• Город
  • Общество
Общество

Дойти до самых до окраин: интервью с руководителем департамента туризма Артуром Абдрашитовым

Вступив в январе текущего года в должность руководителя департамента туризма министерства культуры Самарской области, Артур Абдрашитов, крайне успешно до этого работавший в Казани, запустил проект «Поехали». Он объединил журналистов и всех неравнодушных, с целью исследовать родные просторы. Свой личный досуг Артур также посвящает открытию новых мест и исследованию Самарской Луки, которая, кстати, вошла в число конкурсных объектов Федерального Агентства стратегических инициатив по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма в России и имеет все шансы попасть в ТОП-10 объектов, дошедших до реализации. 

Вы верите, что можете кардинально (это ключевое слово) изменить историю внутреннего туризма в Самаре? Если верите, чем это подкреплено?

Начну с истории о том, почему я принял вызов приехать в Самарскую область. С краем, как с дестинацией на географической карте России, я был знаком. Меня привлекало это место как туриста, я отмечал его расположение «на первой береговой линии», саму Самарскую Луку, заповедную территорию, потенциал которой бесконечен и нам предстоит еще только его изучить. Также, задолго до вступления в должность руководителя департамента туризма, меня поразила «мода» на Волгу – практически в каждом названии объекта заложено наименование «волжское», а жители себя гордо называют «волжанами».

Да, и образ жизни – «волжский дзен».

Согласен, исторически сложившийся, очень особенный. Не смотря на то, что я прибыл в Самару также из Волжского региона, я очень часто слышал вопрос от гостей в Казани: «А где у вас Волга?» Там, не поднявшись на самую высокую точку, ее невозможно увидеть. В Самаре же она доступна на огромной протяженности, город вытянут вдоль реки, и для многих сходить днем искупаться – действие, сравнимое с обедом. Отдых на островах, водные прогулки за Волгу, гастрономическое удовольствие от рыбы и раков – все это совершенно обычная жизнь для жителей области. И это та «изюминка», которая привлекает туристов, в том числе из Волжских регионов: там тема не раскрыта.

У нас это – из любимого, дать толкование, найти новые смыслы. Инь и янь: городская часть – в деловом смысле активная, напряженная в некотором плане, мужская сторона города, «за Волга» - женская, мягкая, дарящая умиротворение, блаженство.

Поэтому тема Волги «вшита» в каждый код. Волжский хор, Волгафест, Волгаквест. Возвращаясь к основному вопросу, верю ли я в изменения, я бы сказал, что верю в создание истории туризма. Есть природа, есть Волга, есть активный отдых, речной туризм. Но нам необходимо продвижение, медиасопровождение того, что уже создано.  Я вам могу уверенно сказать, что не каждый регион может похвалиться таким количеством объектов, которые уже вписаны в речную и лесную среду. Каждый третий объект области для размещения гостей является объектом загородного типа. Так сложилось, что внутри текущих обстоятельств формируется тренд на путешествия внутри страны, и я более, чем уверен, что нам удастся правильно подать область потребителю за рубежом. Поскольку каждый иностранец, даже не разбираясь в географическом разделении нашей страны, в особенностях области, прекрасно знает, что такое Волга. И это первое, что они хотят увидеть, приезжая сюда.

Внутренний туризм предполагает и некоторую городскую «начинку». Мы в свое время были очевидцами, какой рывок сделала Казань, и уже нет самарца, не побывавшего там. Событийность, точки привлечения внимания. В нашем случае создается ощущение, что в воздухе преобладает леность и праздность.

Здесь есть достаточно большое количество мест, достойных посещения, но о них нет необходимой информации. У нас стоит задача задержать интерес туриста не в одной локации, а в целом  в Самарской области. Понятно, что город как живой организм требует развития, но, если активность будет проходить на расстоянии, от него близком, это тоже прекрасно. Мало того, нужно понимать, что есть целая каста туристов – и она превалирует над остальными – которая ставит перед собой задачу посещения одного места в течение непродолжительного времени. У них нет задачи монотонно и подробно заходить в каждую локацию: например, те же китайцы со скоростью ветра проносятся по территориям, имея намерение охватить ее максимум. Далеко не все, приехав в одно место, задерживаются в нем, не выезжая за его пределы. Со своей стороны могу сказать, что каждую субботу я исследую какой-то фрагмент области – подробно, с чувством, и за полгода такого досуга мест, которые могут заинтересовать туристов, я для себя определил в числе, приближающемся к семидесяти. Многие из них не видели местные жители, и о них точно стоит рассказывать. Могу сказать больше, человек, в течение двадцати лет принимающий гостей из других стран, чьей задачей является познакомить гостей с самыми красивыми местами, впервые, при нашем участии, побывал в северной части области и был удивлен. А в целом, в любом регионе есть эта «болезнь» - непопулярность туристического освоения мест своего пребывания. Для жителей Татарстана тоже неактуально путешествовать по Татарстану. Мы только приближаемся к преодолению этой тенденции, но не осознанно, а из-за сложившейся ситуации.

Какие места сами предпочитаете? Что случилось близкого, не по работе, а по душе?

Начну с того, что по работе. Практически всю свою жизнь я работал в другом направлении – культурно-познавательном. Поэтому для меня развитие экологического туризма – новая территория, с другими приоритетами, ресурсами. Это меня вдохновило. По душе – Самарская Лука однозначно. Я не разделяю ее на национальный парк, заповедник, муниципальные районы. Для меня – это абсолютно единая территория, где я впервые побывал, уже переехав в область 8 января. Тогда мои попытки увидеть всю привлекательность пространства сопровождались густыми туманами: было мистическое ощущение, что она хочет скрыться от взгляда. Когда я побывал там весной, летом, она произвела на меня неизгладимое впечатление. Каждая гора имеет свою историю: героев, которые там были и оставили о себе легенды, свои «имена» - неоспоримая «жемчужина», которую нужно, сохранив ее природный баланс, развить. Таким же отношение должно быть к памятникам культурно-образовательного наследия. Но в эко- теме это еще более тонкая история: иначе можно все «закатать» в бетон, отстроить здания.

Тогда лучше просто поехать в ОАЭ?

За экологическим туризмом не приезжают люди, чтобы идти по дорогам, устланными брусчаткой. Все ищут «соединения с природой». Мы не можем назвать эко туризмом наслаивание городского туризма над природной территорией. Нам крайне важен баланс.

- С такими настроениями взяли патронат над объектами Самарской Луки?

Да, участвуя во всероссийском конкурсе Агентства стратегических инициатив, связанном с выбором приоритетных территорий для развития, мы имеем в виду федеральный бюджет – конкурс проводится при поддержке министерства экономического развития, природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства по туризму. В отличие от других территорий мы выбрали очень масштабный проект – площадь его близка к 200 тысячам гектарам. Это и прилегающие пространства, и противоположные берега Волги. Инфраструктура, которая там уже сформирована, находится в нескольких минутах пути по реке. Все, что мы проводим сейчас – формирование заявок, мастер-планов территорий – вне зависимости от результатов конкурса (а мы надеемся на его успешность для нас) пригодится для развития Самарской Луки. Все работы ведутся с перспективой на ближайшие десятилетия. Мы подошли комплексно к проекту впервые, имея в виду возможную максимальную антропогенную нагрузку – перенасыщать пространства нельзя, и потоки должны быть перераспределены.

Чтобы тысячи человек на одном квадратном метре не продавили почву до недр. Хорошо, что нужно конкретно сделать в Самаре, что позволило бы быстро обрести городу статус «необходимого к посещению»?

Именно поэтому мы запустили проект «Поехали», в котором призываем местных жителей к путешествиям внутри области. Он является комплексом мероприятий по популяризации путешествий среди местного населения. Первый его цикл представляет из себя еженедельные пресс-туры, проходящие в первой половине недели, собирающие представителей СМИ и блогеров. Мы выезжаем на определенную локацию, где они, вдохновившись, делают большое количество публикаций, прямых трансляций, видео и фотоотчетов, которые в дальнейшем побуждают других людей на подобное путешествие. Могу заявить, что востребованность туров превышает наши ожидания – на сегодняшний момент, по итогам четырех туров, мы получили (и это только по официальным сведениям СМИ, не считая блогеров), около шестидесяти публикаций с охватом (внимание!) в двенадцать миллионов просмотров. Это, разумеется, не только региональный охват – мы получили репортажи на федеральных каналах, публикации СМИ, перехватившие эту информацию. Мы идем к тому, чтобы делать пресс-туры для журналистов из других регионов. По городу мы уже оформили медиафасады, более двадцати билбордов с фотографиями видов Самарской области, и эта цифра будет расти – путешествие на автомобиле является одним из самых доступных. Нам важно, чтобы все видели ценность того места, в котором живут.

Были ли вы в Самаре во время Чемпионата мира по футболу? Смогли ли оценить пик активности общественных инициатив, пешеходных улиц в это время? Не считаете ли, что многое из этого могло бы и должно бы быть сохранено? Люди хотят фланировать со смыслом, параллельно развлекаясь.

Я не был в Самаре на ЧМ, поскольку безвылазно занимался своей профессиональной деятельностью, однако я был в нескольких городах, принимавших мундиаль, спустя год. В том числе, в Самаре. И я увидел значительные перемены: благоустроенность, широкие дороги, фасады, фонтаны. Что больше всего порадовало – эти улучшения были сделаны в привязке к пешеходным, экскурсионным маршрутам. Многое было вложено в информационную среду: указатели, карты, метки, с помощью которых можно перейти на аудиоэкскурсию, чтобы понять ценность достопримечательности, рядом с которой находимся. 

Как вы оцениваете историю с пляжным туризмом? Он никаким образом не организован в городе и больше воспринимается как место, где «прогреваются бока». Не считаете, что это как раз то место силы, которое должно привлечь танцевальную культуру, йогу, экскурсионную историю? В целом, стать неким ритуалом, по примеру Тель-Авива и островов Индонезии? У нас есть все – закаты, водная стихия и, самое главное, желания людей.

Хочется вспомнить, что мы находимся на новой волне тренда «город-курорт» и среди волжских городов Самара в этом смысле – на первом месте. Все – впереди.

Думая об эко-туристе, первое, что приходит на ум, это возрастная категория лиц. Это клише: скандинавские палочки и прочее, но, тем не менее, укорененное. Прогрессивная молодежь отсюда уезжает, не находя для себя других точек внимания, в культуре и досуге, прежде всего.

Я все же разделю культурную и природную историю. Развитие экологического туризма связано с ограничениями городской интенсивности: из таких мест как Байкал, Алтай молодежь уезжает не меньше. Безусловно, экологический туризм оценен людьми более старшего поколения. Но эта ситуация распространена преимущественно в России. В других странах – в Норвегии, Китае – пешие маршруты очень востребованы молодежью. В условиях популяризации здорового образа жизни, активностей, велотуризма у нас есть все шансы ситуацию изменить. А любое культурное развитие должно сопровождаться, прежде всего, освещением за рамками региона. Поскольку очень часто организаторы событий сосредотачиваются на создании контента, но никак не берут во внимание необходимость продвижения. В мире – очень много примеров, когда мероприятия, с гораздо менее привлекательным содержанием, становятся более популярными у туристов.

В государственной программе «Развития туризма на 2021-2025 годы» одно из направлений – развитие кадровой инфраструктуры. Какие меры предпринимаются и что под этим подразумевается? Повышение квалификации каких кадров имеется ввиду?

В этом году мы планируем завершить программу туристско-рекреационного кластера области, которая была рассчитана на 2015-2025 годы. Пришло время составлять новую программу, и она будет рассчитана на следующую пятилетку. В ней предусмотрено шесть основных задач, и среди них – развитие кадрового потенциала. Туризм – это люди: развитие новых технологий не вытеснит человека. Нас всюду встречает человек, и от того, как он нас встретит, зависит первое впечатление. Специалист в области туризма – человек, который всегда должен совершенствоваться. Мероприятия по профессиональному совершенствованию направлены в первую очередь на линейных специалистов в области туризма. Это – службы гостиниц, размещения. Горничные, бармены, официанты. Экскурсоводы и переводчики. Мы планируем заниматься каждой из групп в отдельности.

Насколько сформирован «профиль туриста» – эта задача уже давно стоит, как пригласить, если своих удержать не можем?

Нам еще предстоит узнать туриста, которому интересна Самарская область. Что это за человек, откуда он, что его здесь заинтересовало. Это глубокое комплексное исследование. Их планируется до конца года, как минимум, два, через аналитику больших данных. Официальная статистика нам этого сказать не может. Будем знакомиться с непосредственным поведением туриста в Самарской области!

 

Текст: Катерина Гущина.

Фото: Артем Голяков.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: