• Развлечения
  • Музыка
Музыка

Дирижер Евгений Хохлов: «Если мы сами не будем воспитывать кадры, то пенять можем только на себя»

Евгений Хохлов Фото: Леонид Торопов

Евгений Хохлов Фото: Леонид Торопов

Самарский академический театр оперы и балета запускает Молодежную оперную программу. Два года молодые певцы будут совершенствовать свои навыки, получать новые знания и практиковаться на сцене. Главный дирижер театра и руководитель программы Евгений Хохлов рассказал о замысле, кадровом голоде и судьбах оперных певцов.

Мысли

В истории нашего театра подобного не было, но сама идея не нова – подобное было в Советском союзе, в новейшей истории есть академия молодых певцов в Мариинском театре, программа при Большом театре. Без ложной скромности могу сказать, что идею озвучил я, а наш генеральный директор Наталья Степановна Глухова поддержала её, и года два мы активно разрабатывали проект.

Мысль создать программу вызрела на многочисленных прослушиваниях в труппу театра, которые проходят каждый год. К нам приходят местные голоса, приезжают и из других регионов. Очень обидно, что самарские кадры сильно проигрывают вокалистам из городов, где есть консерватории. В Самаре есть хорошая академия культуры, но консерватория потому так и называется, что дает консервативное элитарное музыкальное образование.

Процессы

При консерватории, при вокальной кафедре почти всегда есть оперная студия, где певцы совершенствуются – с ними занимаются дирижеры, режиссеры, концертмейстеры. К сожалению, видно, что самарским ребятам её не хватает. Поэтому захотелось придумать структуру при театре, которая каждый год будет готовить новые кадры для театра, наподобие оперной студии. По окончании кто-то останется в труппе, кто-то решит, что это не его. Театр может присмотреться к людям, помочь им раскрыться. Я не хочу называть это заменой оперной студии при консерватории – одно другое не исключает, но при театре, особенно крупном, такая кузница кадров необходима. Тем более, что у нас есть арсенал и потенциал решать новые творческие задачи.

Не скрою, за основу оперной программы был взят подобный проект театра оперы и балета в Минске. Я работал в Минске и видел, как все начиналось, а теперь, спустя почти десять лет, они практически обеспечивают себя местными кадрами. Конечно, хочется увидеть всех выпускников нашей программы в театре. Но это очень живой и сложный процесс. Время покажет.

Промо-ролик Молодежной оперной программы

Молодежная программа рассчитана на два года. За это время ученики пройдут программу занятий с хореографом, режиссером, дирижером, концертмейстером, вокалистами. Мы хотим приглашать международных коучей, которые поработают над стилем, языком, например, поставят вокальный итальянский. Понятно, что занятия будут не каждый день. Мы не можем предоставить жилье желающим из других регионов – а такие есть, – но не можем и ограничить их. Тут все индивидуально и зависит от возможностей претендентов в программу и их желания. Хотя, если на прослушивание в программу приедет выдающийся кандидат, почему бы не предложить сразу прослушаться в труппу театра. Был бы материал, появится предложение.

Кадры

У нас есть несколько восходящих звездочек в труппе, но молодежи все равно не так много, а правильно, когда стоит целая очередь. Старожилы самарского оперного говорят: когда-то на одну партию, скажем, Онегина, было до пяти человек в труппе. Сейчас – один.

Опера «Евгений Онегин». Татьяна - Татьяна Ларина, Онегин - Георгий Цветков. Фото: С. Индеев

Опера «Евгений Онегин». Татьяна - Татьяна Ларина, Онегин - Георгий Цветков. Фото: С. Индеев

Будучи дважды выпускником Петербургской консерватории, я помню какой огромный конкурс был на все факультеты, включая вокальный. На некоторых специальностях было по десять кандидатов на место, люди молились, чтобы взяли именно их. Когда в начале двухтысячных я уже заканчивал симфонический факультет, конкурс очень сократился – настолько упал спрос и престиж профессии. К счастью, сейчас ситуация выравнивается, но мы все еще испытываем кадровый голод. Я только что вернулся из Нижнего Новгорода с ярмарки вакансий в консерватории. Там было множество потенциальных работодателей, которые буквально бегали за ребятами и просили выпускников поехать работать в их театры, филармонии. Приходится прилагать огромные усилия к поиску профессиональных музыкантов и нужно признать, что если мы сами не будем воспитывать кадры, то пенять можем только на себя.

Судьбы

В анонсах нашей оперной программы мы специально не писали, что музыкальное образование обязательно. История, в том числе и самарского театра, знает примеры, когда людей, которые не имели профессионального музыкального образования, но имели голос, случайно услышал профессионал и направил обучаться. Например, Виктор Михайлович Черноморцев. В 70-е годы он блистал в Куйбышеве, а закончил карьеру топовым солистом Мариинского театра, объездившим весь мир. В юности он работал водителем грузовика, спел однажды на свадьбе, его услышала педагог Краснодарского музыкального училища, написала на бумажке телефон и сказала: «Вам надо заниматься академическим вокалом». Он посмеялся, положил номер в рубашку, а утром кинулся искать– не постирали ли ее случайно. Позвонил, пошёл учиться. И дальше его судьба сложилась феноменально.

Виктор Черноморцев в роли Грязного в сцене из оперы «Царская невеста» Фото: ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский

Виктор Черноморцев в роли Грязного в сцене из оперы «Царская невеста» Фото: ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский

Другой пример – наш баритон Василий Святкин. Потрясающий голос, тембр, настоящий князь Игорь, любимец самарской и петербургской публики. А когда-то – учитель истории. Поэтому мы просто ищем голоса, таланты. До 30 лет еще не все потеряно, можно направить человека и помочь ему. Уже из того, что мы видели по видеозаявкам в нашу программу, находятся очень интересные персоналии и голоса. Самара поющий регион, и наше прослушивание ещё раз это доказывает.

Цели

Задача минимум – убедиться, что мы можем своими силами отыскать талантливых ребят, доказать себе, что мы правильно движемся. Главная цель – подготовить кадровый резерв. И доказать, что мы в состоянии доводить до ума новые проекты. И себе, и всем остальным.

Пока интервью готовилось, были объявлены первые участники Молодежной оперной программы. В набор попали пять человек, трое – из Самары и по одному  – из Москвы и Пензы. Работать с ними начнут с сентября.

Текст: Талгат Мусагалиев

Следите за нашими новостями в Telegram

Купить журнал: