• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Зельфира Трегулова: «Время учиться добродушному юмору»

Текст: Екатерина Гущина.

Фото: архивы пресс-служб.

В этом году исполняется 150 лет с момента основания знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок – творческого объединения, ставшего символом отечественной живописи XIX века и своего рода апофеозом реалистического метода в русском искусстве. Накануне открытия выставки «Передвижники: образ эпохи» Самару посетила Генеральный директор Третьяковской галереи.

Нет ли у вас ощущения, что посыл «Передвижников» особо актуален в это время? Бытовой реализм, семейственность противопоставленные мистификации и театральности?

Неоспоримо то, что произошел пересмотр по отношению к передвижникам и их искусству. И фокус зависит от понимания. Мы не отдаем себе отчет, что Павел Михайлович Третьяков приобретал картины очень молодых художников – фактически мальчишек, 28-30-ти лет. Я очень люблю, когда хожу по выставкам, соизмерять годы жизни и время создания полотна. Крамской, который изобразил себя в возрасте 37-ти лет, написал «Христоса в пустыне» – глубочайшее произведение – за несколько лет до этого. Репин создал «Бурлаков на Волге» в 28 лет. Правда, картина была заказана Великим князем и потом попала в Русский музей. Третьяков приобретал картины из мастерских, такое было стремление. И это, однозначно, было искусством, противопоставленным академизму. И то, что предложили передвижники – абсолютное новаторство. Это был отказ от исторических и евангельских сюжетов в пользу сюжетов современных. Как, к примеру, сделал Крамской или Илья Репин в картине «Не ждали». И вглядываясь в них, ты понимаешь, что это вечные вопросы, актуальные и для Достоевского, и для Толстого, которыми задаешься и сейчас.

 

 

Пожалуй, сейчас эти вопросы особенно актуальны.

Да, такое время, когда начинаешь понимать, что все, за чем ты стремился поспеть, бежать, вскочить на ступеньку тронувшегося трамвая, все становится относительно – остается концентрироваться на работе. С другой стороны, для современного человека утрата горизонта планирования – это тяжелейшее испытание. И каждый раз это попытка перепланирования. А время уходит сквозь пальцы. Я бы сказала в ответ на ваш вопрос, что нужно обратить внимание на особый психологизм работ передвижников. Это невероятная выставка, обновляющая блок картин, к которым уже привыкли. И сейчас, глядя на них, можно поучиться добродушному юмору, положительному отношению к жизни, задуматься о важных вопросах и многое переосмыслить.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: