• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Память места, личная история и забвение: что объединяет видеоработы участников исследовательского проекта «Буш Ара»

В воскресенье в «Художественном» покажут видеоработы, связанные с историческими и культурными контекстами Самары, Уфы и Челябинска.

В ноябре прошлого года независимая кураторская группа But I am free и музей современного искусства Zaman организовали кураторскую лабораторию, на которой художники из трех городов создали видеоработы, посвященные Самаре, Уфе и Челябинску. Основными задачами проекта стали исследование памяти места, соседства и сожительства, обнаружение неочевидных путей сближения и пересобирание устоявшихся маршрутов: между тремя городами проходила исторически сложившаяся Самаро-Златоустовская железная дорога, повлиявшая на строительство новых станций и рост городов в конце XIX века.

В рамках публичной программы с июля по октябрь 2023 года на youtube-канале музея Zaman выходили лекции спикеров публичной программы: искусствоведа Дарьи Волковой, куратора и арт-критика Сергея Баландина, кураторов квартирной галереи ОССИ «МИ» Ильи и Снежаны Михеевых, куратора Посольства музея современного искусства Zaman Дамира Ниллумтаха, художниц Анастасии Богомоловой и Фаины Юнусовой и кураторов мастерской «Цоколь» Анны Леготиной и Марины Денкевич.

Специально для «Собака.ru» о «Буш Ара» рассказала одна из авторов проекта – куратор ЦСК «Нулевая комната» Галина Зыбанова.

«Идея проекта «Буш Ара» возникла в результате встреч факультета Современного искусства в онлайн-школе «Среда обучения» в 2022 году. Преподаватель мастерской, в которой я училась, предложил курировать цикл лекций публичной программы для музея современного искусства Zaman. Когда мы с коллегами стали задумываться о вариантах публичной программы, составили облако тегов, куда вошли размышления на темы соседства, сожительства, межрегиональных связей, локальных сообществ, памяти места и мест памяти.

Публичную программу мы хотели расширить до событий с привлечением художников. В поисках содержания проекта мы обратились к интересам самого музея, в центре внимания которого – современное искусство художников Поволжья и Урала. Так случилось, что два куратора из нашей группы проживают в этих регионах: я в Самаре, а Полина Сухова в Челябинске. Расширяя контекст, надо отметить, что пространства Башкортостана, Поволжья и Урала совпадают с историческим местом формирования башкирского народа. В связи с этим фокус исследования был обращен к трем городам – Самара, Уфа и Челябинск.

Образ поезда стал метафорой будущего проекта, который менялся на этапе задумки от лекций и выставки в вагоне до полноценной резиденции для художников в местах по пути поезда, следующего по маршруту Самара-Уфа-Челябинск. В конечном варианте проект поделился на публичную программу с онлайн-лекциями от представителей художественной сцены в трех городах и кураторскую лабораторию, в результате которой художниками были созданы видеоработы на местах.

Название проекта «Буш ара» в переводе с башкирского языка означает «свободное пространство». Возникновение движения, перемещения между пространствами стали содержанием проекта. В течение года мы с коллегами составляли сетку публичной программы, знакомились с художниками, вели обсуждения и документацию всего процесса.

В ноябре 2023 г. мы встретились с Полиной Суховой в Уфе впервые вживую, после плотной работы в окошках зума. Здесь же познакомились с художницей Тансулпан Буракаевой, и по случайности в городе оказался художник из Челябинска – Илья Ремезов. В процессе встреч мы устраивали коллективные прогулки и обсуждения, разрабатывали сценарии видеоработ и работали с текстами и идеями.

Художники лаборатории «Буш ара» из Самары – Кирилл Гуров и Яна Арбузова - работали в не совсем привычном для себя медиуме, но сохраняя основные темы, которые прослеживаются в их творчестве. Их работы отличаются от видеоряда других художников расплывчатостью и смазанностью. В центре внимания – Волга, которая выступает, с одной стороны границей города, с другой – паттерном, характеризующим горожан. Работа Кирилла Гурова плавно перетекает в работу Яны Арбузовой и наоборот. Видеоработа Кирилла – абстрактная живопись в движении, работа Яны – продолжение ее живописи в видео с использованием прозрачного материала, съемка городского пространства через банку, наполненную волжской водой».

Познакомиться с итогами лаборатории можно будет в воскресенье в «Художественном».

Информационный обзор редакции. 16+

Фото: Архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: