• Город
  • Портреты
Портреты

Главный режиссер Самарского драмтеатра Михаил Лебедев: «Мы с труппой еще не устали друг от друга»

Текст: МАРГАРИТА ПЕТРОВА Фото: ВЛАДИМИР СУХОВ

В октябре впервые за долгое время Самарский академический театр драмы им. Горького получил сразу несколько наград на фестивале «Волжские театральные сезоны». Внимание жюри привлекала постановка главного режиссера театра Михаила Лебедева «Вот так и живем» по мотивам рассказов Шукшина.

Как думаете, почему консервативное жюри «Волжских театральных сезонов» оценило ваш спектакль «Вот так и живем»?

По большому счету в спектакле ничего экстраординарного нет. Может быть, он рассказан не совсем привычным языком. Именно своей простотой он и подкупает. Понятно, что есть люди, которым постановка не нравится. У некоторых сильно развито стереотипное восприятие. Даже в традиционных спектаклях взгляд на проблематику может быть разным. Могу ошибаться, но большинство зрителей знают материал на уровне школьной программы. И если оценки не совпадают – возникает неприятие.

Как давно вы главный режиссер самарского театра?

В конце 2018 года я был в Хабаровске, когда мне позвонил Валерий Викторович (Гришко – художественный руководитель театра прим. авт.) и даже не предложил, а поставил перед фактом. Фактически должность я занял в апреле 2019 года. Получается, почти два сезона. До этого приезжал сюда как приглашенный режиссер.

Работать постоянно с одной и той же труппой, на одной и той же сцене не ограничивает в художественном смысле?

Пока нет. Мы еще не устали друг от друга. За три года работы в театре я успел сделать всего пять спектаклей. Наверное, этот вопрос будет актуален года через три. Я еще даже не со всеми артистами труппы успел поработать. Стараюсь потихоньку привлекать к работе новых для себя актеров. Но не по три состава на каждый спектакль. Вообще не люблю больше, чем один состав.

Но в недавней премьере – «Десять негритят» – есть замены.

Так получилось из-за пандемии. Взяли одних актеров, они слетели, взяли других – и они тоже слетели. Мы вообще при подготовке жили одним днем: в любой момент премьера могла быть перенесена на неопределенный срок.

Довольны результатом?

Не совсем. Спектакль еще сырой. У Владимира Александровича Гальченко (исполнитель роли судьи Уоргрейва прим. авт.) не было времени даже вникнуть в то, что происходит. При тех обстоятельствах, в которых мы оказались, спектакль, полученный на выходе, говорит о том, что мы больше, чем просто справились. Но будем еще доводить его до ума. Нашей задачей-максимум было обойтись практически без бюджета.

Название «Десять негритят» сменили на «И никого не стало» из соображений толерантности?

Это было требование правообладателя. Мы пытались объяснить, что в наших реалиях подобное не имеет смысла. Но сделать ничего не удалось.

Вы брали роман Агаты Кристи из-за интересного детективного сюжета или вас заинтересовала философская составляющая текста?

Все вкупе. Жанр детектива такой же интересный, как и бульварные комедии, что помогает делать кассу. Но в то же время, это очень качественный материал. Помимо сюжета там есть необычный язык и авторская мысль.

Для вас это история о покаянии или возмездии?

Самое главное для меня другое. Не так важно, кто что делает. Важно не брать на себя ответственность за покарание других. Кто тебе дал такое право? И еще одна мысль: все тайное всегда становится явным. Что бы ты ни сотворил, рано или поздно об этом узнают. Это может случиться через пять минут, через десять лет или после твоей смерти.

Вы ставили перед собой задачу привлечь интерес зрителей, которые знают сюжет «Десяти негритят»?

Подобных людей не так много. Когда мы собрались читать текст с актерами, из одиннадцати человек половина не знали сюжета. Они только слышали о том, что есть такой роман и популярный фильм. По своим ощущениям могу сказать, что «Десять негритят» Станислава Говорухина был самым страшным фильмом, который я смотрел, когда был школьником. Но, когда спустя десять лет я его пересматривал, уже не был до конца уверен, кто же там убийца. И, наконец, людям в театре и кино интересно наблюдать процесс, а не только следить за сюжетом. По крайней мере, я надеюсь на это.

Как вашу постановку «Семью восемь» оценили на престижном фестивале молодой режиссуры «Артмиграция»?

Сам спектакль шел 50 минут, а обсуждение – более двух часов. Были позитивные и негативные оценки. Спрашивали: «А где же режиссура?» То есть не видно каких-то наворотов. Понравилась простота, понятность, доступность, актуальность. Хвалили актеров. Единственное, что меня пугало перед показом: в Самаре мы играем «Семью восемь» в камерном зале, а там нам пришлось выступать на большой сцене. К счастью, все прошло удачно.

Вам нравится формат фестивалей?

Да. Когда долго работаешь на одном месте, привыкаешь, немного сливаешься с окружающей обстановкой. Легко потерять связь с реальной действительностью. Фестивали в этом плане – холодный душ. Они дают возможность показать себя, посмотреть других и получить адекватную обратную связь.


Михаил Лебедев окончил курс Вениамина Фильштинского в РГИСИ (бывш. СПбГАТИ) в 2016 году. Ставил спектакли в Санкт-Петербурге, Уфе, Новокузнецке, Перми, Хабаровске. Постоянный участник лаборатории «Молодая режиссура». В том числе в Самаре в 2016 году делал эскиз по мотивам повести Пушкина «Гробовщик».
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: