


Блиц-опрос
 
Ваш кумир?

Сложный вопрос. Из дизайнеров нравится Александр Маккуин, мне кажется, один из самых гениальных в современности.

Ваша первая работа?

В консалтинговой компании. Проводила опросы с покупателями в магазинах. Сначала не понимала, зачем получала высшее образование, чтобы стоять с анкетой и рисовать галочки? Но потом это оказалось очень полезным, ведь я разговаривала непосредственно с потребителями.

Я никогда не пробовала…

Шить одежду.

Хочу познакомиться…

С Дональдом Трампом.

Я никогда не надену...

Надо подумать. Наверно, Тимберленды.

Когда нервничаю…

Рисую в блокноте.

Смысл жизни?

Чувствовать, что вносишь вклад.

Цитата?

Наверно, из Коко Шанель: «Если вам плюют в спину, значит вы впереди».
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: