• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Недосказанность будоражит

С 17 по 30 ноября в лекционном зале Художественного музея пройдет выставка «Арт-мост. Впечатления от лета». На ней будут представлены работы трех российских импрессионистов: Бато Дугаржапова (Москва), Александра Отрошко (Сочи) и Олега Теняева (Санкт-Петербург). Специально для портала «СМР.Собака.ru» мы пообщались с Вячеславом Тишиным, создателем проекта «АРТ-МОСТ», и узнали, почему импрессионизм все еще близок людям и кто стоит во главе этого направления в России. 

Как была выбрана тематика выставки и почему именно импрессионизм?

– Мне импрессионизм всегда был интересен. В нем есть некая недосказанность. И он стал предтечей современного искусства, на импрессионизме начался слом традиций. До этого считалось, что живопись должна достоверно передавать реальность: деревья должны быть деревьями, волны – волнами, по портрету – узнать человека. В конце XIX века с импрессионизма пошла перестройка в визуальном искусстве. Люди понимают его, и до сих пор это направление остается востребованным. И, как следствие, у него есть хорошая коммерческая составляющая. Могу констатировать, что Самаре импрессионизм продается.

С названием все просто. Я шучу, что мы вернем всех на две недели в лето. Мы выбрали это время, когда уже нет радости от первых проявлений зимы и появилась промозглость. Выпал снег, начал таять, появилась грязь, и народ заскучал. Откуда людям взять эмоций? Из теплых воспоминаний и впечатлений. И у многих они связаны с летом, отпуском и школьными каникулами.

Олег Теняев

Олег Теняев

Как объяснить, что спустя век импрессионизм остается актуальным и востребованным?

– Думаю, именно из-за своей недосказанности. Наш мозг так устроен, что он любит разные трактовки. Конечно, есть люди, которым нравится, когда им все «разжевывают», чтобы не надо было много думать. Но наш народ умный, и всем хочется впечатлений, какой-то тайны, зарядки для ума. В импрессионизме это есть. Людям он, в отличие от концептуального искусства, ещё понятен, а вот на что-то непонятное и, в их понимании скучное, не ходят. И поэтому идут на выставки импрессионистов. Потому что видят отчасти знакомую близкую картинку и додумывают детали. И потом восклицают: «А это я на море!» или «Как это похоже на дом моей бабушки!» Может это не дом бабушки, где ты провел свое детство, но эта визуальная трактовка близка людям. В голове какая-то появляется интерпретация, которая будоражит воображение. Этим импрессионизм и цепляет.

Бато Дугаржапов

Бато Дугаржапов

На выставке будут представлены работы трех художников. Почему вы пришли к такому выбору?

– Мы решили напомнить, что «АРТ-МОСТ» – общероссийская площадка. И захотели «навести мосты» между разными столицами России: Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Почему я назвал Сочи? В какой-то степени, это южная столица, потому что со времен зимней олимпиады в город было вложено много ресурсов, он был продвинут как лицо юга России и всей страны. Нам захотелось показать в музейном пространстве разные школы, импрессионизм в разном понимании. У всех свое восприятие, и это хорошо – было бы скучно, если бы все картины были на одно лицо. Ярких и признанных импрессионистов немного, и именно таких мы везем. Когда мы говорили с Бато Дугаржаповым, он спросил, какие художники еще будут участвовать. И, когда он услышал, что мы везем картины Александра Отрошко, сказал, что обязательно приедет. И сам Александр был рад такой возможности пообщаться. Третьего участника – Олега Теняева – нам посоветовал Бато. Он выпускник Академии художеств имени Репина, яркий представитель петербургской школы. В итоге, у нас получился своеобразный фестиваль, где собрались хедлайнеры.

Александр Отрошко

Александр Отрошко

Чем каждый из художников уникален? Как зритель сможет отличить их – это будут три разные атмосферы, настроения?

– Конечно, есть общая сквозная тема – лето, летнее настроение. Но действительно у каждого художника свое восприятие и своя манера. Бато Дугаржапов – один из сильнейших колористов. У него были разные периоды. На выставке будет работа в немножко модернистском стиле, в нарочито наивной манере, несколько живописных полотен на грани импрессионизма и абстракции. Бато экспериментирует. Он использует простые и незамысловатые сюжеты, сдержанную палитру, но неимоверно точно подбирает цвета. И в этом он мастер. Ему не нужны сложные и пафосные композиции. Он нарисует разбитую лодку на берегу, от которой просто будет падать тень. Но в картине будет настолько сильно передана атмосфера, что ты почувствуешь соленый ветер, дуновение ветра и жар песка. Бато поймал это мгновение. Многие скажут, что импрессионизм – от неумения писать. Это легко можно опровергнуть. Бато участвовал в росписи храма Христа Спасителя, в 2004 году под его руководством расписывался храм Казанской иконы Божьей матери Казанского вокзала. Такие работы поручаются уже состоявшимся мастерам. При этом художник для себя пишет в той манере, в которой он видит.

Александр Отрошко – классический южанин с богатой и взрывной палитрой. Он долго искал свой стиль и в итоге нашел. Его манера узнаваема: фирменные яркие мазки, от картин чувствуется южная теплота. Его полотна украшают сочинскую резиденцию президента России. Если надо проникнуться атмосферой юга, моря и сочинских кафе – смотреть работы Отрошко. Там он номер один, и мы принципиально хотели его привезти.

Олег Теняев учился в Академии художеств еще в советские времена. Надо понимать, что тогда надо было пройти жесточайший конкурс, все равно, что в МФТИ попасть, технари меня поймут. И Олег поступил туда с четвертой попытки. Это уже о чем-то говорит – человек долго и намеренно шел к живописи. На него оказали влияние многие художники, в том числе русские реалисты. Поэтому у него есть работы и в традиционной русской реалистической манере, и в импрессионизме. В картинах Теняева встречаешь какие-то теплые чеховские мотивы. И после них хочется почитать что-то из Антона Павловича или Тургенева.

Олег Теняев

Олег Теняев

Участники выставки приедут на открытие в Самару?

- Приедут Александр Отрошко и Бато Дугаржапов. Причем Отрошко прибудет пораньше – он хочет посмотреть город, давно мечтал попасть к нам. В Самаре его еще никто не видел. Бато привозили, но в составе большой выставки, где было немного его картин, которые на общей массе были не сильно заметны. Мы восполним этот пробел.

Расскажите подробней про место – Художественный музей. 

Мы стараемся держать планку, поэтому выставка в музейном пространстве – определенный статус для нас. Художественный музей провел модернизацию своего лекционного зала, был сделан качественный свет, получилась лирическая атмосфера, которая хорошо подходит для камерной живописи импрессионизма. И выставка органично вписывается в общую экспозицию. Поэтому мы благодарны Художественному музею за такую возможность. Для нас это третья выставка в музеях Самары, и мы приглашаем всех на импрессионистов.

Следите за нашими новостями в Telegram

Купить журнал: