• Город
  • Портреты
Портреты

Режиссер из Самары Ника Горбушина: «Не думаю, что если наградили, то твой фильм лучше других: любые оценки субъективны»

Текст: Екатерина Мокшанкина.
Фото: Михаил Кричевский.

В 2018-м Ника поступила в киношколу Федора Бондарчука, а этой осенью ее короткометражку «Варя» отметили спецпризом «Кинотавра». Узнали, каково молодому режиссеру балансировать между зрительскими оценками и внутренними требованиями.

В школу Бондарчука ты поступала на операторское отделение, а первое признание получаешь как режиссер. Твой дипломник будет в статусе оператора?

Нет, я теперь на режиссерском. Основатели школы в виде исключения разрешили мне перевестись, хотя сначала говорили, что это невозможно: «Будь готова к тому, что в дипломе будет написано «оператор». Но мне не так важно, что будет в корочке, главное – реальный съемочный опыт. Сейчас я снимаю режиссерский диплом, мы работаем над сценарием.

Это связано с успехом «Вари»?

Да.

А когда вы готовили этот короткий метр, ты понимала, какой будет успех?

Мне казалось, мы делаем что-то действительно необычное для нашей школы, у которой есть определенная узнаваемая стилистика и специфика. Нам намеренно ставят академические рамки: очень понятная драматургия, конфликты, близкие большинству зрителей. А мне хотелось, например, неоднозначной концовки… Наш фильм не лучше и не хуже, он просто немножко другой. Но ни попадания на «Кинотавр», ни в лонг-лист «Золотого орла» я не ожидала.

Главную роль девушки-пожарного играет Варя Шмыкова, которая переживает сейчас пик популярности. Это сыграло фильму на руку?

Когда я узнала, что «Кинотавр» будет проходить после выхода сериала «Чики» (популярный сериал 2020-го года режиссера Карена Оганесяна, где Шмыкова сыграла одну из главных ролей - прим. ред.), я очень расстроилась. Подумала: ну все, даже если наш фильм понравится, будет непонятно, он хорош сам по себе или потому, что там снялась известная актриса. Когда работали над «Варей», я не знала ни о «Чиках», ни о том, как они прогремят. Я брала просто яркую, но не супермедийную девушку. Но даже не стань Варя Шмыкова суперзвездой, она такая харизматичная и фактурная, что мне кажется, мы в любом случае нашли бы своего зрителя. Да и вся наша команда очень неплохо справилась.

Ты лично присутствовала на «Кинотавре»? Что удивило больше всего?

Мне говорили, что фестиваль из-за пандемии проводят менее масштабно, но мне хватило и того, что было. Очень, очень много людей. Когда идешь от гостиницы «Жемчужина» до Зимнего театра, вокруг стоят решетки, а за ними – куча сочинцев. Это странно: ты нет никто, а тебя из-за ограждения фоткают на телефон. И еще более странно, когда я шла одна, и кто-то крикнул из толпы: «Это же режиссер «Вари!», и я подумала: «Вау, что происходит? Это же короткий метр, даже не основная программа». А еще я, конечно, готова смотреть кино с утра до вечера, но на фестивале тебе не удается по-настоящему его прожить: только кончился фильм, а ты думаешь о том, как бы быстрее поесть и не опоздать на следующий показ, и, не успев пережить этот опыт, бежишь дальше.

Где сейчас твой дом: в Москве или в Самаре?

Какое-то время казалось, что в Москве я гостья. Приезжала домой и словно выдыхала. Сейчас я на неделю приехала в Самару, и просто не знаю, куда себя деть и чем занять. Особенно в будни, когда у близких своя жизнь. Думаешь: вот в Москве бы сейчас можно было встречаться со съемочной командой, работать над фильмом. В субботу ночью ехала по городу и смотрела в окно: все такое красивое, морозное, родное, но мне будто уже нет здесь места.

То, что ты в 27 лет уехала с «Кинотавра» с дипломом, что-то говорит о тебе как о художнике?

Награды нужны для того, чтобы этот мини-успех согревал в моменты, когда тебе будет очень плохо. Не думаю, что если наградили, то твой фильм лучше других: любые оценки субъективны. Да и всегда есть те, кто успел больше. Например, у Кантемира Балагова в моем возрасте уже случились Канны.

После такого громкого старта нет внутренней планки соответствия самой себе? Не страшно начинать новые съемки?

Честно скажу, страшно. Фильм должен быть лучше хотя бы потому, что прошел год, и я чему-то новому научилась. Для новой ленты взяла опасную тему – это комедия о смерти. Пока за рубежом делают тонкий и непошлый юмор на эту тему, у нас она жестко табуирована. Педагоги предупреждают, что, каким бы ни получился фильм в художественном плане, зрители разделятся на два лагеря: одни будут говорить, что это смешно и классно, другие - что отвратительно и так делать нельзя. Поэтому страх умножен на два: это и первая работа после «Вари», и рискованная тема. Но у нас классная команда, и я чувствую, что мы делаем искреннюю вещь, поэтому все равно иду в эту работу.

 


Картину «Варя» на «Кинотавре» отметили спецпризом с формулировкой «Варя, ты - огонь!» В декабре экспертный совет «Золотого орла» внес короткий метр Ники в лонг-лист премии. Ника относит себя к молодым режиссерам не из-за возраста, а поскольку делает первые шаги в этой профессии.
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: