• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Черный космос Малевича: директор Художественного музея Алла Шахматова о выставке одной великой картины

Текст: Талгат Мусагалиев 

Фото: Сергей Баранов, Андрей Савельев.

До 20 декабря в Самарском областном художественном музее выставляется «Черный квадрат» Каземира Малевича из собрания Государственного Эрмитажа. Это стало возможно благодаря проекту «Дни Эрмитажа» в Самарской области. «Квадрат», который приехал в Самару, попадал в удивительные, порой мистические истории. Директор Художественного музея Алла Шахматова, рассказала, как они продолжаются по сей день.


В Самару приехал четвертый «Черный квадрат», написанный Казимиром Малевичем. У него захватывающая история. Расскажите ее.

В 1993 году у родственников Малевича Инкомбанком в Самаре был приобретен «Чёрный квадрат». Тогда же он прошел авторитетную экспертизу. После закрытия банка картина Малевича стала главным активом. В 2002 году за один миллион долларов полотно было приобретено бизнесменом Владимиром Потаниным, с целью передачи его на постоянное хранение в Эрмитаж. Когда перед нами встал вопрос, что бы такого интересного показать жителям Самары в рамках «Дней Эрмитажа», мы подумали, почему бы этой картине не приехать к нам. В этом году мы отмечаем 90-летие Аннэты Яковлевны Басс — легендарного директора нашего музея, которая проработала здесь более 50 лет. Благодаря ей и другим сотрудникам мы имеем уникальную коллекцию авангарда. В 1953 году было приказано уничтожить более 440 полотен, созданные группами авангардистов «Мир искусства», «Союз русских художников» и «Бубновый валет». Работники музея спрятали эти картины. Затем приказ был аннулирован. Аннэта Яковлевна очень хотела приобрести «Черный квадрат» в коллекцию музея, но по объективным причинам это было невозможно. Теперь в ее 90-летие полотно приезжает к нам и встречается с нашей коллекцией авангарда. Мы этой выставкой закрываем непростой год, и я думаю, 2021 год — новая точка отсчета для нас. Для «Черного квадрата» выделен отдельный зал, специально для него Дмитрий и Мария Храмовы сделали интересную инсталляцию. Это не просто показ — каждый зритель становится живым участником действия, попадает в космос Малевича.

«Черный квадрат» выставляется с другими авангардным искусством. Он точка или заглавная буква?

Сам Малевич считал, что точка. Для нас это знаковая работа, начало супрематизма, который дал многое, например, дизайну. Я думаю, в нашей жизни — это отсчет нового измерения. Выставка уже стала знаковой для Самары. Она проходит в рамках проекта, который впервые связал наш город и Эрмитаж. Мы получили высокую оценку от его сотрудников, думаю, наше сотрудничество продолжится. Очень много жителей приходит посмотреть на «Черный квадрат» и пытаются для себя разгадать его тайну. И вообще, к Художественному сейчас повышенный интерес, ведь мы параллельно выставляем работы передвижников из собрания Третьяковской галереи — два федеральных музея под одной крышей.

Когда началась подготовка к выставке?

В ноябре 2019 года губернатор Самарской области Дмитрий Азаров и генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписали соглашение о сотрудничестве между правительством региона и музеем. Сразу встал вопрос о предмете экспонирования. Идея показать «Черный квадрат» витала давно. Тогда мы еще не знали о пандемии, но все получилось очень символично. Именно в декабре 1915 года на выставке «0,10» перед миром впервые предстал «Черный квадрат». Можно сказать, мы отмечаем его 105-летие. Для Малевича все четыре «Квадрата» были равнозначны, на них на всех написано «1913» — год, когда пришла идея. «Квадрат» из собрания Эрмитажа, скорее всего, провожал Малевича в последний путь, поэтому он и остался в семье. Очень мистически и знаково.

Спросил про дату, потому что идея аудиенции, которая есть в названии выставки, очень перекликается с пандемией, с самоизоляцией.

Да, это гениально и удивительно. Когда в прошлом декабре мы обсуждали идеи с министром культуры Самарской области Борисом Илларионовым, он сказал, что показать «Черный квадрат» — очень интересно, но маловероятно. Полотно находится в постоянной экспозиции Эрмитажа, и то, что нам его отдали — тоже удивительно. Кстати, когда «Квадрат» приехал к нам, оказалось, что из-за стеклянного короба он больше, чем мы планировали. Сейчас он живет своей какой-то жизнью. Как сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Надеюсь, нашему “Квадрату” у вас понравится». Думаю, ему хорошо у нас.

У него есть характер, который отличает его от других «Квадратов»?

Нина Ивлева, директор Детской картинной галереи, когда-то была на выставке в Третьяковке, где были первый и последний «Черные квадраты». Она очень чувствительный человек и говорит, что по энергетике наш «Квадрат» превосходил первый. Все-таки Малевич вложил туда что-то необыкновенное, видимо, предчувствуя смерть. Он и завещал похоронить себя в супрематическом гробу, и чтобы «Черный квадрат» провожал его. Здесь очень много совпадений и мистики.

 


Михаил Дединкин

Куратор выставки, заместитель заведующего отделом заподноевропейского искусства Государственного Эрмитажа

«Черный квадрат» — самое знаменитое и эмблематичное произведение Малевича. Его название стало метафорой радикальности художественного мышления, когда беспредметность возводится в наивысшую степень. Воплотивший с максимальным лаконизмом идею «абсолютного нуля», начала и конца всех форм, явлений, миров, квадрат в своем философском значении оставался не до конца разгаданной тайной и для своего создателя. Малевич видел в нем глубочайшую тайну, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, повторить. Он назвал его своим главным произведением, поместил на обложку своей книги о супрематизме в 1916 году, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины..


Дмитрий Храмов

Архитектор

Наш с Марией арт-проект «Аудиенция» — это встреча «Черного квадрата» со зрителем. В нем несколько символических слоев, которые раскрывают смысл картины. С одной стороны, это интерпретация первого экспонирования «Черного квадрата» на выставке «0,10» в 1915 году в виде «иконы», размещенной в «красном углу». В нашем павильоне мы усилили этот эффект угла — заострили его в прямом смысле слова, и за счет этого получили супрематическое пространство. В остром углу выше роста человека расположен «Черный квадрат», подобно иконе. Таким образом, мы добиваемся супрематической обрядности — создания ритуала, процессуальности восприятия — одного из принципов супрематизма, заложенного Малевичем. В итоге пространство предстало в виде треугольной призмы, определенного супрематического космоса, где человек остается наедине с «Квадратом». Конструкция павильона ведет зрителей к картине, создавая на тактильном уровне ощущение восхождения к «иконе». Человек поднимается к «Черному квадрату» и новому искусству, преодолевая себя и традиции. К картине ведет пандус в виде синего клина — это тоже один из слоев, интерпретация работы Малевича «Синий треугольник и черный прямоугольник».

Одна сторона павильона — экран, куда проецируются движущиеся супрематические композиции цитат Казимира Малевича. Он разделен на две части — черную и белую, и цитаты инвертируются из одной в другую. Тени зрителей тоже проецируются на этот экран: они как бы отделяются от черной части, переходят свет супрематической игры цитаты и уходят в космос «Черного квадрата». Зритель после общения с картиной выходит из павильона в другое пространство, не нарушая движения следующей за ним процессии. Спускаясь из павильона в обыденность жизни, зритель видит экран извне и происходит наблюдение за наблюдателем в супрематическом космосе. Он видит, как следующий зритель «отслаивается» от темноты и его тень идет к «Квадрату».

Основной штрих аудиенции — реальный взгляд «Черного квадрата» на зрителей. Портрет наблюдателя в момент восприятия фиксируется на камеру и попадает на YouTube-канал. То есть каждый пришедший и его эмоции запечатлены в цифровой вечности.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: