• Развлечения
  • Театр
Театр

Драматург Сергей Давыдов: «Есенин хаял Самару, а Максим Горький писал, что здесь ужасные люди, но я влюбился в жителей этого города»

Молодой драматург, на счету которого участие в «Любимовке» и «Евразии», работа со Школой-студией МХАТ и постановка вербатима о Новокуйбышевске, готовит иммерсивный спектакль «Не прислоняться» о самарском метрополитене и рассказал нам, почему истории о Безымянке и Победе говорят о городе больше, чем архитектура модерна.

Я приехал в Самару из Тольятти в семнадцать лет, поэтому мое единственное полноценное детское воспоминание о городе – это поездка к отцу. Мне было тогда лет пять. Я спросил маму, куда мы едем, а она ответила: «К Бабе Яге». В следующем кадре, который я помню, родители ведут меня с горки: мать за правую руку, а отец за левую. Это был первый и последний раз, когда я его видел.

Моя первая ассоциация с Самарой – это космос, потому что я учился в Аэрокосмическом университете.

Есенин хаял Самару, а Максим Горький писал, что здесь ужасные люди, но когда я приехал в этот город, влюбился в его жителей. Самара для меня ни с чем не связана так сильно, как с теми людьми, с которыми я познакомился на первом курсе университета, в который они попали так же, как я – скорее, от какого то отчаяния. Вместе с ними мы делали первые арт-акции, флешмобы, концерты на квартирниках - это была неформальная тусовка, и больше всего я люблю в Самаре тех неформалов, с которыми я общался в прошлом.

В какое-то время Безымянка была для меня местом силы: мы проводили там очень много времени. Этот район нравится мне своим прошлым, которое лично для меня намного колоритнее прошлого исторического центра.

Туристам обязательно надо показывать Безымянку, Победу и весь тот культурный пласт, который заложен в этих районах метро – именно он исследуется в нашем проекте. Гостям города нужно показывать все то, что было связано с индустриализацией, космической промышленностью и субкультурными явлениями самарского прошлого. В них не меньше самарского колорита, чем в архитектуре модерна или тех вещах, которые демонстрируют всем. К слову, Самара могла быть и прекрасным объектом природного туризма – конечно, если бы этим кто-то занимался.

Максим Горький писал: «Как писатель я родился в Самаре». Наверное, то же самое я могу сказать о себе: первая моя пьеса была написана именно здесь в 19 лет. Раскрыть творческий потенциал мне помогла невероятно творческая тусовка отверженных и неприкаянных, в которой я пребывал.

Как и во многих провинциальных городах, здесь все очень туго с театром, нет лабораторий по драматургии и мало режиссеров, готовых делать крутые театральные ивенты за идею. Но если бы не Самара, я бы не стал тем, кто я есть.

Никита Славич, магистр продюсерского факультета из Петербурга, обратился ко мне с идеей сделать в Самаре иммерсивный спектакль – он очень хотел, чтобы это была постановка с наушниками и саунддизайном, в которой было бы задействовано несколько слоев восприятия. И моей первой идеей был спектакль про космос.

Главное, что, как мне кажется, вызывает наш проект – это чувство влюбленности. Самарское метро – это «метро-невидимка», которое за свою небольшую историю обросло колоссальным количество легенд, и сейчас, в ходе сбора материала я увидел огромное количество мифов, личных переживаний и невероятных ассоциаций. Все они рассказывают не столько про станции метро и районы вокруг них – тоже невоспетые и невероятно колоритные. Они рассказывают что-то очень важное обо всем городе. И мне хотелось бы вызвать у публики чувство очарованности городом.

«Не прислоняться» - это приключение, в нем обязательно будет присутствовать момент трансгрессии. Это перемещение - не только в географическом пространстве, но и во внутреннем - после которого ты меняешься.

В Самаре я встретил огромное количество музыкантов, поэтов - по-хорошему эксцентричных, но при этом невероятно ленивых натур. Иногда возникает чувство, что Самара – это город Обломовых, где все бесконечно ноют и занимаются гедонизмом, но при этом обладают большим потенциалом. Мне кажется, именно поэтому Самару куда интереснее показывать не с позиции классического уездного города с чиновниками такими же медленными, как течение Волги, а с точки зрения чисто самарских явлений двадцатого века. В этом плане Самара действительно уникальна и интересна для исследования в нашем проекте.

Текст: Люба Саранина

Фото: Дарья Семенова

Следите за нашими новостями в Telegram

Купить журнал: