• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Иллюзия обмана: как выставка из Третьяковки приехала в Самару

Сергей Овсепян. На фотовыставке. 1980. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Сергей Овсепян. На фотовыставке. 1980. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В галерее «Виктория» открылась выставка «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией». В 2015 году она была представлена в здании Третьяковской галереи на Крымском валу и теперь специально адаптирована под пространство «Виктории». Поговорили с кураторами выставки Кириллом Светляковым и Юлией Воротынцевой об актуальности гиперреализма в наше время. Почему художники стали вдруг перерисовывать фотографии и делать очень реалистичные работы?

Кирилл: Художники поп-арта называли себя новыми реалистами. Их «новая реальность» возникла как альтернатива абстракции. Гиперреализм стал следствием поп-арта и совпал с постмодерном. Теоретики постмодерна, например, Бодрийяр, говорили, что гиперреализм – новый эстетический режим современности, который пришел на смену сюрреализму. Это ситуация расщепленного современного субъекта, который живет в нашей реальности и реальности масс-медиа. В 70-е количество картинок, фото и видео уже зашкаливало, и человек мог видеть свой образ в пространстве медиа. В этом смысле мы до сих пор живем в режиме гиперреализма, а выставка фиксирует начало этой новой эпохи. Художники запечатлели удвоенную реальность, которая родилась после появления фотографии. Наша экспозиция построена на двойном восприятии – бинарности, зритель как бы оказывается между двумя картинами. Сейчас мы спокойно живем в виртуальной реальности, а тогда художники об этом сильно переживали, они чувствовали, что идет раздвоение сознания.

Юлия: Существует также исторический контекст. Советские художники манипулируют терминами: это эпоха соцреализма, на официальных выставках показывают только реалистичное искусство, и эти авторы его и создают. При этом советское идеологическое высказывание там отсутствует – это хорошая альтернатива, которой пользуются художники, которые не хотят делать идеологические, пропагандистские сюжеты.

Айли Винт. Северный Ледовитый океан. 1981. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Айли Винт. Северный Ледовитый океан. 1981. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Зачем использовать фотографию, если можно придумать собственные образы и сюжеты?

Кирилл: Мне кажется, фотография сама по началу имитировала живопись, фотографы даже называли себя светописцами. Живопись 60-70-х вдруг абсорбирует в себя фотографию, пытаясь утвердить свое господство. Фото – это все-таки один глаз, а художник имеет бинокулярное зрение. Даже имитируя фотографию, он никогда ее не повторит из-за этой особенности. Живописцы видели, что через фотографию полотна приобретают какую-то странную глубину и ощущение реальности, которой не существует.

Юлия: Они не просто имитируют реальность, а особенности фотографии, которые мы не можем поймать, но схватывает снимок. Сейчас мы наблюдаем это в Инстаграме.

Как возник советский гиперреализм?

Кирилл: Он был инспирирован западным искусством. В Москве в 1976 году прошла выставка американских художников, где было несколько картин в стиле гиперреализма. Также он был известен по журналам. Гиперреализм в США был связан с эстетикой банальности: машины, витрины, закусочные. Советские художники идеологичны – они пытались накачать картины драмой, найти сюжет. Много работ посвящены войне, в том числе Холодной. Сейчас такие войны называют «гибридными», так что разговор о гиперреализме актуален.

Александр Петров. Казанский вокзал. 1981. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Александр Петров. Казанский вокзал. 1981. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Зачем понадобилось делать выставку спустя четыре года?

Кирилл: Сотрудники галереи «Виктория» побывали на выставке, и она им запомнилась. К тому же, мы остались в прежнем эстетическом режиме, так что интересно, с чего все начиналось. Искусство этого времени мало с чем ассоциируется у зрителя, хотелось бы немного познакомить его с этой эпохой.

Насколько адаптация выставки к пространству галереи изменит восприятие?

Юлия: Любая экспозиция что-то теряет, что-то приобретает. В Третьяковской галерее она была масштабней, но в этом зале есть своя ситуация. Когда крупная выставка проходит в большом пространстве, вы не можете обо- зреть все разом и в конце плохо помните начало. Здесь картин будет меньше, чем в первый раз, но есть шанс углубиться в них, почувствовать себя в гиперреальности. Например, работа Сергея Базилева «Катастрофа», посвященная Чернобылю, довольно плоско смотрелась на Крымском валу, казалась плакатной и производила смешанный эффект. Сейчас она стала глубже. 

Сергей Базилев. Катастрофа. 1986-87. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Сергей Базилев. Катастрофа. 1986-87. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Сергей Базилев. Тир ДОСААФ. 1983. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Сергей Базилев. Тир ДОСААФ. 1983. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Как подготовиться зрителям перед посещением вы- ставки?

Юлия: Это популярный запрос от современного зрителя: почему мы пришли к современному искусству, куда делась живопись? Мне кажется, в этом секрет популярности этой выставки в Третьяковской галерее, и, наверно, она порадует и жителей Самары. Степень погружения зависит от того, сколько времени вы готовы на это потратить.

Кирилл: Можно в интернете почитать, что такое симулякр у Бодрийяра и что такое постмодерн, и спокойно идти на выставку.

Юлия: Можно посмотреть работы американских фотореалистов и сравнить с нашими художниками. Они действительно разные. 

Галерея «Виктория», до 4 ноября. 

Текст: Талгат Мусагалиев.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: