• Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

«Свет, камера, модерн!»: пять серий об истории модерна в Самаре

17 июня вышла первая серия документального фильма «Модерн губернии». Режиссер сериала Даниил Сайко рассказал редакции «Смр.Собака.ru» о том, что общего у модерна с Форрестом Гампом и что главное в съемках документального кино.


— Почему главным героем твоего документального сериала стал именно модерн?

— Я бы не сказал, что модерн в нем главный герой. Скорееглавный герой – это культурное наследие, сохранившееся в Самаре. Стиль модерн стал одним из его направлений, которое проще всего показать людям. Это поверхностный кинематограф, так как модерн очень узнаваем и легок для восприятия. Большинство гуляющих в центре Самары замечают вычурные, богатые и загадочные особняки. Но есть и те, кто не обращает на них внимание. Поэтому «Модерн губернии» больше о культурном архитектурном наследии Самарской области, которое нам нужно сохранить. Чем и занимается ВООПИиК – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. В сериале мы рассказываем о культурном архитектурном наследии Самары и исторической территории губернии через стиль Ар-нуво.

Честно говоря, до 2019 года модерн никак не привлекал меня. В студенчестве я, как историк, проходил музейную практику в музее имени Алабина. Было максимально неинтересно все время таскать археологические фонды из одного кабинета в другой. После практики я был уверен: никогда не устроюсь в музей. Но в 2019 году друзья позвали меня работать в Музей Модерна. Там я начал изучать модерн и развивать медийную часть музея. До этого я работал журналистом, поэтому для выставки «Бремя модерна» предложил снять видео о жителях зданий в стиле модерн. Это стало катализатором. Тогда я проникся темой культурного наследия и заметил проблемы, о которых необходимо говорить. В Самаре и регионе богатое культурное архитектурное наследие. Большая проблема – многие не понимают, что нельзя просто снести старое аварийное здание, его необходимо восстановить. Еще одна проблема в большом лобби застройщиков, занимающихся точечной застройкой в центре Самары. У Дома Журналистов на пересечении улиц Вилоновской и Куйбышева стоит стеклянная высотка. Можно строить такие здания в спальных районах или на просеках. Но делать это в исторической части города глупо. Это вредит городу, так как для подобных зданий в центре нет должной инфраструктуры. Да и видеть современные высотки в центре города не хочется.

Когда человек попадает в историческую среду и видит ассиметричные особняки с гибкой пластикой и большим количеством декоративных элементов и вставок, он понимает – это красиво. И уже через красоту проще объяснить важность сохранения архитектурного наследия. Этим меня привлекает модерн – это Форрест Гамп, трикстер, с которым связаны много интересных историй и персоналий.

— Что нужно для того, чтобы снять кино? И что труднее найти: команду, деньги, оборудование?

— Однажды я задал режиссеру-документалисту Манскому этот же вопрос. Он ответил: «Берешь камеру и снимаешь кино». Поэтому свой первый фильм «Бремя модерна» мы с Глебом Ходиным снимали без денег и без всего вообще. Мы просто хотели это сделать: срежиссировали фильм, написали сценарий, все отсняли и смонтировали. Тогда мы потратили на фильм только две тысячи, которые заплатили за съемку с квадрокоптера. «Бремя модерна» очень простой: там только подсъемки и интервью. По сути это фильм в духе выпускной квалификационной работы, исторический источник.

Идею документального сериала «Модерн губернии» я вынашивал с 2020 года. Благодаря опыту первого фильма я понимал, что нужна команда, бюджет и профессиональный подход. В том же году я помогал Андрею Кочеткову из музея имени Алабина в проекте связанным с культурными наследием области. У нас бы список объектов, на которые мы приезжали и проверяли, сохранились ли они еще. Тогда мне и пришла идея найти модерн в области, а после и в исторической части губернии.

В начале 2022 года я вступил в ВООПИиК и предложил Нине Казачковой и Армену Арутюнову снять фильм. Они помогли мне развить идею и написать грант в Президентский Фонд Культурных инициатив. Подсказали, какой формат точно пройдет. У меня было много идей для офлайн мероприятий, в том числе. Но от них остался трехдневный фестиваль «Дни модерна», для которого Нина Васильевна и Армен составляли программу. В апреле 2022 мы узнали, что выиграли грант. Нина Васильевна много помогала с решением юридических, бюрократических и бухгалтерских вопросов, за что я очень ей благодарен. А с Арменом мы составили шорт-лист объектов, которые мы потом ездили проверять и изучать. Также он редактировал сценарии и помогал проводить интервью с экспертами.

В команде «Модерна губернии» большинство людей работали со мной ранее. Например, с режиссером монтажа Глебом Ходиным мы снимали «Бремя модерна», для которого Костя Молоканов, наш звукорежиссер, обрабатывал звук, что называется «за пиво». Новым человеком в команде был Филипп Елистратов. Мы были знакомы еще со времен его мастер-классов по аналоговой фотографии в Музее Модерна. Нам очень хотелось поработать вместе, поэтому я позвал его оператором-постановщиком в команду сериала.

В общем, проще всего было развить идею фильма, сложнее – написать грант, еще сложнее – его реализовать. Документальное кино – достаточно своеобразная вещь. Его можно снять и без денег. Но чем их больше, тем больше можно себе позволить. Например, поехать куда-то или оплатить дополнительную аппаратуру. Кстати, аппаратура у нас была своя: что-то было у меня, что-то у операторов.

Грубо говоря, для съемки документального кино хватит только идеи и большого желания. Есть куча примеры хороших документалок с минимальным бюджетом.

— Для кого вы сняли этот сериал? Для обычных самарцев? Для киноведов и кинокритиков? Для себя?

— Со мной могут не согласиться, но в первую очередь любое документальное кино для автора является рефлексией над социумом и окружением. Для меня это тоже некая тема рефлексии.

В то же время «Модерн губернии» – абсолютно ликбезный продукт, нацеленный на широкий круг людей. Он объясняет все от начала и до конца. В сериале пять серий, где каждая погружает зрителя в контекст особняков с разных сторон. Я старался писать сценарий так, чтобы в легкой форме подать зрителю много важной информации. За полчаса серии, зритель погружается в контекст истории, который можно изучать три или четыре года. Для среднего обывателя, не изучавшего историю архитектуры и даже историю, как отдельную науку, это отличный способ узнать об архитектурном наследии.

— Что вам больше всего нравится в своем фильме? Есть какие-то идеи, которые не получилось реализовать?

— Не могу сказать, о чем-то, что мне бы нравилось в фильме больше. Он нравится мне полностью. Понятно, можно было бы сделать его лучше, потратив больше времени. На многое не хватило времени, поэтом на образной шкале «от пофигизма до перфекционизма» пришлось остановиться, не достигнув точки перфекционизма. Может я бы хотел привлечь больше экспертов, но время не позволяло. В принципе я доволен фильмом, но всегда нужно стремиться к лучшему, на основе накопленного опыта. Пройдя этот этап «Модерна губернии», могу сказать что, если случится еще один проект, я лучше буду распределять время и больше успею.

Могу сказать, что за время поездок и съемок огромное неизгладимое впечатление у меня оставил Храм Святой Троицы в Балаково, который спроектировал Федор Шехтель. Это уникальный объект для Саратовской области, а ранее и для Самарской Губернии. Храм Святой Троицы, на сколько я понял, единственный в регионе старообрядческий храм именно в стиле модерн. Я не эксперт в храмовой архитектуре, но точно знаю, он такой единственный в Самарской губернии. Храм Святой Троицы в Балаково – огромное сооружение с интегрированной в него колокольней и шатровыми решениями. Это отвал башки!

 

Информационный обзор редакции.

16+

Фото: личный архив Даниила Сайко

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: